КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Концепция
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Согласно Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ № 201 от 3.08.2006 г.), Плану действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг. (Распоряжение Правительства РФ №1507-р от 7.09.2010 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направлено на консолидацию российского общества, преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, формирование системы духовно-нравственных ценностей отечественной цивилизации у подрастающего поколения. Нормативно-правовой основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки» в структуре Федерального государственного образовательного стандарта общего образования являются Закон РФ «Об образовании» (ред. 2.02.2011 г.), Послание Президента РФ Федеральному собранию от 30.11.2010 г., Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки № 373 от 6.10.2009 г.) и документы регионального уровня. Программа «Социокультурные истоки» опирается на 17-летний опыт интегративного развития отечественного Истоковедения в 59 регионах РФ, позволяющий приобщиться к базовым ценностям отечественной культуры и осмыслить важность гармоничного духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Данная программа может стать концептуальной основой для разработки программ образовательных учреждений, муниципальных систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.
Программа исходит из признания приоритета устойчивых духовно-нравственных ценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений. Программа духовно-нравственного воспитания представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Ее стратегической целью является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества. Духовно-нравственное воспитание позволит придать образовательной системе новое качество, призванное раскрыть человеческие ресурсы ради социально-экономического, общественного и духовно-культурного развития социума. Задачи программы: v 3.2. Основные направления Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук. Основными направлениями данной программы являются: 1. Реализация концепции социокультурного подхода к истокам в образовании, направленного на развитие личности ребенка, и становление в нем, прежде всего, духовно-нравственного стержня, на укрепление семьи, на развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, на применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием. Социокультурный системный подход к истокам в образовании, являясь методологической основой программы «Социокультурные истоки», был рассмотрен и получил поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы. Учебные пособия, рабочие тетради, методические рекомендации, созданные на основе социокультурного системного подхода, в 2002 году получили гриф Министерства образования Российской Федерации. 2. Введение во всех звеньях образования учебного курса «Истоки», призванного ввести в содержание современного образования систему категорий и понятий духовно-нравственного и социокультурного характера, а также направленного на формирование чувства благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему. 3. Реализация программы «Воспитание на социокультурном опыте», позволяющей шаг за шагом прийти к возрождению первоначального контекста ценностей Истоков, а также способствующей становлению целостной системы обучения и воспитания, объединяя усилия Семьи и Школы и сохраняя при этом индивидуальный опыт и программы развития каждого образовательного учреждения. 4. Утверждение в педагогическом процессе активных форм обучения и воспитания, педагогических технологий, доказавших в течение многих лет свою эффективность и направленных на развитие ресурсов личности ученика, учителя и родителей, на формирование мотивации к социокультурному обновлению и духовному возрождению Малой Родины, региона и всего Отечества. 5. Внедрение комплекса программ дополнительного образования и досуговой деятельности для детей, подростков и юношества, реализуемых через детско-юношеские духовно-просветительские центры и центры духовно-нравственной культуры. 6. Разработка и внедрение социальных проектов, направленных на консолидацию усилий Школы, Семьи, Церкви, общественности, государственных и общественных институтов в деле духовно-нравственного оздоровления малых социумов (поселения, района, городского микрорайона), муниципальных образований и регионов. 7. Реализация издательской программы, итогом которой является создание целостного педагогического инструментария во всех звеньях образования по Истоковедению. Отечественное Истоковедение развивается семнадцать лет. В настоящее время оно системно, под руководством региональных органов образования, реализуется в Вологодской, Костромской, Калининградской, Нижегородской, Свердловской областях, Республиках Саха (Якутия) и Чувашия, а также еще в 52 регионах России в рамках муниципальных образовательных систем и отдельных образовательных учреждений. Издано 9 учебников в комплекте с рабочими тетрадями тиражом более 750 тысяч экземпляров, а также более 100 наименований учебно-методических пособий. В 2005 году программа получила Государственную премию Вологодской области по образованию, а в 2007 — удостоена награды Третьего Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Проведены десять Всероссийских научно-практических конференций по Истоковедению (Москва), в том числе семь — в рамках Международных Рождественских образовательных чтений, а также одиннадцать межрегиональных конференций (Вологда). Истоковедение развивает духовно-нравственную стержневую основу образования посредством учебного курса «Истоки» и программы «Воспитание на социокультурном опыте». Данное направление соединяет дошкольное образование, начальную, основную и профессиональную школу в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей, объединяет Школу и Семью в активном воспитании. Истоковедение решает задачи по созданию необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо Семьи, Общества и Государства, привносит в образование духовно-нравственное развитие на основе отечественных традиций (духовность понимается, прежде всего, как служение Отечеству в широком смысле этого слова). Программа «Социокультурные истоки»: 5. СТЕРЖНЕВАЯ ОНОВА ИСТОКОВЕДЕНИЯ. УЧЕБНЫЙ КУРС «ИСТОКИ».
Первый уровень. В дошкольном образовании вводится пропедевтика «Истоков». В период дошкольного детства начинается формирование духовно-нравственной основы личности ребенка. Второй уровень. В контексте Истоковедения в начальной школе вводится новый учебный курс «Истоки» и реализуется программа «Воспитание на социокультурном опыте», призванные приобщить детей к вечным истинам через самые простые понятия — имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда, терпение, любовь, раскаяние, истина и т.д. Третий уровень. В начальном профессиональном образовании («Истоки мастерства») развивается профессиональное достоинство будущих представителей рабочих профессий, уверенность в престижности и высокой миссии любой рабочей профессии. Цель курса —…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. В общеобразовательной школе учебный курс «Истоки» включается в учебный план с 1 по 11 класс в качестве самостоятельной дисциплины. В начальном звене «Истоки» направлены на ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………... В среднем звене акцент делается на ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. «Истоки» призваны консолидировать региональное сообщество вокруг образования, которое становится в таком случае важнейшим фактором оздоровления всей социокультурной среды. Методологической основой учебного курса является социокультурный системный подход к истокам в образовании, …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. В 1-м классе дети подводятся к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры, как СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА. Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды, а также основной деятельности человека: РОДНОЙ ОЧАГ (………………………………………………………………………………………………………………..), РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ (…………………………………………………………………………………………………………………..), ТРУД ЗЕМНОЙ (…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..), ТРУД ДУШИ (……………………………………………………………………………………………………….). В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека: ВЕРА (…………………………………………………………………………………………………………….), НАДЕЖДА (……………………………………………………………………………………………….), ЛЮБОВЬ (……………………………………………………………………………………………………….), СОФИЯ (………………………………………………………………………………………………………….). В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками традиций в нашей культуре как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА (……………………………………………………………………………………………..), ТРАДИЦИИ СЛОВА (………………………………………………………………………………………………), ТРАДИЦИИ ДЕЛА (…………………………………………………………………………………………………..), ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (………………………………………………………………………………………). В 5-м классе дети подводятся к пониманию важнейших идеалов отечественной духовности и культуры. Каждый идеал представлен посредством знакомства, «прочтения» и осмысления выдающегося памятника или явления: СОХА и ТОПОР (идеал артельного, общинного труда), КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ (идеал лада, согласного жизненного уклада), СОЛОВКИ (идеал духовного преображения), ПОКРОВА на НЕРЛИ (идеал меры и гармонии), «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА (идеал единения на основе любви и согласия), МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ (идеал державности, государственности), ЛЕТОПИСИ (идеал исторической мудрости). В 6-м классе в центре внимания находятся просторы Малой Родины и всего Отечества, а также ритмы времени, в котором протекает повседневность российской цивилизации. В теме СЛОВО и ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА подростки учатся раскрывать глубинные смыслы таких понятий, как Отечество, столица, края и земли Отечества, его рубежи и пределы. В теме СЛОВО и ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ представлены организация и «коды» пространства русского города и деревни, памятных и приметных мест. В разделе СЛОВО и ОБРАЗ ВРЕМЕНИ осмысливаются понятия век и год, жизненный и годичный круги в жизни человека, седмица и день, час и миг. В 7-м классе речь идет о высоком назначении ведущих и традиционных видов человеческой деятельности: ТРУД (земледелие, ремесло, торговля и предпринимательство), СЛУЖЕНИЕ (воинское, духовное, просветительское, государственное) и ТВОРЧЕСТВО (научное, художественное, техническое и др.). Семиклассники подводятся к пониманию того, что в каждом из видов полезной деятельности есть высокий смысл и высокая миссия, открывающая в человеке дар СО-ТВОРЧЕСТВА в становлении человеческой цивилизации. В 8-м классе речь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие темы, как ДУХ и ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА (дух творчества, его языки, мотивы), ИСТОКИ ОБРАЗА (образы мира Божественного, природного и человеческого), ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА РАЗУМА (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просветителя). В 9-м классе представлены различные ПУТИ к ИСТИНЕ, по которым шли, ошибались и все-таки находили их наши далекие и недавние предки. В 10-м классе («Служение Отечеству») учащиеся осмысливают значение служения Отечеству в многовековой истории России, определяют собственное воззрение на служение Отечеству. Рассматриваются темы: СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ КАК ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ИСТОКИ УПРАВЛЕНИЯ, ИСТОКИ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ, ДОБРЫЕ ПЛОДЫ. В 11-м классе («Отечественные традиции») учащиеся осмысливают ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ в разные периоды развития социокультурного пространства России, определяют главные жизненные ориентиры на основе отечественных традиций, обобщают и систематизируют знания по освоению социокультурных истоков в среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы. 6. Стержневая основа Истоковедения.
Главными целями программы являются: Программа представляет собой целостную систему внеклассных занятий. Каждое занятие является прямым продолжением работы детей, родителей и педагогов, начатой на уроке «Истоки». Соблюдается преемственность в содержательном, технологическом и организационном плане. Содержательным стержнем программы является система категорий и понятий, изучаемых в курсе «Истоки». Вокруг них разворачивается и вся деятельность, особенностью которой является активное участие родителей. Программа обеспечена методическими пособиями, книгами для развития учащихся, системой активных форм воспитания. 7. Программы дополнительного образования
7.1. Программа духовно-нравственного воспитания для промышленных предприятий. 7.2. Программа «Школа — социальный институт» апробирована в условиях сельских поселений. Ее задачами являются: 7.3. Программа «Северная Фиваида» ставит своей целью приобщение к патриотическому и нравственному опыту русского народа через посещение историко-архитектурных памятников Русского Севера и приобщение к его святыням. Программа предназначена для: Программа включает поездки по святым местам, «Время творчества» и «Время труда». Интерактивные формы работы с участниками программы способствуют осмыслению и сбережению традиционных и нравственных норм. 7.4. Программа «Моя семья» призвана повысить интерес общества к традиционным семейным ценностям, пробудить поиск истории своего рода, помочь подросткам и юношам через историю своего рода почувствовать свою сопричастность к истории всего Отечества. Программа завершается ежегодным областным семейным праздником «Семьи тепло — души отрада». 7.5. Программа «Ярмарка «Истоки» проводится с целью интеграции основного и дополнительного образования на основе категорий и ценностей «Истоков». Задачи программы: Ярмарка проводится по следующим номинациям:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |