Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведение

Предмет, цели и задачи курса «Основы патриотического воспитания».

 

Вопросы лекции:

1. цели, задачи и содержание курса «Основы патриотического воспитания».

2. Место патриотизма в структуре социального бытия.

3. Патриотическое воспитание – приоритетное направление и важная составная часть образовательного процесса.

4. Качества патриота современной России и чем он с ней связан.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе «Об образовании»:

 

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

 

Существенное значение для социального становления человека имеет воспитание. Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Общество характеризовало эту суть, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом чаще оно заботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических условий, возникшие в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и сферы образования, потребовали новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса.

Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», М. И. Рожков обобщил и определил наиболее общие признаки этого феномена, которые выделяются большинством исследователей:

- целенаправленность воздействий на воспитанника;

- социальная направленность этих воздействий;

- создание условий для усвоения определенных норм отношений;

- освоение человеком комплекса социальных ролей.

Следует разграничивать два различных понимания термина воспитание: воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил то или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в ходе воспитательного процесса (тут воспитание, по нашему мнению, смыкается с понятием образования). Но, как мы полагаем, в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения.

Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности в реальные социальные отношения молодых людей, то есть возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компонент. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей: с одной стороны, они адекватны социальным отношением взрослых, с другой - носят опережающий характер. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Воспитание человека решает комплекс задач, среди которых одно из важных мест занимает формирование патриотических качеств. Патриотическое воспитание, по мнению многих отечественных исследователей, занимает в содержании современного воспитания интегративные позиции, соединяя в себе функции других видов воспитания и выступая необходимым условием формирования личности полноценного гражданина своего Отечества.

В истории России патриотическому воспитанию всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, мужество, героизм и стойкость в бою. Многие века патриотическая идея верно служила созданию и укреплению государственности, армии, воспитанию воинов и граждан, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Во все времена у всех народов патриотизм являлся важнейшим условием формирования национального самосознания, воспитания преданности, любви к своей Родине и своему народу.

Идеи патриотического воспитания волновали многих ученых-педагогов, историков, философов и этнографов. В научно-методической литературе широко освещены и представлены вопросы патриотического воспитания детей, подростков и студенческой молодежи.

Проблемам патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста посвящены научные исследования С.Т.Алиевой, Е.С.Ананьевой, А.А.Аронова, В. И. Баева, А.Р. Балагланова, А.Н.Вырщикова, З.Т.Гасанова, О.К. Гусейнова, А.Р. Жумакова, Д.П.Ильченко, А.П.Кабаченко, В.А.Караковского, А.Е.Кондратенкова, Н.М. Конжиева, Г. А. Коноваловой, И.В. Кострулевой, В.В.Макарова, А.С.Миловидова, К. В. Назаренко, Л. Е.Никоновой, В.В. Пионтковского, Г. И.Рогачева, Г.В. Рудаковой, А.Х.Халикова, Т. М. Шашло и др.

В исследованиях этих педагогов освещены средства, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста и даны научно-практические рекомендации по организации работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Эти педагоги подчеркивают необходимость воспитания у детей с раннего возраста патриотических чувств (любви к Родине, уважительного отношения к культуре, языку, традициям и обычаям своего народа).

Теоретико-методологические и концептуальные основы патриотического воспитания студентов представлены в исследованиях А.Г.Агаева, Н.А.Белоусова, Ю.С.Васютина, А.Н.Вырщикова, З.Т.Гасанова, А.Р.Жумакова, С.И. Кожевникова, В.И.Лутовинова, В.В.Макарова, А.С.Миловидова, Л.И.Мищенко, Г.М.Рогачева, М.Н.Росенко, В.А. Телегина, А.Х.Халикова, Т.М.Шашло.

В диссертационных исследованиях и монографиях этих педагогов разработаны методологические и концептуальные основы системы патриотического воспитания учащейся молодежи и определены основные направления воспитания патриотизма, дружбы, веротерпимости и гражданственности. В этих исследованиях проанализированы методологические аспекты патриотического воспитания и раскрыты причины ослабления работы по патриотическому воспитанию молодежи.

Большое значение для развития теории и практики патриотического воспитания, обоснования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработки региональных программ по патриотическому воспитанию населения имеют научные статьи и учебно-методические пособия В.И. Лутовинова, Б.М.Игошева, Л.Я. Рубиной, А.С. Быкова, А. Г. Агаева, М.Б. Акаева, С. А. Алиева, А.А. Аронова, Г.И. Батуриной, М.И. Богомоловой, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, Ю.С. Васютина, А.Н. Вырщикова, З.Т. Гасанова и др.

Авторы этих научных статей и учебно-методических пособий раскрывают содержание, сущность, формы и методы патриотического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи и особо подчеркивают необходимость создания научно обоснованной системы патриотического воспитания и разработки региональных программ для образовательных учреждений.

Исторический опыт развития и становления нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Характеризуя создавшееся в стране положение, В. В. Путин говорил о том, что даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило первоначальное позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, крепче, счастливее.

Характерной особенностью развития современного отечествен­ного образования является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления, тенденций эволюции в ус­тоях социального бытия, идеях, идеалах и ценностных ориентирах гражданина России, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии. Эта особенность не случайна.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граж­дан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы» констатирует необ­ходимость обращения к ресурсу патриотизма как наиболее востребо­ванному средству стабильного развития России.

«События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской куль­туры, искусства и образования как важнейших факторов формирова­ния патриотизма»1.

Проблема воспитания патриотизма приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхо­да из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности.

В этой связи особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов, осуществляемая в общеобразовательных уч­реждениях.

Поддержка деятельности педагогов, занятых в системе воспита­тельной работы, составляет одно из направлений приоритетного на­ционального проекта «Образование».

