Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах

Неопределенность равновесия.

Модель рынка труда.

Модель рынка товаров, производство которых нецелесообразно.

Модель рынка свободных благ.

Р
0
Количество (Q)
 
D
S
Рис. 6.3. Равновесие при нулевой цене

На рынке свободных благ при любой положительной цене объем предлагаемого блага будет больше величины спроса на него. То есть равновесие достигается уже при нулевой цене (рис. 6.3) (пр., рынок бездомных котят).

 

Р
0
Количество (Q)
 
D
S
Рис. 6.4. Равновесие при нулевом объеме.

На рынке товаров, производство которых технически возможно, но экономически нецелесообразно в силу чрезмерных издержек, равновесие достигается при нулевом объеме выпуска, поскольку при любом положительном объеме производства цена производителя, определяемая его издержками производства, будет выше цены спроса (рис. 6.4). (пр., до недавнего времени космический туризм).

При анализе рынка труда кривую предложения иногда изображают в виде дуги (рис. 6.5). Это означает, что после достижения определенного уровня заработной платы снижается интенсивность труда и соответственно падает количество отработанных часов. Если при этом кривая спроса имеет нормальный убывающий вид, возможно

Е1
Е2
S
D
Р
0
Количество (Q)
 
D
S
Рис. 6.5. Случай двух точек равновесия

существование двух точек равновесия (Е1 и Е2).

P         PE                  
P         PE2   PE1              
D
S
0 QE Q
D
S
a)
0 QE1 QE2 Q
D
S
S
D
б)
Рис. 6.6. Неопределенность равновесие  

На рис. 6.6 ситуация неединственного равновесия. Линия спро­са DD имеет нормальный вид. А вот линия предложения SS посте­пенно переходит из обычного для предложения положительного наклона в отрицательный и поэтому дважды пересекает линию спроса. В результате возникают две точки E1, Е2 равновесного со­стояния рынка. Такая ситуация возникает на рынках труда. Рост зарплаты увеличивает объем предложения труда. Однако после до­стижения определенного уровня зарплаты (например, на рис. 6.6 в точке E1) дальнейший ее рост сопровождается снижением пред­ложения труда. Кривая предложения труда загибается против ча­совой стрелки.

Неадекватное равновесие возникает при наличии у линий спро­са и предложения общего сегмента. На рис. 6.6 а линии спроса и предложения совпадают на вертикальном отрезке. Это означает, что рынок находится в равновесном состоянии в объеме QE в пределах изменения цены от РЕ3 до РЕ2.

На рис. 6.6 б линии спроса и предложения имеют общий гори­зонтальный сегмент. В этом случае рынок находится в состоянии равновесия и пределах объема продаж от QE1 до QE2 при строго оп­ределенной цене РЕ.

 

Наибольший вклад в изучение проблемы рыночного равновесия внес Альфред Маршалл. В концепции рыночного равновесия Мар­шалл рассматривает «краткосрочный период и долгосрочный пе­риод». В краткосрочном периоде производители и покупатели не успевают полностью приспособиться к изменившимся рыночным условиям. Они могут изменить лишь некоторые факторы производ­ства (например, нанять дополнительное количество рабочих, купить больше сырья). Однако полностью изменить условия производства (например, расширить парк оборудования, построить дополнитель­ные производственные площади) производители не успевают. Из­менение цен, по мнению А.Маршалла, происходит под воздействи­ем факторов, влияющих на спрос и предложение. Изменение этих факторов разрушает равновесие между спросом и предложением. Вместе с тем рыночные цены постоянно стремятся к равновесному состоянию, так как именно эти цены несут информацию о том, при какой цене уравновешиваются спрос и предложение.

Долгосрочный период, по определению Маршалла, – это вре­мя, достаточное, чтобы производители и потребители успели пол­ностью приспособиться к новым рыночным условиям. Они могут построить новые здания, приобрести и установить дополнительное оборудование или полностью его заменить на более прогрессивное в соответствии с новыми технологиями. А. Маршалл анализирует условия устойчивости рыночных цен в длительном периоде и при­ходит к выводу, что устойчивые рыночные цены должны соответ­ствовать альтернативным издержкам (стоимости) производства данного товара. Превышение цен над альтернативными издержка­ми – источник дополнительной прибыли. Если в отрасли цена выше альтернативных издержек, возникает повышенный интерес к этой отрасли новых производителей. Приток в отрасль новых капита­лов, которые принесут их владельцам дополнительную прибыль, расширит объем выпуска продукции отрасли. Это означает допол­нительный объем продаж на рынке данной отрасли, что понизит цены и ликвидирует дополнительную прибыль.

Если рыночная цена отрасли ниже альтернативных затрат, то часть производителей покинет отрасль. В результате производство сократится. А если продукции мало, наблюдается дефицит. В усло­виях дефицита цены растут, равновесие рыночной цены и альтер­нативной стоимости восстанавливается.

Наряду с созданием новых производственных мощностей либо сокращением действующих процесс приспособления производства к рыночным условиям предполагает отказ от традиционных произ­водств. Все эти процессы происходят в длительном периоде времени.

Анализ процесса приспособления производства к меняющим­ся рыночным условиям предполагает использование метода срав­нительной статики. В соответствии с этим методом сравниваются различные равновесные состояния рынка. Процесс перехода от од­ного равновесного состояния рынка к другому не принимается во внимание.

При использовании метода сравнительной статики рассматри­ваются три периода: мгновенный, короткий и длительный.

Мгновенный рыночный период период времени, в котором все факторы производства считаются постоянными. В течение этого периода производитель не может изменить объем выпуска продук­ции, поэтому, если происходит увеличение спроса, то ликвидиро­вать возникший дефицит можно только увеличением цены. Линия предложения в мгновенном периоде имеет вид вертикали (рис. 6.7).

D2
D1
E1
E2
S
D1
D2
0 Q1 Q2 Q Рис. 6.9. Равновесие в длительном периоде
P PE2 PE1
P PE3 PE2 PE1
P PE3 PE2 PE1
0 QE1 QE2 Q Рис. 6.8. Равновесие в коротком периоде
S1
E1
D1
D1
E2
D3
S1
D3
D2
D3
E2
E3
S1
E1
D1
0 QE Q Рис. 6.7. Равновесие в мгновенном периоде

В коротком периоде (рис. 6.8) объем выпуска продукции изме­няется за счет изменения объема переменных факторов (сырья, ма­териалов, рабочей силы). Линия предложения в коротком периоде представлена двумя сегментами. В первом сегменте Е1Е2 линия предложения имеет обычный вид, т.е. реагирует на возросший спрос и более высокую цену дополнительным выпуском продукции. Во втором сегменте E2S1 линия предложения имеет вид вертикального отрезка. Это означает, что все возможности для увеличения объема выпуска в коротком периоде исчерпаны. Для дальнейшего расши­рения производства в связи с растущим спросом необходимо нара­щивать выпуск, внедрять новые производственные мощности. Од­нако в коротком периоде выполнить это невозможно. Поэтому за пределами первого сегмента цена определяется спросом, а объем предложения – наличными производственными мощностями.

Длительный период – это время, в течение которого все факторы производства переменные. Линия предложения (рис. 6.9) приобрета­ет пологий вид. Объем выпуска продукции возрастает за счет ввода дополнительных производственных мощностей. Увеличение выпуска сопровождается ростом затрат в расчете на единицу продукции, по­этому цены растут. Однако в длительном периоде цены растут мед­леннее по сравнению с коротким и особенно мгновенным периодом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Равновесие спроса и предложения | Стабильность рыночного равновесия. Паутинообразная модель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.