Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция на ГАК

 

1. Роль речевой коммуникации в «контактной зоне»

«Коммуникация» происходит от латинского “communico”, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь». Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность. Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляется не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и обмена информацией: дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык.

Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов, а невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков(рисунки и т.п.). Но вербальные средства общения тоже неоднородны.Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза – средства невербальной коммуникации.

Язык и речь. Между понятиями «язык» и «речь» существуют различия. Упрощенно: язык – система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Говорят о системе русского, английского и др. языков. Звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения – универсальные звуковые единицы. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой – морфологический – синтаксический – семантический.

Термин «речь» исп-ся в двух значениях: 1. Речью наз-ся один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь – конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой, либо в письменной форме. 2. Речь – результат деятельности – текст (статья, сообщение и т.д.).

Функции языка и речи. Любое языковое высказывание (устное или письменное) – это речь. О функциях языка следует говорить, имея в виду это обстоятельство.

Основные функции языка:

1) информационная – передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей;

2) агитационная – побуждение, призыв, просьба;

3) эмотивная – непосредственное выражение чувств, эмоций.

Говорят ещё о метаязыковой (использование языка для описания предмета) и о фатической (установление контакта между участниками общения).

Речь и мышление. Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации яв-ся функция выражения мысли. В речи мысль не только формулируется, но и формируется. Речь неотделима от мысли. Ученые считают, что в речевом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают необходимую для общения материальную оболочку. Речь и мышление не тождественны. С одной стороны, мышление шире, чем речь, поскольку оно опирается не только на язык. Наряду с речевым мышлением существует практически действенное и наглядно-образное. С другой стороны, в каких-то отношениях речь шире мышления, поскольку она передает не только понятийное содержание, но и эмоции. Речь стилистически окрашена и социально дифференцирована, т. е. вариативна. Механизмы мышления универсальны для всех людей, независимо от их национальности и социальной принадлежности.

Виды речи. Внутренней речью наз-т языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Считается, что процесс внутренней речи протекает с большой скоростью и сама она различается степенью языковой оформленности в зависимости от условий. Три типа внутренней речи.

1. Внутреннее проговаривание, т.е. речь про себя, которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления. Такая речь типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях.

2. Собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами образов и т.д.)

3. Внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах программы реч. Высказывания, целого текста или его частей.

Внешняя речь – это процесс речевой деят-ти, включающий различные механизмы кодирования и декодирования информации; то, что мы произносим, слышим, читаем, пишем.

Речевая деятельность -- как один из видов деятельности человека хар-ся целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации и контроля. В соответствии с этими фазами осущ-ся каждое речевое действие. Исходным моментом любого реч. действия яв-ся речевая ситуация, т.е. такое стечение обстоятельств, к-е побуждает человека к речевому действию (нп, к высказыванию). Примеры реч. ситуаций: необходимость ответить на?, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом. Реч. ситуация побуждает мотив высказывания, к-й в отдельных случаях перерастает в потребность совершения этого действия. В реализации реч. действия выделяются следующие этапы:

1. Подготовка высказывания. Происходит осознание мотивов, потребностей, целей, осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки.

2. Структурирование высказывания. Осуществляется выбор слов, расположение их в нужной последовательности и грамматическое оформление – все это происходит во внутреннем плане.

3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Этот этап самый ответственный, поскольку он определяет «+» или «-«результат высказывания.

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. обратной связи.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии:

1. переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;

2. расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;

3. понимание общего плана высказывания;

4. понимание замыслов и мотивов высказывания;

5. оценка полученной информации (содержание высказывания, его идеи, позиции говорящего и т.п.)

6. понимание выбора формы и яз. средств.

Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго возможен, второй без первого – нет.

Обратная связь (то есть реакция на высказывание) – важный элемент контроля реч.действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь – диалог.

Качество понимания предаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при к-х осуществляется ком. Совокупность таких условий – контекст. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) включает то, что подлежит непосредственному наблюдению: вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В срытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т.п.). в зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Поскольку главная цель речевого общения – обмен информацией, человек стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие влияние на процесс общения. На основе таких факторов выделяются различные формы и типы реч. комм-ции.

Формы и типы речевой коммуникации. Устная и письменная формы вербальной речевой ком-ции. Типы речевой ком-ции опред-ся по ряду признаков.

1. Условия общения:а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (диалог) и с пассивной обратной связью (письменное распоряжение);б) опосредованное общение (выступление по радио, телевидению, в СМИ).

2. Количество участников:а) монолог; б) диалог; в) полилог.

3.Цель общения: а) информирование; б) убеждение (побуждение, объяснение и т.п.); в) развлечение.

4.Характер ситуации: а) деловое общение (доклад, лекция, дискуссия); б) бытовое общение.

Виды речевой деятельности.С точки зрения механизмов кодирования-декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, к-е принято наз-ть видами речевой деятельности.

Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значени й.

Модель речевой коммуникации.В основе речевой комм-ции лежит единая схема, или модель. Ее компоненты:

1. Отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек.

2. Получатель инф-ции (или адресат) – читающий или слушающий человек.

3. Сообщение – текст в устной или письменной форме – неотъемлемая часть модели.

Отдельное речевое действие (фрагмент комм-ции) наз-ся коммуникативным актом. Нр, в диалоге – реплика одного из собеседников.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направления государственной политики в области противодействия ЧС | Культура речи. Нормативный аспект культуры речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.