Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности информирующей речи




Одна из главных целей коммуникации — передача ин­формации, поэтому во всех сферах общения преобладают речи информационного плана.

Общеизвестно, что «миром правит тот, кто владеет ин­формацией». Это особенно наглядно проявляется в совре­менном обществе, которое называют информационным: владение нужной информацией позволяет принимать пра­вильные решения, обретать власть, добиваться большего влияния в различных областях, более эффективно оказы­вать воздействие на людей.

Информацией называют сведения, являющиеся объек­том хранения, переработки и передачи. Подчеркнем, что информацией факты являются не сами по себе, а только в качестве объекта соответствующей деятельности. Обще­принятым считается деление информации на логическую, имеющую объективный характер, и эмоционально-оценоч­ную, выражающую преимущественного субъективные смыслы, оценки и отношения.

В то же время информация сама по себе не способна ока­зывать влияние на мысли, чувства и поступки людей, если она не «встроена» в какую-либо систему. Информация все­гда нуждается в переработке и «подаче» ее. Информация (от лат. informatio) переводится как изложение, истолко­вание, объяснение, тем самым подчеркивается, что инфор­мация всегда коммуникативно обусловлена. Она должна представлять новизну для адресата: это могут быть ранее не известные ему факты или новая интерпретация уже известного.

Коммуникативная цель информирующей речи — дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить инте­рес к предмету речи. Любое риторическое выступление должно обладать новизной. В основе новизны может быть сама информация или способ ее преподнесения.

К особенностям информирующей речи можно отнести: удовлетворение потребности слушателей в получении ис­черпывающей информации по данному вопросу; пробуж­дение любознательности; актуальность для данной ауди­тории; демонстрацию нерешенных проблем; наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и но­вого, подчеркивание новизны информации.

Информационная речь так же, как и другие речи, тре­бует, чтобы ее тема, предмет и различные аспекты этой темы соотносились с запросами, интересами и уровнем понимания аудитории.

В то же время жанр выступления и условия самой ком­муникации всегда определяют некоторые границы во вре­мени и объеме для освещения той или иной информации, а специфика любой речи и тем более информационной речи такова, что высказывание должно полностью раскрывать заявленную тему. Соответственно, успех этого вида речи во многом зависит от того, насколько актуальным и инте­ресным предмет этой речи будет для слушателей.

В информирующей речи в большей степени, чем в дру­гих видах речи, эффективно действуют законы логики, как в подаче материала, так и в его восприятии и переработке. Так, высказывание на узкую и конкретную тему всегда информационно насыщеннее, чем на тему широкую и об­щую. Новые сведения запоминаются намного эффектив­нее на фоне известного. Информация, которая «вписыва­ется» в существующую в сознании слушателей систему, не только лучше усваивается, но и «прирастает» за счет того, что уже усвоено каждым. Для того чтобы дать воз­можность переработать новое, информация должна пода­ваться «порциями».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.