Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наказания

Поощрения

Лекция по психологии семьи от 12.01.13

 

Основа развития ребенка — отношение к ребенку (даже еще не родившемуся) в семье, к его появлению на свет.

Подлинная любовь — самоотдача другому.

Признание неполноценности любви — когда один позволяет себя унижать.

Псевдолюбовь — симбиоз, зависимость (в ней есть элементы и привязанности, и любви). Эмоциональные отношения, значимые, длительные, надежные, но без полноты любви (нет глубины самоотдачи) — ближе к дружеским отношениям.

 

Семейное воспитание

Нельзя относиться к ребенку как к «объекту воздействия».

Формы поощрения и наказания в семье

И поощрение, и наказание должно соответствовать возрасту, индивидуальности, полу, характеру достижения/проступка ребенка.

Как надо:

- в американской психологии считается, что не надо говорить «ты умный», «отличник» и т.п. (оценка), надо что-то вроде «это было трудно, но ты это сделал!»

- русские всегда оценивают. У нас этот номер не прокатит. Маленьких надо поощрять за усилия; надо хвалить.

Т.П.: «Ребенку нужна похвала, он её ищет».

За нормальное нравственное поведение хвалить не надо (оно должно быть как должное), но за усилия стать нравственным хвалить надо.

- Дошкольника можно поцеловать, погладить.

Нельзя:

- младшему школьнику, подростку нельзя платить за домашние задания, работу по дому.

Но с 8 лет обязательно надо давать карманные деньги, но контролировать (лет до 11), на что он их тратит (как бы учить ими пользоваться).

- Дарить деньги можно. Но не надо задаривать деньгами. Подростку можно дарить деньги по предварительной договоренности с родителями.

- Нельзя поощрять «ни за что».

У детей необходимо воспитывать нормальные потребности.

Как еще можно поощрить:

- отправить в экскурсию, поездку

- купить то, что очень хочет

- должно соответствовать возрасту, полу, индивидуальности, характеру проступка.

- по отношению к маленьким детям используется не наказание, а принуждение (настойчивое выражение требования, «отвести за ручку»)

Нельзя:

- Бить — ни в каком возрасте. Можно шлепнуть, но без агрессии.

- Наказывать (назначать наказание) в гневе, в аффекте

Т.П.: «Когда родитель бьет ребенка в аффекте, это не наказание, а выражение гнева».

«Подростку можно и врезать, сильно дать по штанам. Опять-таки, не агрессивно, не злобно. Чтобы он оценил серьезность родителя, а само «битье» было воспринято полушутливо (ну и рука же у тебя, мать...)»

- Оскорблять

- Лишать Дня Рождения

- Наказывать лишением любви (не разговаривать, например — это вообще садистическое вызывание чувства вины).

- Нотация — это тоже одна из форм наказания. Нелепа и недействующая.

Можно наказывать:

- лишением удовольствия (не пустить гулять, не пустить на Д.Р. к другу, не брать в поездку и т.п. Для современных особо ощутимо — лишение компьютера)

Принципы воспитания, способствующие

нормальному психическому и личностному развитию детей

(см. пред. лекции)

 

ü Уважение к личности ребенка.

ü Оптимистическая установка.

ü Реалистическое восприятие его возможностей.

ü Должно соответствовать полу, возрасту, индивидуальным особенностям.

ü Воспитательные воздействия должны быть гибкими.

ü Учет границ — и себя, и ребенка.

 

Причины отвержения детей родителями

  1. Неготовность к родительству (очень молодые, личностно незрелые, гедонисты, очень занятые родители).
  2. Нежеланный («случайный») ребенок.
  3. Тяжелая беременность, роды — с ребенком ассоциируются неприятные ощущения.

«Тяжелый ребенок» - часто надо было вставать и пр.

  1. Физические недостатки ребенка, ЗПР.
  2. Ребенок не того пола, которого хотел родитель.

Также:

  1. В кризисе трех лет — ребенок неожиданно проявил «неприятное», «неправильное» поведение.
  2. «Несовместимость темпераментов» матери и ребенка (н-р, мать очень активная женщина, а ребенок вялый, флегматичный. Это сглаживается, когда ребенок не похож на одного родителя, но похож на другого.)
  3. Трудности в начальной школе, неготовность подготавливать ребенка к школе.

Т.П.: «Ребенку не нравится родитель в роли плохого учителя».

  1. Подростковый возраст.

Т.П.: «Все ошибки и недостатки воспитания в предыдущих возрастах «расцветают» в подростковом возрасте».

Подростки очень требовательны и критичны к родителям. Их эгоцентризм — частая причина отвержения.

Т.П.: «В подростковом возрасте активируются генетические механизмы. Подросток может обнаружить у себя черты своего родителя. Или разведенный родитель обнаружит у ребенка черты бывшего супруга».

В юношеском возрасте — конфликтная сепарация. Она тем более конфликтна, чем более родители были авторитарны, директивны, не считались с индивидуальными особенностями ребенка. А дети, испытывающие враждебные чувства к родителям, не считаются с их возрастом, особенностями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика национально-освободительного движения в конце XVI – XVII вв | Место железнодорожного транспорта в единой транспортной системе России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.304 сек.