КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Екскурсійне обслуговування
План 1. Язык как объект лингвистических исследований. Специфика лингвистического знания. 2. Критерии разграничения лингвистических дисциплин: А) системные отношения языковых единиц и связанных сними дисциплин; Б) статический и исторический аспекты изучения языка; В) лингвистические дисциплины, изучающие функционирование языковых единиц. 3. Общие задачи науки о языке. 4. Выводы. Литература 1. Кодухов В.И. Общее языкознание. М.: ВШ, 1974. 3. Кибрик А.Е. Современная лингвистика: откуда и куда? — Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1995, № 5 4. Лингвистический энциклопедический словарь.– М.: Русский язык, 1990. 5. Русский язык. Энциклопедия. – М.: 1979.
6. Лингвистический энциклопедический словарь.–М.: Русский язык, 1990.
1. Язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием. Языкознание входит в качестве одной из центральных наук в круг гуманитарных научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество. Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Лингвистика является частью семиотики как науки о знаках. Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык». Лингвистика изучает не только существующие (существовавшие или возможные в будущем) языки, но и человеческий язык вообще. В широком смысле слова лингвистика подразделяется на научную (то есть предполагающую построение лингвистических теорий) и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика. Специфика лингвистики как области научного знания предопределяется прежде всего свойствами ее объекта - естественного человеческого языка во всех его проявлениях. Язык же, с одной стороны, теснейшим образом связан с психической сферой человека, и прежде всего — с его мыслительной деятельностью и с продуктами этой деятельности, с тем, что называют «духовной сущностью» человека. Язык — неотъемлемая часть человека, одно из основных проявлений его человеческой сути. В этом плане он относится к объектам «идеальной» природы, и поэтому лингвистику правомерно считать гуманитарной наукой. С другой стороны, язык есть естественное образование, возникшее и существующее помимо воли человека, и как таковое он является объектом материальной природы. Это обстоятельство объединяет лингвистику с областями естественнонаучного знания. Язык отличается чрезвычайной многомерностью и многокомпонентностью, что обусловливает возможность изучения его с очень различных точек зрения и с различной степенью детализированности. Это обстоятельство находит свое отражение в постоянно возрастающей разветвленности лингвистического знания. Современная лингвистика состоит из множества «частных лингвистик», имеющих каждая свой конкретный объект, цели, презумпции и методы. 2. Разграничение лингвистических дисциплин принято осуществлять по нескольким критериям: Лингвистические дисциплины, изучающие языковую систему: А. По языковым ярусам. Здесь целесообразно отметить, что системность характерна как для языка вообще, так и для совокупности дисциплин, изучающих его. Представление о языке как о системе восходит еще к трудам античных исследователей, но наиболее четко они сформированы в трудах В. фон Гумбольдта и Ф. де Соссюра. В эпоху структурализма язык рассматривался как система. Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Особенности, которые можно наблюдать в языке: 1. Системные отношения проявляются даже в малых элементах систем. 2. Прибавление или убавление какого-то элемента приводит к изменению связей в системе. Отношения системности можно свести к трем типам: • Синтагматические отношения. • Парадигматические отношения. • Иерархические отношения. Синтагматические отношения между элементами языка - это отношения единиц в линейной последовательности. Иначе эти отношения называют комбинаторными. Парадигматические – группировки единиц в классы на основании общности или сходства их некоторых существенных свойств. То есть парадигматические отношения никогда не характеризуются отношением реального взаимодействия. Иерархические – отношения по степени сложности или отношения вхождения менее сложных единиц в более сложные. Таким образом, отношения системности языковых единиц предполагают систему лингвистических дисциплин, каждая из которых будет направлена на изучения определённого яруса языка: 1) Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. 2) Лексикология - это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Лексикология делится на общую и частную. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка. В лексикологии рассматриваются:
Объектом изучения является слово. Оно изучается также в морфологии и словообразовании. Однако если в них слова оказываются средством для изучения грамматического строя и словообразовательных моделей и правил языка, то в лексикологии слова изучаются для познания самих слов, а также словарного состава языка (лексики). Так как лексика является не просто суммой слов, а определенной системой взаимоотносительных и взаимосвязанных фактов, то лексикология предстает как наука не об отдельных словах, а о лексической системе языка в целом. 3) Словообразование – это раздел лингвистики, изучающий образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Различают синхронное и диахроническое словообразование. 4) Грамматика, которая подразделяется на 2 раздела – морфологию и синтаксис: - Морфология - раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части — морфемы. В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. - Синтаксис - в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению. Границы синтаксиса и морфологии не всегда можно очертить с достаточной уверенностью: слово (предмет морфологии), как и предложение, обладает определенной иерархической структурой, и морфологические категории, как и синтаксические, связаны с выражением некоторых наиболее частотных значений. Б. По хронологическому принципу. Лингвистика может описывать хронологический срез языка в определенную историческую эпоху, при жизни одного поколения (синхроническая лингвистика, иногда также называется «синхронной»). Сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению (историческая лингвистика, иногда также называемая «диахронной» или «диахронической»). В связи с этим выделяются: - История русского литературного языка призвана прослеживать все исторические изменения в условиях общественного функционирования литературного языка на всех этапах социального развития данного речевого коллектива (народности или нации). Одна из важных задач, встающих перед историками литературного языка, заключается в прослеживании возникновения и развития его функциональных стилей и показ того, кто именно из мастеров слова и как “обрабатывал” общенародный русский язык, чтобы он стал “великим и могучим” языком, по единодушному отзыву русских и зарубежных писателей и ученых. - Курс современного русского литературного языка изучает закономерности функционирования языковой системы в синхроническом аспекте – на данном этапе развития языка. В. Лингвистические дисциплины, изучающие употребление языка, его функционирование: 1) Культура речи – раздел лингвистики, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка. Основным здесь является понятие языковой нормы - совокупности языковых средств и правил их употребления, принятой в данном обществе в данную эпоху; 2) Стилистика - раздел науки о языке, изучающий широкий класс случаев варьирования языковых выражений, обусловленного их принадлежностью к тому или иному языковому стилю (говорят также о стилистической окраске и стилистическом значении языковых единиц). В отличие от других лингвистических дисциплин, которые имеют свои собственные единицы (к примеру, фонетика — фонемы, морфология — морфемы, лексикология — лексемы и т.п.), у стилистики нет своих особых единиц; 3) Риторика - научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. Традиционно различаются общая и частная риторика. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека; 4) Лингвистика текста – направление лингвистических исследований, объектом которой являются правила построения связного текста; и др. Каждая лингвистическая дисциплина обладает своим набором специфических черт, собственными целями, задачами, объектами и предметами. В то же время все они подчинены одной цели – систематическому изучению языка в синхроническом и диахроническом аспектах. 3. В целом языкознание как наука должно решать следующие задачи: -Установить природу и сущность языка; - Рассмотреть структуру языка - Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества, как и когда возникли и то и другое; - Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой) и др.
Приведём следующие выводы: Для изучения языковых фактов требуется сложная, разветвлённая система лингвистических дисциплин. Все они находятся в непрерывном взаимодействии, как и сами элементы языковой системы. В широком смысле можно выделить: а) дисциплины, изучающие саму языковую систему (как по ярусам, так и по хронологическому принципу); б) дисциплины, изучающие функционирование языка. Важно отметить, что с течением времени появляются и получают развитие новые лингвистические направления, связанные с широким кругом наук (когнитивная лингвистика, этнолингвистика и др.).
До складу туристичних послуг, згідно з Міждержавними стандартами (ГОСТ 28681.1-95 і ГОСТ 28682.2-95), зараховуються екскурсії, походи і подорожі. Екскурсія може бути надана як екскурсанту, так і туристу. Экскурсия - это форма познания действительности и расширения кругозора путём посещения достопримечательных объектов. Экскурсии классифицируются: 1) по содержанию (обзорные тематические, специальные); 2) по тематике (природоведческие, исторические, литературные, производственные, экологические и прочие); 3) по месту проведения (городские, загородные, путевая информация, в музее, на производстве и т.д.); 4) по способу передвижения (пешеходные, с использованием транспорта, комбинированные); 5) по форме проведения (обычные, учебные, рекламные, экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-концерт). Подготовка экскурсии реализуется в несколько этапов: - выбор темы экскурсии; - создание новой экскурсии под выбранную тему; - подготовка экскурсовода для проведения данной экскурсии. Объектами экскурсии могут быть: - места, связанные с историческими событиями; - природные объекты и заповедники; - здания и сооружения; - мемориальные памятники и комплексы; - произведения архитектуры; - оригинальные инженерные сооружения; - объекты, связанные с жизнью выдающихся личностей; - технические экспонаты; - памятники искусства; - экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; - археологические памятники. Процесс создания экскурсий также включает в себя: - разработку экскурсионного маршрута; - разработку текста экскурсии; - создание методики проведения экскурсии; - разработку и изготовление наглядного демонстрационного материала (фото, видео, плакат); - определение перечня привлекаемых средств на проведение экскурсии; - калькуляция затрат на проведение экскурсии; - определение нормы прибыли и расчёт цены на данную экскурсионную услугу; - контрольная обкатка экскурсионного маршрута путём его объезда или обхода; - утверждение экскурсии в установленном порядке; - рекламу экскурсионного маршрута.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |