Кроме продавцов и покупателей участником рыночных отношений может быть государство. Государственное вмешательство в экономику возрастает при нарушении сбалансированности отдельных рынков (частного равновесия) и равновесия всей экономической системы как целою (общего равновесия). Если нарушается равновесие отдельных рынков, возникают микроэкономические проблемы. При нарушении общего равновесия появляются макроэкономические проблемы, решению которых государство уделяет значительное внимание. Государство управляет денежной массой, корректирует фискальную и кредитную политику, вырабатывает меры по обеспечению занятости населения и социальной справедливости.
Остановимся на отдельных моментах вмешательства государства в рыночный механизм, т.е. на уровне микроэкономических процессов.
В рамках национального хозяйства в целом рынок может эффективно функционировать, если имеется ряд условий, которые создает не рынок, а государство. Принято выделять следующие основные причины, по которым вмешательство государства в рыночные процессы необходимо:
• защита (гарантия) прав частной собственности;
• производство общественных благ;
• защита конкуренции;
• внешние эффекты.
Гарантия прав частной собственности. Довольно длительное время существовало мнение, что частная собственность и рыночные отношения посредством «невидимой руки» успешно, с неслыханной в предыдущей истории скоростью, продвигают вперед национальное хозяйство. Однако по мере развития рыночных отношений оказалось, что общество нуждается в гарантии прав собственности. Государство (власть) определяет виды собственности, способы защиты ее прав. В условиях рынка переход собственности от одного владельца к другому – сложный процесс, требующий заключения контрактов, выдачи лицензий. Государство вводит обязательную сертификацию или лицензирование товаров или услуг, предлагаемых продавцами на рынке при недостаточной информированности покупателя о состоянии рынка.
Выдачу лицензий и сертификатов осуществляет государство. Так государство защищает права и потребителей, и производителей товаров и услуг.
Производство общественных благ. Все товары и услуги, производимые в национальном хозяйстве, делятся на частные и общественные блага. Можно отметить три определяющих различия между частными и общественными благами.
Во-первых, частные блага приобретаются индивидуальными покупателями. Мы можем утверждать, что частные блага делимы. В отличие от частных общественные блага неделимы. Невозможно поделить национальный парк, общественные дороги, коммунальные мосты и т.д.
Во-вторых, все частные блага конкурентны на стадии потребления. Это означает, что использование товара или услуги одним человеком ограничивает использование этого товара или услуги другим человеком. Если вы купили холодильник, то одним холодильником на рынке стало меньше для всех остальных покупателей. Они уже никогда не смогут пользоваться этим холодильником.
Общественными благами пользуются совместно. Нельзя выделить для себя часть национального парка, порцию оборонной услуги и т.д. Общественные блага лишены конкурентности в потреблении.
В-третьих, за частные товары и услуги всегда платят, их покупают. Общественные блага потребляют бесплатно. Мы платим за электроэнергию, потребленную в своем домашнем хозяйстве, но не платим за электроэнергию, израсходованную для ночного освещения улиц. Ночное освещение улиц – общественный товар. Никого нельзя исключить из числа потребителей этого товара.
Рынок не способен обеспечить всех общественными благами. Для доказательства этого постулата в экономической теории используется взятая из теории игр «дилемма заключенного», основанная на методе выбора решений и результатов. Результат определяется выбором, осуществляемым двумя равноправными партнерами. «Дилемма заключенного» объясняет полезность принимаемых коллективных решений. Существуют проблемы, которые общество может решить, только отказавшись от рыночных методов хозяйствования.
На рис. 6.14 – возможные варианты поведения двух заключенных, вместе совершивших преступление, изолированных друг от друга. Следствие предлагает партнерам признаться, дать показания. Наиболее выгодный вариант поведения для обоих заключенных – не давать показаний, в этом случае оба партнера получают минимальное наказание. Но такое решение требует отказа от эгоистического подхода каждого партнера. По существу это коллективное решение.
2-ой заключенный
1-й заключенный
Признался
Не признался
Признался
Не признался
Рис. 6.14. «Дилемма заключенного»: если признался один заключенный, то он освобождается, а не признавшийся получает максимальный срок – 10 лет; если оба молчат – получают наказание по 2 года; если признаются – получат по 7 лет.
Экстраполируем «дилемму заключенного» на принятие реальных экономических решений. Предположим, для строительства кольцевой дороги муниципалитету требуется 10 млн. руб. Каждому взрослому жителю города добровольно предложено внести в городской фонд строительства дороги по 1 тыс.руб. По условиям дилеммы это добровольное решение. Поэтому существует большая вероятность того, что многие жители не заплатят 1 тыс.руб. и для финансирования строительства средств не хватит. Однако многие неплательщики – владельцы личного транспорта – хотели бы пользоваться хорошей дорогой. В экономической теории их называют безбилетниками. Решить проблему «безбилетника» можно только коллективно. Дорогу построят лишь в том случае, если все заплатят указанную муниципалитетом сумму.
Ограничение конкуренции. Рынки можно классифицировать по степени ограничения конкуренции. Наибольший ущерб покупателям могут принести рынки абсолютной монополии. Товары, производимые фирмами-монополистами, не имеют заменителей, поэтому покупатели лишены права выбора. Монополист располагает возможностью контролировать цены и объемы продаж. Доступ новых фирм на рынок практически невозможен.
Таким образом, нарушается принцип свободного ценообразования и функционирования всей рыночной экономики. Поэтому государство по отношению к монополиям проводит особую политику ограничения их власти, защиты интересов потребителей и сохранения конкуренции. В большинстве стран разрабатывается антимонопольное законодательство.
Внешние эффекты. Побочные (внешние) эффекты рынка – одна из причин вмешательства государства в рыночную систему. Внешний эффект – это результат торговой сделки или производственного процесса, который оказывает положительное или отрицательное влияние на лиц, не участвующих в сделках и не имеющих никакого отношения к производственному процессу.
Отрицательный внешний эффект наносит потери третьей стороне, например, загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями наносит вред населению города. Государство при рыночной экономике выступает гарантом сохранения окружающей среды. Правительство разрабатывает системы санкций, штрафов, направленные на соблюдение допустимых норм вредных выбросов, обязывает предприятия строить очистные сооружения и т.д.
Позитивный внешний эффект приносят достижения науки. Исследования в одной сфере могут решить проблемы в совершенно иных областях.
Методы экономического воздействия государства на рыночные процессы. Существуют прямые и косвенные методы государственного вмешательства в экономику. К прямым методам относится установление государством фиксированных цен. При помощи косвенных методов государство воздействует на рыночные процессы посредством экономических инструментов, к числу которых принадлежат потоварные налоги и дотации.
Фиксированные цены могут устанавливаться на уровне более низком, чем равновесный, либо на более высоком. Заниженные цены обычно устанавливаются в целях социальной защиты населения.
В отдельных случаях государство устанавливает не фиксированную, а максимальную цену, выше которой производители не имеют права продавать свою продукцию. Это цены «потолка». Заниженные цены создают на рынке ситуацию дефицита.
На рис. 6.15 условиям установления цены ниже равновесной соответствует цена Р1. По этой цене объем спроса возрастет до QD1 (QD1>QE), предложение снизится до (QS1<QE). Возникает дефицит, так как объем спроса превышает объем предложения (QD1>Qs1). В условиях дефицита существуют нелегальные рынки, на которых цены резко возрастают. Правительство вынуждено вводить дотации производителям, так как это единственный способ увеличить производство при заданном уровне цен. Таким образом, заниженные фиксированные цены вызывают сокращение объема продаж.
0 QD2 QS1 QE QD1 QS2 Q
Рис. 6.15. Ситуации в условиях фиксированных цен
D
D
P
P2
PE
P1
E
Дефицит
Избыток
S
S
Рассмотрим ситуацию, когда правительство вводит фиксированные цены на уровне выше равновесной цены рынка. Этим условиям на рис. 6.15 соответствует цена Р2 (Р2 >РЕ), избыток предложения (QS2 >QD2). Объем продаж сокращается до величины QD2.
В отдельных случаях правительство вводит минимальные цены, которые выше равновесных. Особенность этих цен состоит в том, что продавцы не могут продавать свой товар по цене ниже установленной правительством. В экономической теории это так называемые цены «пола». На рис. 6.15 ценой «пола» может быть цена Р2.
Цель правительства при установлении завышенных фиксированных цен состоит прежде всего в защите отечественных товаропроизводителей некоторых отраслей национального хозяйства. Эта мера распространяется в первую очередь на сельскохозяйственную продукцию. В любом случае, если цена на рынке устанавливается выше равновесной, возникает избыток. Если правительство установило завышенные фиксированные цены, то ему ничего не остается делать, как самому закупать возникший избыток продукции. Поскольку основным источником пополнения государственного бюджета служат налоги, то последствия такой политики правительства выражаются в росте налогов.
Налоги. Государство использует налоги в качестве финансового инструмента воздействия на рыночное равновесие. Для воздействия на состояние отдельных рынков государство использует потоварные налоги. Это косвенные налоги, в число которых входят: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы на некоторые виды товаров (табак, алкогольная продукция, некоторые продукты питания: шоколад, деликатесные сорта рыбы и т.д.); таможенные пошлины.
Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара. Например, при продаже каждого холодильника по цене 5 тыс.руб. в государственный бюджет перечисляется 10% цены, т.е. 500 руб. В другом случае будет назначена ставка налога при продаже каждого холодильника независимо от его цены (500 руб.). Продажная цена холодильника в обоих случаях составит 5500 руб.
Кто является плательщиком налогов – продавец или покупатель – принципиального значения не имеет, так как в конечном итоге введение товарного налога вызывает сокращение объема продаж, повышение цены, фактически уплаченной покупателями, и понижение цены, фактически полученной продавцами.
Рассмотрим конкретную ситуацию. На рис. 6.16 до введения государством налога равновесной цене соответствовал объем продаж QE. Правительство вводит налог Т, который должен платить продавец за каждую товарную единицу.
D
S1
S
Доля
продавца
Доля покупателя
E
S
E1
S1
P
PE1
PE
PE2
D
T
N
0 QE1 QE Q
Рис. 6.16. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого продавцом
Введение налога смещает линию предложения влево и вверх на величину T. Линия предложения займет положение S1S1. Это означает, что теперь каждый объем продаж в любой точке на линии S1S1 производители предложат по цене на T руб., больше, чем прежде. Таким образом, за каждую проданную единицу товара продавец получит прежнюю цену, но объем продаж сократится (QE1>QE) В итоге в бюджет государства поступит сумма, равная (РЕ1 – Pe2) x Qe1. Разность (PE1 - PE2) – величина налогов, которая на графике представлена площадью прямоугольника РЕ2 РЕ1 E1N.
P
PE2
PE
PE1
S
S
Доля продавца
N
Доля покупателя
E1
E
D1
D1
D
D
T
0 QE1 QE Q
Рис. 6.17. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого покупателем
Рассмотрим ситуацию, когда налог уплачивается в госбюджет покупателем. В этом случае происходит смещение линии спроса DD в положение D1D1 на величину налога Т (рис. 6.17). После введения налога покупатели согласны купить прежнее количество товара QE по цене более низкой – РЕ1. Но продавцы готовы предложить к продаже по цене РЕ1 количество товара QE. Именно поэтому линия спроса сдвигается вниз. Возникает новая точка равновесия E1 Объем продаж составит QE1. Продавец за каждую единицу товара получает цену РЕ1. Покупатель, кроме цены РЕ1, платит еще налог, поэтому фактическая цена покупателя составит РЕ + Т = РЕ2. Сумма денег, поступившая в государственный бюджет, составит ТРЕ1 на графике это площадь прямоугольника PE1PE2NE1 (рис. 6.17).
Воздействие потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от эластичности спроса и предложения. От соотношения эластичности спроса и предложения зависит распределение налогового бремени между продавцами и покупателями. Эластичность – степень зависимости спроса от изменения цены. Подробный анализ эластичности рассмотрим в следующей теме. Если спрос и предложение эластичны, то введение налога незначительно повысит цену, но существенно сократит объем продаж. Противоположная ситуация, когда спрос и предложение неэластичны. При введении потоварного налога наблюдается значительный по сравнению с объемом продаж рост цен.
V
S0
S0
E0
D
S1
E1
S1
D
P
PE2
PE
PE1
0 QE QE1 Q
Рис. 6.18. Воздействие на рыночное равновесие товарной дотации
Дотации – денежные выплаты, которые производит государство для поддержания производства некоторых товаров и услуг. В отдельных случаях дотации получают потребители (в виде денежных компенсаций при повышении цен). Наиболее характерны товарные дотации, которые устанавливаются либо на единицу товара, либо в определенном проценте от цены. На рис. 6.18 до установления товарной дотации равновесная цена соответствовала объему продаж QЕ. После введения дотации на рассматриваемый товар (молоко) фермеры могут предложить прежний объем продукции на рынке по ценам, уменьшенным на величину дотации. На рис. 6.18 линия предложения сдвигается вправо и вниз на величину, равную размерам товарной дотации.
Спрос по более низкой цене РE1 возрастает, объем продаж QE1>QE При этом производители фактически с учетом дотации за каждую единицу товара получают цену РЕ2. Однако выигрыш производителя меньше дотации, так как свою долю в дотации имеет и покупатель: он заплатит за каждую единицу товара цену РE1 которая ниже прежней равновесной цены РE.
Как распределяется дотация между производителем и потребителем – зависит от эластичности спроса и предложения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление