КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие принципы калькулирования себестоимости продукции
1. Балансовое обобщение затрат в их количественном и стоимостном выражении (на основе балансового уравнения). То есть для исчисления себестоимости товарной продукции необходимо определить затраты в незавершенном производстве (НЗП), на брак, побочную продукцию и отходы. 2. Полное отражение понесенных затрат в полной сумме в их первичной группировке. Данный принцип означает, например, что при наличии возвратных отходов следует сначала выделить их в виде отдельной статьи и уже потом относить на уменьшение затрат, собранных по статье «Основные материалы». 3. Оценка побочной и бракованной продукции по сумме затрат на их производство. 4. Определение затрат на незавершенное производство в соответствии с характером формирования себестоимости и стабильности запасов незавершенного производства. 5. Согласованность показателей калькулирования себестоимости продуктов с организацией учета затрат на производство (в первую очередь - согласованность объектов калькулирования и объектов учета затрат). 6. Сравнимость показателей плановых и отчетных калькуляций. Применение (преемственность) единых методов калькулирования. 7. Наибольшая точность калькулирования достигается при применении принципа «причинности», то есть в себестоимость продукта включаются те затраты, причиной - возникновения которых стал данный продукт. 8. При включении в себестоимость продукта косвенных затрат относительно «справедливая» калькуляция получается при использовании принципа пропорциональности. Данный принцип означает, что распределяемые Косвенные затраты и выбранная для их распределения база распределения должны находиться в пропорциональной зависимости. 9. Калькулирование себестоимости с учетом целевого назначения калькуляции. Процесс калькулирования предполагает: 1) разграничение затрат на производство между законченной и незаконченной продукцией, оценку затрат на незавершенное производство; 2) исчисление затрат на забракованную продукцию; 3) оценку отходов производства и побочной продукции; 4) исчисление суммы затрат (по каждой статье), относящихся к готовым изделиям, по каждому носителю затрат; 5) отнесение (распределение, суммирование) затрат, собранных на носителе, на объект калькулирования; 6) исчисление себестоимости калькуляционной единицы продукции. Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций. По времени составления калькуляции можно подразделить на две группы: предварительные и последующие. Предварительные калькуляции составляются до изготовления продукта. К ним относят: • проектную калькуляцию. Применяется для обоснования экономической эффективности инновационных проектов: строительства, реконструкции, разработки новых продуктов, технологий и т.д.; • нормативную калькуляцию. Расчет себестоимости продуктов ведется на основе норм, действующих на определенную дату (текущих норм). Применяется для краткосрочного планирования; • плановую калькуляцию. Составляется на основе плановых норм— средних норм для определенного промежутка времени или будущих норм. Применяется для среднесрочного планирования; • сметную калькуляцию. Является разновидностью нормативной (плановой) калькуляции. Составляется на изделия и работы, выполняемые в разовом порядке. Последующие калькуляции составляются после изготовления продукта. Принято различать: • отчетную калькуляцию -расчет фактической себестоимости произведенных продуктов; • хозрасчетную калькуляцию — разновидность отчетной калькуляции, отражает фактические величины потребления производственных ресурсов в оценке, предусмотренной плановым заданием (по учетным ценам). Может содержать данные о полученных и предъявленных суммах хозрасчетных претензий.
Лекция 2. Концепции и терминология классификации издержек; центры расходов, прибыли, ответственности и бюджетирования Затраты (издержки) — стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Для эффективного управления ими необходимо использовать классификацию, предполагающую группировку затрат по определенным признакам. В теории отечественного учета и анализа разработана классификация затрат по различным основаниям (см. табл. 1). Таблица 1 Классификация затрат в отечественном учете
Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг). Принято выделять следующие экономические элементы:
Статья затрат — совокупность затрат, отражающая однородное целевое использование. Совокупность используемых статей затрат принято называть номенклатурой затрат. Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера и структуры производства, которые были разработаны на основе типовых рекомендаций в условиях плановой экономики и носят Типовая номенклатура статей следующая: 1. Сырье и материалы; 2. Возвратные отходы (вычитаются); 3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий; 4. Топливо и энергия на технологические цели; 5. Заработная плата производственных рабочих; 6. Отчисления на социальные нужды; 7. Расходы на подготовку и освоение производства; 8. Потери от брака; 9. Общепроизводственные расходы; 10. Прочие производственные расходы; 11. Общехозяйственные расходы; 12. Коммерческие расходы. Первые 10 статей образуют так называемую производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации (продажи). Прямые затраты — это затраты, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на носитель затрат (объект калькулирования) на основе первичных документов (накладных, нарядов и т.д.). Косвенные затраты не могут быть отнесены в момент возникновения прямо на носитель затрат (объект калькулирования), для их отнесения необходимы дополнительные расчеты по распределению пропорционально той или иной выбранной базе. «Затраты на продукт» непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности предприятия, изготовлением продукции. «Затраты периода» являются функцией отчетного периода, они связаны с длительностью отчетного периода, а не с выпуском и продажей продукции. Затраты на продукт распределяются между текущими расходами, участвующими в формировании доходов отчетного периода и запасами. Эти переходящие затраты (составляющие стоимость запасов) становятся расходами (в качестве себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг) только когда продукция реализована, что может произойти через несколько периодов после того, как она была произведена. Затраты периода (управленческие или коммерческие затраты0 признаются в том периоде, когда они были произведены. Они не проходят через стадию запасов (то есть не признаются активами), а сразу же оказывают влияние на размер прибыли, отражаясь в отчете о прибылях и убытках. Условно-переменные — это затраты, величина которых зависит от уровня деловой активности. Условно-постоянные — это затраты, величина которых не зависит от уровня деловой активности. Переменные затраты неоднородны. В зависимости от соотношения изменения затрат и объема производства их можно подразделить на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные и регрессивные. О пропорциональных говорят тогда, когда относительное изменение затрат равно относительному изменению объема или загрузки (например, основная заработная плата производственных рабочих при прямой сдельной оплате труда). Прогрессивные растут быстрее, чем увеличивается объем производства (например, оплата труда производственных рабочих при сдельно- прогрессивной системе); депрессивные растут медленнее, чем объем производства (например, затраты на технологическую энергию и топливо, смазочные и обтирочные материалы); регрессивные сокращаются в абсолютном выражении, несмотря на рост объема производства. К условно-постоянным затратам относят затраты, величина которых относительно не меняется с изменением объема производства (например, это могут быть амортизация основных средств при линейном способе ее исчисления, оплата труда управленческого персонала, затраты на охрану). Постоянные затраты принято классифицировать на полезные и бесполезные («холостые»). По экономической роли в процессе производства затраты делят на основные, которые непосредственно связаны с технологическим процессом, и накладные, которые образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. По составу выделяют одноэлементные и комплексные затраты, состоящие из нескольких элементов. В зависимости от периодичности расходы делятся на текущие, к которым относятся расходы, имеющие периодичность, и единовременные – расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции и др. По участию в процессе производства выделяют производственные расходы, т. е. связанные с изготовлением товарной продукции и образующие ее производственную себестоимость, и коммерческие расходы, связанные с реализацией продукции покупателям. По эффективности расходы классифицируют на производительные, т. е. затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства, и непроизводительные, являющиеся следствием недостатков в технологии и организации производства. Кроме того, затраты бывают регулируемые, если исполнитель может регулировать или существенно влиять на их уровень, и нерегулируемые, когда работник не может влиять на величину затрат. Места возникновения затрат представляют собой структурные единицы, предприятия, являющиеся причиной возникновения затрат, включая протекающие внутри их хозяйственные процессы. Выбор мест возникновения затрат в качестве объектов учета вызывается главным образом: § необходимостью оценки прошлой, контроля настоящей и планирования будущей деятельности структурных единиц предприятия; § необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов, поскольку только часть возникающих затрат Остальные затраты необходимо сначала собрать но местам их возникновения. Принято различать следующие принципы выделения мест возникновения затрат:
Под носителем затрат понимают продукт (часть продукта, группу продуктов) разной степени готовности (полностью готовый или прошедший только часть технологических операций, переделов, фаз), который в процессе своего производства и сбыта является причиной возникновения затрат и на который данные затраты можно отнести по прямому признаку. Среди основных признаков классификации носителей затрат
Центр ответственности — это сегмент организации, по которому контролируются как произведенные затраты, так и полученный доход или процесс его инвестирования. Причем руководитель центра ответственности несет ответственность за процесс формирования этих показателей. Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и, как любая система, имеет вход и выход. Вход — это сырье, материалы, полуфабрикаты, затраты труда и разных услуг. Выходом для центра ответственности является продукция (услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону. Деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности его функционирования. Цель учета по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и результатах деятельности по каждому центру ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо. Центры ответственности исходя из объема полномочий и ответственности необходимо подразделять на центры затрат, продаж, прибыли и инвестиций. Центр затрат — это структурное подразделение предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты (например, производственный участок, производственный цех, конструкторское бюро и др.). В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления процессами их использования. Центры затрат, в свою очередь, необходимо подразделять на центры регулируемых и произвольных затрат. Для центра регулируемых затрат устанавливается оптимальное соотношение между затратами и объемом выпуска продукции. Например, у производственного цеха существуют нормы расхода материалов, нормативная трудоемкость единицы продукции и т.д., а суммарные затраты на материалы и оплату труда определяются путем умножения нормативных затрат на единицу продукции и на запланированный объем выпуска. Управление затратами таких центров осуществляют с помощью заранее составленных гибких бюджетов. Руководитель центра регулируемых затрат отвечает прежде всего за минимизацию затрат на единицу выпуска, а его деятельность оценивается путем сопоставления плановых (нормативных) и фактических затрат на единицу продукции. Для центра произвольных затрат оптимального соотношения между затратами и результатами деятельности не существует. Руководство организации практически не может повлиять на величину затрат таких центров и принимает ее как заданную величину. Примерами центров произвольных затрат могут служить конструкторское бюро, лаборатория химико-технического контроля и т.д. Разновидностью центра ответственности является центр продаж — подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку, но не за затраты, например, отдел сбыта, экспедиция, магазин, склад. Взаимосвязи между затратами на функционирование такого центра и значением выручки практически нет, в связи с чем основным контролируемым показателем являются выручка от продаж, а также определяющие ее показатели: объем сбыта, структура, реализации и цена. Организация управленческого учета по центрам ответственности показывает, что для оценки результатов деятельности каждого подразделения (там, где это возможно) необходимо определять величину прибыли, получаемую каждым конкретным центром ответственности. В этих условиях особую значимость приобретает создание в рамках центров ответственности центров прибыли. Центр прибыли — это подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль. В таких центрах доход есть денежное выражение выпущенной продукции, расход — денежное выражение использованных ресурсов, а прибыль — разница между доходом и расходом. Менеджер центра прибыли контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты. Поэтому для такого центра основным контролируемым показателем устанавливается прибыль. Примером центра прибыли может служить производственное предприятие, входящее в состав холдинга. Центр прибыли, в свою очередь, может состоять из нескольких центров затрат. Например, производственное предприятие, входящее в состав холдинга, может состоять из производственных цехов, участков и т. д. Управление центром прибыли можно осуществлять при помощи операционного бюджета, форма которого близка к отчету о прибылях и убытках, а также отчету об исполнении бюджета. Центр инвестиций — это подразделение, руководитель которого отвечает не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Примером может служить правление потребительского общества, имеющее право инвестировать собственную прибыль. Целью такого центра является не только получение прибыли, но и достижение рентабельности вложенного капитала, доходности инвестиций и увеличение паевого капитала. Управление деятельностью центра инвестиций можно осуществлять при помощи операционного бюджета, отчета о его исполнении, а также баланса и отчета о денежных потоках. В коммерческих организациях немаловажное значение имеет подразделение центров ответственности исходя из выполняемых ими функций на основные и вспомогательные. Основные центры ответственности занимаются непосредственным производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг для потребителей. Их затраты напрямую списывают на себестоимость продукции (работ, услуг). К таким центрам, например, можно отнести участки и цехи основного производства, отдел сбыта. Вспомогательные центры ответственности существуют для обслуживания основных центров ответственности. Затраты этих центров сначала распределяют по основным центрам ответственности, а уже потом в составе суммарных затрат основных центров включают в себестоимость продукции, работ, услуг, оказываемых потребителям. К таким центрам можно отнести административно-хозяйственный отдел, отдел технического контроля, ремонтный цех, инструментальную мастерскую и т.д.
Лекция 3. Цели и концепции систем подготовки смет; виды сметных систем, фиксированные и гибкие сметы, нулевые и приростные сметы, периодические и непрерывные сметы.
Управление себестоимостью включает в себя все этапы производства, а финансовое управление является начальным и завершающим этапом. На начальном этапе – это определение имеющихся ресурсов, на завершающем – определение выручки от реализации. На завершающем этапе проводится анализ с точки зрения безубыточности объемов производства и реализации, рынков сбыта, т.к. для управления или организации финансового управления и контроля используются предварительные данные смет затрат на производство и реализацию продукции, или бюджет производства и реализации. Такие сметы или бюджеты являются расчетными, имеют различные формы и составляются для разработки технологических бюджетов или смет, смет обеспечения трудовыми ресурсами, смет накладных расходов, смет о финансовых ресурсах и т.д. Кроме того, в расчетах применяются альтернативные сметы, они берутся или из условных параметров, или с конкурирующих предприятий, могут быть рассчитаны специалистами. Смета позволяет рассчитать: 1) объем реализации продукции по себестолимости; 2) прибыль от реализации произведенной продукции; 3) оценить материалоемкость и трудоемкость; 4) спрогнозировать потребность в оборотных средствах и т.п. На практике применяют два вида смет: 1) смета производства продукции (бюджет производства); 2) смета производства и реализации. Для удобства и более полного обоснования себестоимости на практике могут использоваться годовые, квартальные и месячные сметы. Сходства и различия бюджета и сметы относятся к разряду проблем, связанных с разработкой системы управленческого учета, а именно к определению форм отчетности. Первое основное отличие бюджета от сметы состоит в том, что бюджет предприятия является более широким понятием. К основным бюджетным формам относится, например, бюджет доходов и расходов, который есть не что иное, как классический отчет о прибылях и убытках, адаптированный под бизнес-процесс той или иной компании. Форма бюджета движения денежных средств также широко применяется в практике бюджетирования, являясь не чем иным, как классическим отчетом о движении наличности (кэш-флоу) предприятия. Форма бюджета может быть комбинированной, то есть совмещать как элементы отчета о прибылях и убытках, так и элементы кэш-флоу. Многие руководители предпочитают именно последнюю отчетную форму, так как она абсолютно достоверно показывает, с одной стороны, все источники поступления денежных средств, а с другой - постатейные доходы и расходы. С помощью комбинированного бюджета возможно также определение остатка денежных средств на конец отчетного периода (см. таблицу 2).
Таблица 2
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |