Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные мероприятия в сфере защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера

Наблюдение и контроль

С целью своевременной защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера, предотвращения и реагирования на них соответствующими центральными и местными органами исполнительной власти осуществляются:

* создание и поддержание в постоянной готовности общегосударственной и территориальных систем наблюдения и контроля с включением в них существующих сил и средств контроля;

* организация сбора, обработки и передачи информации о состоянии окружающей среды, загрязнении пищевых продуктов, продовольственного сырья, фуража, воды радиоактивными, химическими веществами, микроорганизмами и другими биологическими агентами.

Организатором деятельности систем является Министерство по ЧС Украины. Специальные подразделения наблюдения и контроля осуществляют сбор данных о техногенно-экологической обстановке на подведомственной территории и объектах. Эти данные круглосуточно передаются в "Кризисный центр" МЧС Украины. Об угрожающих явлениях данные передаются немедленно. 0бработанные данные из "Кризисного центра" передаются в органы управления - в МЧС Украины и в Постоянную Правительственную комиссию. Комиссия принимает решение по привлечению сил ГО для ликвидации последствий ЧС.

 

Оповещение и информирование

Оповещение - доведение сигналов и сообщений органов управления об угрозе и возникновении ЧС техногенного и природного характера, аварий, катастроф, эпидемий, пожаров и т.п. к центральным и местным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям и населению.

Система оповещения представляет собой комплекс организационно-технических средств для передачи сигналов оповещения и распоряжений органам исполнительной власти, администрациям объектов, силам ГО и населению.

Эта система подразделяется на государственную, региональную, местную и объектовую. Для экстренного оповещения населения и персонала на радиационно- и химически- опасных объектах создаются локальные системы оповещения. Перечень таких объектов определяется Кабинетом Министров.

Система может обеспечить циркулярное оповещение должностных лиц с использованием городской телефонной сети, средств радиовещания и телевидения.

Система оповещения и информирования используется централизованно.

Информирование и оповещение в сфере защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера - основной принцип и главный и неотъемлемый элемент всей системы мероприятий такой защиты.

Информацию в сфере защиты население и территорий от ЧС составляют сведения о ЧС техногенного и естественного характера, которые прогнозируются или возникли, с определением их классификации, границ распространения и последствий, а также способы и методы реагирования на них.

Информация в сфере защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера, деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, исполнительных органов советов в этой сфере являются гласными и открытыми, если другое не предусмотрено законом.

Центральные и местные органы исполнительной власти, исполнительные органы советов обязаны предоставлять населению через средства массовой информации оперативную и достоверную информацию о состоянии защиты населения и территорий от ЧС техногенного и естественного характера, о возникновении ЧС техногенного и природного характера, методах и способы его защиты, проведении мероприятий по обеспечению безопасности.

Оповещение об угрозе возникновения ЧС техногенного и естественного характера и постоянное информирование населения о них обеспечиваются путем:

* заблаговременного создания и поддержки в постоянной готовности общегосударственной и территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения;

* организационно-технического соединения территориальных систем централизованного оповещения и систем оповещения на объектах хозяйствования;

* заблаговременного создания и организационно-технического соединения с системами наблюдения и контроля постоянно действующих локальных систем оповещения и информирования населения в зонах возможного катастрофического затопления, районах размещения радиационных и химических предприятий, других объектов повышенной опасности;

* централизованного использования общегосударственных и отраслевых систем связи, радиопроводного, телевизионного оповещения, радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.

Оповещение подчиненных штабов ГО и ЧС, сил ГО и населения организует вышестоящий штаб ГО и ЧС.

Укрытие людей в защитных сооружениях

Укрытию в защитных сооружениях, в случае необходимости, подлежит население соответственно его принадлежности к группам (работающая смена, население, которое проживает в опасных зонах).

Создание фонда защитных сооружений обеспечивается путем:

* комплексного освоения подземного пространства городов и населенных пунктов для взаимосогласованного размещения в нем сооружений и помещений социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом необходимости приспособления и использования части помещений для укрытия населения в случае возникновения ЧС техногенного и естественного характера;

* обследования и взятия на учет подземных и наземных зданий и сооружений, которые отвечают требованиям защиты, сооружений подземного пространства городов, горных виробок и естественных пустот;

* дооборудования с учетом реальной обстановки подвальных и других углубленных помещений;

* строительства углубленных сооружений, расположенных в отдельности от объектов производственного назначения и приспособленных для защиты;

* массового строительства, в период угрозы возникновение ЧС техногенного и естественного характера, простейших убежищ и укрытий;

* строительства отдельных убежищ и противорадиационных укрытий.

Перечень таких убежищ, укрытий и других защитных сооружений, которые необходимо строить, ежегодно определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесен вопрос защиты население и территорий от ЧС техногенного и естественного характера, и утверждается Кабинетом Министров Украины.

Имеющийся фонд защитных сооружений используется для хозяйственных, культурных и бытовых потребностей в порядке, который определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесен вопрос защиты население и территорий от ЧС техногенного и природного характера, и утверждается Кабинетом Министров Украины.

Инженерная защита

Во время проектирования и эксплуатаци сооружений и других объектов хозяйствования, последствия деятельности которых могут вредно повлиять на безопасность населения и окружающей среды, обязательно разрабатываются и осуществляются мероприятия инженерной защиты с целью предотвращения возникновения ЧС техногенного и природного характера.

Мероприятия инженерной защиты населения и территорий должны предусматривать:

* учет, во время разработки генеральных планов застройки населенных пунктов и ведения градостроительства, возможных проявлений в отдельных регионах и на отдельных территориях опасных и катастрофических явлений;

* рациональное размещение объектов повышенной опасности с учетом возможных последствий их деятельности в случае возникновения аварий для безопасности населения и окружающей среды;

* сооружение домов, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций с заданными уровнями безопасности и надежности;

* разработку и осуществление мероприятий безаварийного функционирования объектов повышенной опасности;

* создание комплексной схемы защиты населенных пунктов и объектов хозяйствования от опасных природных процессов;

* разработку и осуществление региональных и местных планов предотвращения и ликвидации последствий ЧС техногенного и естественного характера;

* организацию строительства противооползневых, протиселевих, протилавинних, противоэрозионных и других инженерных сооружений специального назначения;

* реализацию мероприятий санитарной охраны территории.

Радиационная и химическая защита

Радиационная и химическая защита включает мероприятия по выявлению и оценке радиационной и химической обстановки, организацию и осуществление дозиметрического и химического контроля, разработку типовых режимов радиационной защиты, обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, организацию и проведение специальной обработки.

Выполнение требований радиационной и химической защиты обеспечивается путем:

* заблаговременного накопления и поддержания в готовности средств индивидуальной защиты и приборов дозиметрического и химического контроля, объемы и места хранения которых определяются соответственно установленным зонам опасности, обеспечение указанными средствами, в первую очередь, личного состава формирований, которые принимают участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также персонала радиационно и химически опасных объектов хозяйствования и населения, которое проживает в зонах опасного заражения и вокруг них;

* своевременного применения средств, способов и методов выявления и оценки масштабов и последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах хозяйствования;

* создания унифицированных средств защиты, приборов и комплектов дозиметрического и химического контроля;

* предоставления населению возможностей приобретать в установленном порядке в личное пользование средств индивидуальной защиты и дозиметров;

* заблаговременного приспособления объектов бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения санитарной обработки людей и специальной обработки одежды, имущества и транспорта;

* разработки общих критериев, методов и методик наблюдений относительно оценки радиационной и химической обстановки;

* заблаговременного создания и использования средств коллективной защиты население от радиационной и химической опасности;

* приспособления имеющихся средств коллективной защиты от других видов угрозы для защиты от радиационной и химической опасности.

 

Биологическая защита

Защита от биологических средств поражения включает своевременное выявление факторов биологического заражения, в зависимости от их вида и степени поражения, проведение комплекса административно-хозяйственных, режимно-ограничительных и специальных противоэпидемических и медицинских мероприятий.

Биологическая защита предусматривает:

* своевременное использование коллективных и индивидуальных средств защиты;

* внедрение режимов карантина и обсервации;

* обеззараживание очага поражения;

* необходимое обеззараживание людей, животных и т.п.;

* своевременную локализацию зоны биологического поражения;

* проведение экстренной и специфической профилактики;

* соблюдение противоэпидемического режима предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования и населением.

Медицинская защита

Мероприятия по предотвращению или уменьшению степени поражения людей, своевременному предоставлению медпомощи пострадавшим и их лечение, обеспечение эпидемического благополучия в зонах ЧС техногенного и естественного характера должны предусматривать:

* планирование и использование существующих сил и средств учреждений здравоохранения независимо от форм собственности и хозяйствования;

* введение в действие Национального плана социально-психологических мероприятий при возникновении и ликвидации ЧС техногенного и природного характера; развертывание в условиях ЧС необходимого количества лечебных учреждений;

* заблаговременное применение профилактических медицинских препаратов и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий;

* контроль за качеством пищевых продуктов и продовольственного сырья, питьевой воды и источниками водоснабжения;

* контроль за состоянием атмосферного воздуха и осадков;

* заблаговременное создание и подготовку специальных медицинских формирований;

* накопление медицинских средств защиты, медицинского и специального имущества и техники;

* контроль за состоянием окружающей среды, санитарно-гигиенической и эпидемической ситуацией;

* подготовку медицинского персонала и общее медико-санитарное обучение населения.

Для предоставления безвозмездной медпомощи пострадавшим от ЧС техногенного и естественного характера гражданам, спасателям и лицам, которые принимают участие в ликвидации ЧС, действует Государственная служба медицины катастроф как особый вид государственных аварийно-спасательных служб. Государственная служба медицины катастроф состоит из медицинских сил и средств и лечебных учреждений центрального и территориального уровней независимо от вида деятельности и отраслевой принадлежности, определенных центральным органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесен вопрос защиты население и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, по вопросам обороны, по вопросам внутренних дел, по вопросам транспорта, Советом министров АРК, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.

Координацию деятельности Государственной службы медицины катастроф на случай возникновения ЧС осуществляют специальные комиссии общегосударственного (регионального, местного, объектового) уровня, которые создаются в соответствие с этим Законом. Организационно-методическое руководство Государственной службой медицины катастроф осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения.

Положение о Государственной службе медицины катастроф разрабатывается центральным органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесен вопрос защиты население и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, и утверждается Кабинетом Министров Украины.

 

Эвакуационные мероприятия

В условиях неполного обеспечения защитными сооружениями в городах и других населенных пунктах, которые имеют объекты повышенной опасности, основным средством защиты населения является его эвакуация и размещение в зонах, которые являются безопасными для проживания людей и животных.

Эвакуации подлежит население, которое проживает в населенных пунктах, которые находятся в зонах возможного катастрофического затопления, возможного опасного радиоактивного загрязнения, химического поражения, в районах возникновения стихийного бедствия, аварий и катастроф (если возникает непосредственная угроза жизни и здоровью людей).

В зависимости от обстановки, которая сложилась на время ЧС техногенного и естественного характера, может быть проведена общая или частичная эвакуация населения временного или безвозвратного характера.

Общая эвакуация проводится по решению Кабинета Министров Украины для всех категорий населения и планируется на случай:

* возможного опасного радиоактивного загрязнения территорий вокруг АЭС (если возникает непосредственная угроза жизни и здоровью людей, которые проживают в зоне поражения);

* возникновения угрозы катастрофического затопления местности с достижением ее прорывной волной в течение 4-х часов.

Частичная эвакуация проводится по решению Кабинета Министров Украины в случае угрозы или возникновения ЧС техногенного и природного характера.

Эвакуационные мероприятия осуществляются Советом министров АРК, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Во время проведения частичной эвакуации в первую очередь вывозится не занятое в сферах производства и обслуживания население: дети, ученики учебных заведений, воспитанники детских домов, вместе с преподавателями и воспитателями, студенты, пенсионеры и инвалиды, которые содержатся в домах для лиц преклонного возраста, вместе с обслуживающим персоналом и членами их семей.

В сфере защиты населения и территорий от ЧС техногенного и естественного характера эвакуация населения планируется на случай:

* аварии на АЭС с возможным загрязнением территории;

* всех видов аварий с выбросом СДЯВ;

* угрозы катастрофического затопления местности;

* лесных и торфяных пожаров, землетрясений, сдвигов, других геофизических и гидрометеорологических явлений с тяжелыми последствиями, которые угрожают населенным пунктам.

Проведение организованной эвакуации, предотвращение проявления паники и недопущение гибели людей обеспечивается путем:

* планирования эвакуации население;

* определения зон, пригодных для размещения эвакуированных из потенциально опасных зон;

* организации оповещения руководителей предприятий и населения о начале эвакуации;

* организации управления эвакуацией;

* всестороннего жизнеобеспечения в местах безопасного расселения эвакуированного населения;

* обучения населения действиям во время проведения эвакуации.

Эвакуация населения проводится способом, который предусматривает вывоз основной части населения из зон ЧС техногенного и естественного характера всеми видами имеющегося транспорта, а в случае его отсутствия или недостаточности, а также в случае разрушения транспортных путей - организованный вывод населения пешим ходом по заранее разработанным маршрутам.

 

Организация жизнеобеспечения населения во время аварий, катастроф, стихийных бедствий и в военное время

3адача реализуется путем проведения мероприятий центральными и местными органами государственной исполнительной власти, штабами гражданской обороны и ЧС, администрациями предприятий, учреждений и организаций заблаговременно, а также в чрезвычайной ситуации с целью обеспечения условий для выживания населения, оказавшегося в очагах поражения.

Мерами по жизнеобеспечению населения, направленными на удовлетворение минимума жизненных потребностей граждан являются следующие:

временное расселение граждан в безопасных районах;

организация питания в районах бедствия и временного расселения;

организация обеспечения населения одеждой, обувью и товарами первой необходимости;

оказание финансовой помощи пострадавшим;

обеспечение медицинского обслуживания и санитарно-эпидемиологического наблюдения в районах временного расселения.

Подготовка населения и промышленного персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях

Подготовка населения к действиям в ЧС техногенного и естественного характера осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, а также по месту проживания по специально разработанной системе мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера соответственно закону.

Подготовка учителей начальной и средней школ по вопросам ГО осуществляется ежегодно на протяжении одного дня во время зимних каникул.

Преподаватели предмета "Гражданская оборона" высших учебных заведений проходят подготовку во время методических конференций один раз в три года на протяжении трех дней, а также на Центральных курсах гражданской обороны промышленной и экологической безопасности Украины.

Население проходит подготовку по группам:

ученики начальной и средней школы - по специальным программам под руководством учителей;

ученики старших классов и учебно-воспитательных заведений - по программе допризывной подготовки;

студенты высших учебные: заведений - по специальным программам;

рабочие предприятий, учреждений и организаций, а также личный состав невоенизированных формирований ГО - во время объектовых тренировок и комплексных учений один раз в 3 года.

Лица, не занятые в сфере производства и обслуживания, обучаются умению использовать средства зашиты и действовать в чрезвычайных ситуациях с помощью памяток и средств массовой информации, а также во время общегосударственного учения по гражданской обороне, которое проводится согласно решения Правительства Украины.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные задачи и принципы в сфере защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.