Основой разработки теоретико-методологических и проектно-технологических параметров образовательной деятельности в сфере патриотического воспитания молодёжи, ориентированной на развитие эмоционально-ценностного ядра патриотизма современного гражда­нина России, может послужить интеграция патриотизма как исторически сложившегося социокультурного феномена в современное образо­вание. В истории отечественного образования, в религиозной и свет­ской педагогике проблема патриотического воспитания является од­ной из центральных. В истории русской общественной и религиозной мысли духовная сфера патриотизма характеризуется как интегративная, детерминирующая связь человека с окружающим пространством его бытия, описываемая в понятиях любви, преданности, долга, ответ­ственности, верности, а воспитание патриотизма рассматривается как на бытийном уровне, через систему ценностей, привязанностей, сте­реотипов, верований во всем многообразии характеристик их про­явлений, так и на сакральном (образы, подобия, впечатления, смыслы, идеалы, воображения, представления).

 

1. Воспитание молодежи в современном обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, средств массовой информации. Важное значение приобретает формирование личности, способной к социализации, уважающей права и свободы граждан, обладающей высокой нравственностью. В связи с этим одним из приоритетных направлений и составных частей образовательного процесса является гражданско-патриотическое воспитание молодежи, осуществлением которого занимаются, в том числе и социальные педагоги, социальные работники, организаторы работы с молодежью. Проблема их подготовки к организации работы по формированию гражданственности и патриотизма у детей и подростков становится чрезвычайно актуальной.

В определенной степени решению этой задачи способствует изучение спецкурса «Основы патриотического воспитания». Дисциплина является факультативным предметом обучения по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная работа», «Воспитательная работа». Она тесно увязывается с прохождением студентами курсов по истории Отечества, социальной педагогике, социальной работе и методике воспитательной работы.

Цель дисциплины «Основы патриотического воспитания» - изучение научно-теоретических и методических основ гражданско-патриотического воспитания, овладение умениями и навыками социально-педагогической и социальной работы с детьми и подростками по формированию качеств гражданина-патриота своей страны.

 

Реализация цели предполагает решение следующих задач:

- изучение и углубление теоретических основ патриотического воспитания молодежи;

- изучение нормативно-правовых актов, связанных с организацией патриотического воспитания в образовательных учреждениях;

- овладение методикой организации и проведения внеучебных форм обучения по патриотическому воспитанию учащихся и молодежи, а так же массовой патриотической работы;

- выработка у студентов умений и навыков организации и проведения воспитательной работы патриотической направленности в должности социального педагога, социального работника, организатора воспитательной работы;

- формирование у студентов чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

 

Подготовка студентов к социально-педагогической и воспитательной работе, в том числе по патриотическому воспитанию, должна опираться на активные методы обучения, ориентированные на решение конкретных проблем патриотического воспитания. Творческие и практические задания, используемые на занятиях, способствуют преобразованию полученных знаний в личностные установки, что позволяет преодолеть традиционную информативность занятий и мотивировать студентов к практическому взаимодействию с детьми. Так, например, при изучении темы «Сущность и содержание патриотизма» в рамках лекционного материала рассматривается ряд понятий, в числе которых:

Традиции – специфические формы функционирования общественных отношений в виде устойчивых, повторяющихся, передающихся из поколения в поколение массовых норм, идей, принципов, действий, чувств, которые выражают ценностное отношение людей к основным видам материальной и духовной деятельности.

Национальные традиции – исторически сложившиеся, устойчивые традиции, постоянно передающиеся и несущие определенные ценности социальной, трудовой, духовной, бытовой деятельности и физического воспитания конкретного народа.

Родина – в этимологическом смысле восходит к слову «род»: род, родитель, родня, родник. От корня «род» произошло понятие «народ», обозначающее, в первую очередь, людей, связанных между собой родством по крови, месту жительства, по языку, территории обитания, традициям, обычаям. И по мере расширения этого круга людей расширяется и понятие народа, его родной земли. Под ней понимается уже не только хутор, аул, кишлак, поселок или городок, где человек появился на свет, но и более далекие места, вплоть до всей страны.

Родина – это и определенная политическая, социальная, культурная среда, в которой живут и взаимодействуют различные социальные, национальные группы.

Отечество – понятие, которое включает: а) территорию, с которой связана история данного народа, различных национальностей; родная земля, где народ выступает как субъект, как творец истории; б) конкретную социально-этническую общность со своей культурой, языком, национальными традициями; в) определенный общественно-экономический и социально-политичес­кий строй, которым определяется тип отечества. И другие.

На практических и семинарских занятиях студентам предлагается поразмышлять над вопросами и заданиями:

Контрольная работа № 1. Региональные и этносоциальные аспекты патриотизма.

1. Регионализация как социальное явление.

2. Конфессиональные особенности Урала и патриотическое воспитание.

3. Традиционные культуры в контексте патриотизма.

Контрольная работа № 2. Особенности военно-патриотического воспитания

1. Правовые основы военно-патриотического воспитания.

2. Организация военно-патриотического воспитания обучающихся в образовательном учреждении.

3. Проведение поисковой военно-патриотической работы.

Контрольная работа № 3. Организация системы патриотического воспитания.

1. Принципы построения педагогической системы патриотического воспитания.

2. Структурно-функциональная модель патриотического воспитания.

3. Эффективность и результативность функционирования системы патриотического воспитания.

4.Виды всестороннего обеспечения успешного функционирования системы патриотического воспитания.

Контрольная работа № 4. Оценка результативности патриотического воспитания.

1. Система объективных критериев.

2. Алгоритм и методы проведения педагогического мониторинга патриотического воспитания.

3. Анализ результатов патриотического воспитания

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие Internet/Intranet технологий | В конце изучения дисциплины предусматривается написание рефератов и сдача зачета в конце 2-го семестра обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.