Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Екскурсійне обслуговування

План

1. Язык как объект лингвистических исследований. Специфика лингвистического знания.

2. Критерии разграничения лингвистических дисциплин:

А) системные отношения языковых единиц и связанных сними дисциплин;

Б) статический и исторический аспекты изучения языка;

В) лингвистические дисциплины, изучающие функционирование языковых единиц.

3. Общие задачи науки о языке.

4. Выводы.

Литература

1. Кодухов В.И. Общее языкознание. М.: ВШ, 1974.
2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998.

3. Кибрик А.Е. Современная лингвистика: откуда и куда? — Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1995, № 5

4. Лингвистический энциклопедический словарь.– М.: Русский язык, 1990.

5. Русский язык. Энциклопедия. – М.: 1979.

 

6. Лингвистический энциклопедический словарь.–М.: Русский язык, 1990.

 

1. Язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием. Языкознание входит в качестве одной из центральных наук в круг гуманитарных научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Лингвистика является частью семиотики как науки о знаках.

Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык». Лингвистика изучает не только существующие (существовавшие или возможные в будущем) языки, но и человеческий язык вообще. В широком смысле слова лингвистика подразделяется на научную (то есть предполагающую построение лингвистических теорий) и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика.

Специфика лингвистики как области научного знания предопределяется прежде всего свойствами ее объекта - естественного человеческого языка во всех его проявлениях. Язык же, с одной стороны, теснейшим образом связан с психической сферой человека, и прежде всего — с его мыслительной деятельностью и с продуктами этой деятельности, с тем, что называют «духовной сущностью» человека. Язык — неотъемлемая часть человека, одно из основных проявлений его человеческой сути. В этом плане он относится к объектам «идеальной» природы, и поэтому лингвистику правомерно считать гуманитарной наукой. С другой стороны, язык есть естественное образование, возникшее и существующее помимо воли человека, и как таковое он является объектом материальной природы. Это обстоятельство объединяет лингвистику с областями естественнонаучного знания.

Язык отличается чрезвычайной многомерностью и многокомпонентностью, что обусловливает возможность изучения его с очень различных точек зрения и с различной степенью детализированности. Это обстоятельство находит свое отражение в постоянно возрастающей разветвленности лингвистического знания. Современная лингвистика состоит из множества «частных лингвистик», имеющих каждая свой конкретный объект, цели, презумпции и методы.

2. Разграничение лингвистических дисциплин принято осуществлять по нескольким критериям:

Лингвистические дисциплины, изучающие языковую систему:

А. По языковым ярусам. Здесь целесообразно отметить, что системность характерна как для языка вообще, так и для совокупности дисциплин, изучающих его. Представление о языке как о системе восходит еще к трудам античных исследователей, но наиболее четко они сформированы в трудах В. фон Гумбольдта и Ф. де Соссюра. В эпоху структурализма язык рассматривался как система.

Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов.

Особенности, которые можно наблюдать в языке:

1. Системные отношения проявляются даже в малых элементах систем.

2. Прибавление или убавление какого-то элемента приводит к изменению связей в системе.

Отношения системности можно свести к трем типам:

• Синтагматические отношения.

• Парадигматические отношения.

• Иерархические отношения.

Синтагматические отношения между элементами языка - это отношения единиц в линейной последовательности. Иначе эти отношения называют комбинаторными. Парадигматические – группировки единиц в классы на основании общности или сходства их некоторых существенных свойств. То есть парадигматические отношения никогда не характеризуются отношением реального взаимодействия. Иерархические – отношения по степени сложности или отношения вхождения менее сложных единиц в более сложные.

Таким образом, отношения системности языковых единиц предполагают систему лингвистических дисциплин, каждая из которых будет направлена на изучения определённого яруса языка:

1) Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.
В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика.

2) Лексикология - это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Лексикология делится на общую и частную. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка. В лексикологии рассматриваются:

  • слово и его значение
  • система взаимоотношений слов
  • история формирования современной лексики
  • функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи

Объектом изучения является слово. Оно изучается также в морфологии и словообразовании. Однако если в них слова оказываются средством для изучения грамматического строя и словообразовательных моделей и правил языка, то в лексикологии слова изучаются для познания самих слов, а также словарного состава языка (лексики). Так как лексика является не просто суммой слов, а определенной системой взаимоотносительных и взаимосвязанных фактов, то лексикология предстает как наука не об отдельных словах, а о лексической системе языка в целом.

3) Словообразование – это раздел лингвистики, изучающий образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Различают синхронное и диахроническое словообразование.

4) Грамматика, которая подразделяется на 2 раздела – морфологию и синтаксис:

- Морфология - раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части — морфемы. В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.

- Синтаксис - в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению. Границы синтаксиса и морфологии не всегда можно очертить с достаточной уверенностью: слово (предмет морфологии), как и предложение, обладает определенной иерархической структурой, и морфологические категории, как и синтаксические, связаны с выражением некоторых наиболее частотных значений.

Б. По хронологическому принципу. Лингвистика может описывать хронологический срез языка в определенную историческую эпоху, при жизни одного поколения (синхроническая лингвистика, иногда также называется «синхронной»). Сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению (историческая лингвистика, иногда также называемая «диахронной» или «диахронической»). В связи с этим выделяются:

- История русского литературного языка призвана прослеживать все исторические изменения в условиях общественного функционирования литературного языка на всех этапах социального развития данного речевого коллектива (народности или нации). Одна из важных задач, встающих перед историками литературного языка, заключается в прослеживании возникновения и развития его функциональных стилей и показ того, кто именно из мастеров слова и как “обрабатывал” общенародный русский язык, чтобы он стал “великим и могучим” языком, по единодушному отзыву русских и зарубежных писателей и ученых.

- Курс современного русского литературного языка изучает закономерности функционирования языковой системы в синхроническом аспекте – на данном этапе развития языка.

В. Лингвистические дисциплины, изучающие употребление языка, его функционирование:

1) Культура речи – раздел лингвистики, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка. Основным здесь является понятие языковой нормы - совокупности языковых средств и правил их употребления, принятой в данном обществе в данную эпоху;

2) Стилистика - раздел науки о языке, изучающий широкий класс случаев варьирования языковых выражений, обусловленного их принадлежностью к тому или иному языковому стилю (говорят также о стилистической окраске и стилистическом значении языковых единиц). В отличие от других лингвистических дисциплин, которые имеют свои собственные единицы (к примеру, фонетика — фонемы, морфология — морфемы, лексикология — лексемы и т.п.), у стилистики нет своих особых единиц;

3) Риторика - научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. Традиционно различаются общая и частная риторика. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека;

4) Лингвистика текста – направление лингвистических исследований, объектом которой являются правила построения связного текста;

и др.

Каждая лингвистическая дисциплина обладает своим набором специфических черт, собственными целями, задачами, объектами и предметами. В то же время все они подчинены одной цели – систематическому изучению языка в синхроническом и диахроническом аспектах.

3. В целом языкознание как наука должно решать следующие задачи:

-Установить природу и сущность языка;

- Рассмотреть структуру языка
- Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены;

- Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества, как и когда возникли и то и другое;

- Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой) и др.

 

Приведём следующие выводы:

Для изучения языковых фактов требуется сложная, разветвлённая система лингвистических дисциплин. Все они находятся в непрерывном взаимодействии, как и сами элементы языковой системы. В широком смысле можно выделить:

а) дисциплины, изучающие саму языковую систему (как по ярусам, так и по хронологическому принципу);

б) дисциплины, изучающие функционирование языка.

Важно отметить, что с течением времени появляются и получают развитие новые лингвистические направления, связанные с широким кругом наук (когнитивная лингвистика, этнолингвистика и др.).

 

 

 

До складу туристичних послуг, згідно з Міждержавними стандартами (ГОСТ 28681.1-95 і ГОСТ 28682.2-95), зараховуються екскурсії, походи і подорожі. Екскурсія може бути надана як екскурсанту, так і туристу.
Екскурсія - туристична послуга, яка забезпечує задоволення духовних, естетичних, інформаційних та інших потреб туриста або екскурсанта.
Екскурсант - тимчасовий відвідувач, який перебуває менше 24 годин у країні або на об'єкті відвідування.
Екскурсійна діяльність - діяльність з організації подорожей, що не перевищують 24 годин, у супроводі фахівця-екскурсовода за заздалегідь складеними маршрутами, з метою ознайомлення з пам'ятками історії, культури, природи, музеями, з визначними місцями тощо.
Під час екскурсії учасники мають можливість пізнавати навколишній світ, природні явища й утворення, історичні ситуації, побутові елементи, надбання та здобутки місцевості та ін.
Функціональне призначення екскурсії - відпочинок і дозвілля, підвищення пізнавального та культурного рівня, спілкування.
Экскурсионное обслуживания является частью комплексной туристской услуги.

Экскурсия - это форма познания действительности и расширения кругозора путём посещения достопримечательных объектов. Экскурсии классифицируются:

1) по содержанию (обзорные тематические, специальные);

2) по тематике (природоведческие, исторические, литературные, производственные, экологические и прочие);

3) по месту проведения (городские, загородные, путевая информация, в музее, на производстве и т.д.);

4) по способу передвижения (пешеходные, с использованием транспорта, комбинированные);

5) по форме проведения (обычные, учебные, рекламные, экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-концерт).

Подготовка экскурсии реализуется в несколько этапов:

- выбор темы экскурсии;

- создание новой экскурсии под выбранную тему;

- подготовка экскурсовода для проведения данной экскурсии.

Объектами экскурсии могут быть:

- места, связанные с историческими событиями;

- природные объекты и заповедники;

- здания и сооружения;

- мемориальные памятники и комплексы;

- произведения архитектуры;

- оригинальные инженерные сооружения;

- объекты, связанные с жизнью выдающихся личностей;

- технические экспонаты;

- памятники искусства;

- экспозиции музеев, картинных галерей, выставок;

- археологические памятники.

Процесс создания экскурсий также включает в себя:

- разработку экскурсионного маршрута;

- разработку текста экскурсии;

- создание методики проведения экскурсии;

- разработку и изготовление наглядного демонстрационного материала (фото, видео, плакат);

- определение перечня привлекаемых средств на проведение экскурсии;

- калькуляция затрат на проведение экскурсии;

- определение нормы прибыли и расчёт цены на данную экскурсионную услугу;

- контрольная обкатка экскурсионного маршрута путём его объезда или обхода;

- утверждение экскурсии в установленном порядке;

- рекламу экскурсионного маршрута.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Становление и развитие СНГ | Транспортні подорожі, їх класифікація
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.