КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к уроку ИЯ с точки зрения здоровьесбережения
Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма школьников и как следствие, на работоспособность, поэтому весьма большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности. Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Во время фазы вырабатывания (первые 3-5 минут урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам возможность войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период продолжается в среднем 15-20 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Последние минуты урока, когда имеет место небольшое повышение работоспособности целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание учащихся на узловые моменты пройденного. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают правильная регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности. Чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомление. Сами моменты переключения с одного вида деятельности на другой, являются как бы микропеременами и отодвигают развитие утомления. Если школьный учитель понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребенка. Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности. Совместная игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в школе, классе. Игровые двигательные перемены способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость. Как же правильно проводить физкультминутки? Нельзя ограничиваться только упражнениями для мелких групп мышц кисти. Упражнения физкультминуток должны быть направлены на активизацию позных мышц (наклоны туловища, вращения головой), мышцы нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп), последние важны для предотвращения застойных реакций кровообращения в нижних конечностях и органах малого таза. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц. Ими могут быть круговые движения глазами в одном и другом направлениях (повторить 4-6 раз), медленный перевод взгляда сначала с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10-12 раз). Положительное влияние оказывают также сильное зажмуривание (на 5-10 секунд), быстрое моргание, легкие нажимы на веки закрытых глаз в течение 1-2 секунд. Совершенно необязательно все перечисленные виды упражнений использовать во время каждой физкультминутки, на одном уроке можно уделить основное внимание позным мышцам, на другом – мышцам глаз и т.д. Проводить физкультминутки целесообразно в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления у школьников (рассеивание внимания, частая смена поз, отвлечения). Чаще всего это имеет место в начале последней трети урока. На уроке иностранного языка физкультминутки с учащимися 1-5 классов можно проводить, используя различные стихотворения и песни на иностранном языке, элементы танцев, речитативы. Таким образом, выполнение упражнений не только поможет ребенку расслабиться и отдохнуть, но и поможет освоить новую лексику, познакомит его с культурой носителей языка. Урок осуществляется в условиях комфортности, если соблюдены следующие условия (по В.Н.Ирхину): 1. Учитель мобилизует учащихся на урок, создает положительный эмоциональный настрой и рабочую обстановку в классе. 2. Учитель обеспечивает высокий уровень мотивации учебной деятельности учащихся в течение урока. 3. На уроке благоприятный психологический климат, отношения между учителем и учащимися доброжелательные. 4. Содержание учебного материала на уроке способствует формированию валеологической культуры школьников. 5. Методы и формы обучения, используемые учителем, адекватны учебному содержанию, задаче этапа, а также психофизиологическим и учебным возможностям учащихся. 6. Учитель оказывает дозированную помощь учащимся при затруднениях, создает ситуацию успеха. 7. Учитель использует приемы психоэмоциональной разрядки. 8. Учитель снимает у учащихся зрительное утомление, мышечное напряжение, используя различные приемы. 9. Методы контроля и оценки знаний учащихся на уроке способствуют сохранению их психического здоровья. 10. Учитель соблюдает гигиенические нормы и требования при организации урока (освещенность, проветривание, распределение учебного материала и т.д.). 11. Учитель использует средства обучения в соответствии с гигиеническими требованиями. 12. Характер, объем и дифференцированность домашних заданий соответствует реальным учебным возможностям, индивидуальным особенностям и способностям учащихся. Соблюдение этих условий позволит школьникам легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволит достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетенции учителя. Если учитель не может заслужить любовь ученика и подарить ему любовь, он рискует получить ненависть. Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим те, которые нередко остаются за границами внимания педагогов, но имеют непосредственное отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения. Учитель должен обеспечить: - связь своих задач и задач самого учащегося (что-то узнать, чему-то научиться; самоутвердиться; не получить плохую отметку и др.); - творческий характер урока; - предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении; - оптимальное использование наглядных средств обучения; - психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока; - получение школьниками удовольствия от процесса обучения (что не исключает неизбежных переживаний по поводу отдельных неудач); - представление в начале урока его крупного плана – общей картины того, чему будет посвящен урок.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |