КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи
Общественный и государственный строй Древнего Вавилона при царе Хаммурапи Особенности развития государственности в Междуречье
В Междуречье не было такой централизации как в Египте, государства сравнительно недолговечные.
Оседлые цивилизации стали формироваться в Южной части Месопотамии (современный южный Ирак) с VI тысячелетия до н.э. Возникновение городов-государств вместе с набирающими силу процессами социального расслоения затронули, прежде всего, две племенные группы, населяющие южное Двуречье: шумеров и аккадян (семитов). В V – IV тыс. до н. э. сюда приходят шумеры, которые и стали основателями культуры с самой древней на земле государственностью. Быстрому зарождению государственности в Двуречье способствовала необходимость вести совместные ирригационные работы. Несколько заинтересованных общин формировали условный округ с 3-4 городами – это и было первичное объединение – ном. В обязанности правителя входила организация ирригации. Таких объединений-номов сложилось в Месопотамии до 20. Большинство из них сформировали культовый союз с центром в городе Ниппуре. В середине III тыс. до н.э. Двуречье заселяется новыми, семитскими по происхождению народами. Лидер одного из новых городов Саргон в конце XXIV в. (24 в.) постепенно подчинил своей власти весь Шумер, центром которого становится основанный им г. Аккад. В создании новой державы ведущую роль сыграла новая армия: многочисленное (более 5 тыс. чел.) профессиональное войско легковооруженных пехотинцев, каждый из которых получал за свою службу надел. С развитием частной собственности государство приобретает снова децентрализованный характер, способствует этому и новое нашествие племен-скотоводов. На рубеже XIX – XVIII вв. до н.э. Двуречье представляет калейдоскоп прежних государств-номов, в которых власть вождя-лугаля уже замещена ранней монархией. Новое мощное государство сформировалось к началу XVIII в. (18 в.) до н.э. вокруг нового центра – Вавилона. Своим возвышением новое государство было обязано политике шестого правителя вавилонской династии – Хаммурапи (правил приблизительно в 1792 до н.э. – 1750 до н.э.) из I Вавилонской (аморейской) династии. Когда он пришел к власти Вавилон представлял собой небольшое государственное образование, состоящее из города Вавилона и окружающих его мелких сельских поселений. За 42 года правления Хаммурапи под властью Вавилона оказалась почти вся территория Двуречья (дипломатические союзы и завоевания). После смерти Хаммурапи созданное им государство стало разрушаться. В 1595 до н.э. году Вавилон оказался завоеванным соседними племенами (хеттами, потом касситами и ассирийцами) и на многие столетия утратил свою независимость (Нововавилонское царство или Второе Вавилонское царство с 626 по 539 гг. до н.э.). Общественный строй Древнего Вавилона: Все население делилось на свободных и рабов. Свободное население Вавилона состояло из полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане – авилум (человек, муж) Неполноправными являлись – мушкенумы (покорными) И авилум и мушкенум обладали правом собственности на рабов – рабовладельцы. Мушкенум – они возможно дворцовые слуги, или вольноотпущенники, а возможно местные жители тех городов, которые покорил Вавилон Среди рабовладельцев особо выделяются т.н. тамкары, вавилонские ростовщики и торговцы, а также кредиторы. Большой вес имели жрецы, храмам принадлежали огромные богатства. Жрецы долго сохраняли в своих руках юстицию и играли значительную роль в управлении государством. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения; нередко даже родственниками царя. При Хаммурапи произошло уменьшение роли жрецов в управлении государством. Рабы – назывались вардум (патриархальное рабство – рабов мало). Источниками рабства являлись не только военный плен и рождение от рабыни, но и продажа детей их родителями, а также неоплатность должника. Первоначально долговая кабала не была ограничена никаким сроком (пока не отработаешь долг). Хаммурапи установил, что долговое рабство для жены и сына не должно было превышать трех лет. Раб мог владеть собственным имуществом, совершать сделки и даже вступать в брак со свободными людьми. Отличительным знаком раба было клеймо, удаление которого рассматривалось как серьезное преступление. Государственный строй: По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. По форме правления – неограниченная монархия, хотя в некоторых случаях царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя (лугаля). Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.
Огромные государственные имущества управлялись большим штатом чиновников (бюрократия). Главное должностное лицо – смотритель дворца (управляющий дворцовым хозяйством) - нубанда, который ведает всеми общественными работами, земледелием, финансами. Ему подчинены местные правители, на которых возлагаются забота о сборе налогов и надзор за выполнением всех повинностей, лежащих на населении. Нубанда командует также войсками. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве. По мере расширения государства при царе появляется еще и другие высшие должностные лица. Например, наместник – исакку. Правитель дворца теперь ведает только общественными работами. Подчиненными Вавилону провинциями управляли ставленники царя – шакканаку (областные правители). Более мелкими административными единицами (сельскими общинами или малыми городами) управляли – рабианум. Судебная организация. Судебная власть не была отделена от администрации. Судебные должностные лица, помимо суда, выполняли и поручения административного характера. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды. В качестве судебных органов выступали также советы храмов и общинные собрания. Царь считался верховным судьей, и к нему можно было обратиться с жалобами на решение любого суда. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.
Право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи
Источники права: обычаи и законодательные акты верховных правителей, среди которых выделяются Законы Хаммурапи. Законы Хаммурапи были созданы в конце его правления. До них были и другие правовые сборники. Например, Законы Шульги (21 век до н.э.) в государстве Шумера и Аккада. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901 г. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Казуистичность - выражение, применяемое к законодательным сборникам (кодексам, уложениям и т. д.), когда в них преобладают частные вопросы над общими принципами, и разработка деталей господствует над обобщающей работой законодателя. С точки зрения современных задач кодификации казуистичность – большой порок кодексов. Кодекс (лат. codex — книга) – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей права. Источниками при составлении сборника послужили: • обычное право; • шумерские судебники; • новое законодательство. Текст сборника состоит из трех частей: • введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; • 282 статьи законов; • обширное заключение. Из 282 статей 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично были восстановлены по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |