Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы

К этим закономерностям относятся следующие:

а) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что, как уже отмечено выше, личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятель­ность. Нельзя воспитать у него трудолюбия, коллективизма, не во­влекая его в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных дел.

б) Воспитание есть стимулирование активности формируемой лич­ности в организуемой деятельности. Указанная закономерность – и это также показано выше – обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при усло­вии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности без охоты, или, как говорят, спустя рука­ва, эта деятельность практически не развивает его. Вот почему пра­вильно говорится: можно силой привести лошадь к воде, но нельзя силой заставить ее пить. Идея об определяющей роли активности самой личности в соб­ственном развитии и необходимости стимулирования этой актив­ности в процессе воспитания стала общепризнанной

Каковы же те механизмы, используя которые и опираясь на ко­торые, педагог может стимулировать активность личности в орга­низуемой деятельности? С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к дея­тельности и к работе над собой.

Большой движущей силой активности и развития человека явля­ется интерес. Интерес – это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой дея­тельности увлекательный характер. Стимулирующая роль интереса с психологической точки зрения заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворе­ние, что и побуждает его к проявлению активности.

Только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необхо­димые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежаще­го воспитательного эффекта.

в) В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уваже­ние к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологи­ческой основой этой закономерности является то, что характер отно­шений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней опре­деленные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и не­посредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжела­тельностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспи­тательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащих­ся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.

г) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В ос­нове этой закономерности лежит психологическая идея о роли опе­режающего отражения в сознании человека тех действий, которые он стремится совершить, и тех результатов, которых он хочет до­стичь в своем развитии (П.К. Анохин).

Сущность этой идеи состоит в том, что всякая деятельность че­ловека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и таким образом направляют и стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех же слу­чаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внут­реннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психическо­го напряжения.

д) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на поло­жительные качества учащихся. Психологической основой этой зако­номерности является то, что, открывая перед учащимися перспек­тивы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего лич­ностного формирования. Всякая деятельность требует от них боль­шого напряжения физических сил и нервной энергии. Это напря­жение усугубляется тем, что им постоянно приходится овладевать новыми способами деятельности, изменять и совершенствовать ус­военные стереотипы поведения. Не всем это дается легко. В силу физических и психических различий, а также особенностей предшест­вующего опыта деятельности каждый школьник развивается по-разно­му. У одних этот процесс происходит более интенсивно, у других – медленнее, у третьих бывают неудачи и срывы. Если эти неудачи и срывы повторяются, приобретают устойчивость, то, как уже отмечено выше, учащийся чувствует, что он отстает в своем развитии, а «ситуа­ция ожидания» радости успехов сменяется для него разочарованием, становится недостижимой, что, как правило, ведет к пассивности, к переживанию чувства изолированности в коллективе и психологичес­кого дискомфорта.

е) В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуаль­ные особенности учащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особен­ности.

ж) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллек­тив. Воспитание по принципу парного воздействия: педа­гог – воспитанник – А.С. Макаренко считал недостаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием кол­лектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и обогащает ее тем, что выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Вот почему в процессе педаго­гической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разносто­роннего развития учащихся. Без такого коллектива трудно рассчи­тывать на высокую эффективность воспитания.

з) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласо­ванности педагогических усилий учителей, семьи и общественных органи­заций. Нетрудно представить себе, что если все эти влияния не будут сгармонированы и будут действовать в различ­ных или тем более в противоположных направлениях, воспитатель­ная работа не будет давать желаемого эффекта.

ТЕМА 9. МЕДИЦИНСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ

Медицина, как система наук, практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней, и акмеология, усилия которой направлены на личностное и профессиональное развитие, совершенствование человека, тесно взаимосвязаны.

Обычно мы говорим о медицинском аспекте в акмеологии, когда речь идет о влиянии состояния здоровья на процесс личностного и профессионального развития, достижение акме.

В свою очередь, в медицине в последние годы используются современные достижения акмеологии — психолого-акмеологическое сопровождение на этапе последипломной подготовки специалистов лечебно-профилактических учреждений, методики оценки и самооценки уровня профессионализма руководителей лечебно-профилактических учреждений и т. д.

Процесс взаимодействия акмеологии и медицины носит взаимопроникающий, взаимодополняющий характер как процесс взаимодействия элементов системы, функционирующей во благо человека.

Уникальные особенности акмеологии: ее интегративный характер, методологические принципы — комплексный, системный и субъектный подходы, принципы развития и гуманизма — предоставляют возможность использования достижений медицины для решения акмеологических задач совершенствования человека, достижения им более высоких ступеней в личностном и профессиональном развитии.

Медицина по своей сути акмеологична, так как ее основная цель — здоровье человека. Телесное, психическое, профессиональное здоровье, проявляющееся состоянием работоспособности, физического и духовного благополучия, и есть наиболее желаемое, совершенное, оптимальное для каждого человека состояние.

Возможность осознать характер взаимодействия медицины и акмеологии предоставляют исследования знаменитых отечественных ученых медиков Н.И.Пирогова, В.М.Бехтерева, а также комплексные междисциплинарные исследования человека учеными психологической школы Б.Г.Ананьева.

В статье "Вопросы жизни" Н.И.Пирогов отмечал, что для воспитания специалистов-хирургов необходимо уделять внимание нравственным, этическим и профессиональным началам, при этом нравственное начало занимает первостепенное значение.

В.М.Бехтерев стремился построить естественнонаучное психологическое учение, на практике стремился реализовать идеи комплексного подхода к изучению человека.

Б.Г.Ананьев и его ученики исследовали индивидные, личностные, субъектно-деятельностные особенности человека в процессе его развития, интегрируя все эти аспекты в индивидуальности, используя математические методы обработки данных. В результате они эмпирически обосновали теоретические представления об индивидуальности как конкретном воплощении психобиосоциалъной целостности человека.

Используя эти важнейшие научные данные, а также один из ведущих общеметодологических принципов акмеологии — системный подход, сегодня мы можем говорить о том, что человек — это открытая психобиосоциальная система.

Данная система подвержена воздействию поступающих внутрь организма веществ, постоянно взаимодействует с раздражителями внешней среды. Как результат взаимодействия элементов системы возникает важное системное качество человеческого организма — гомеостаз, необходимый для сохранения системы. "Акме" также является системным качеством, возникающим как результат сложного взаимодействия трех основных групп элементов системы: психических, биологических, социальных.

Состояние биологических и психических элементов в аспекте соответствия их показателям профессионального здоровья можно рассматривать как медико-акмеологические условия и факторы.

Что касается группы социальных элементов, то их влияние на процесс "рождения" акме как интегративного системного качества человека — психобиосоциальной системы очевидно. Ухудшение социальных условий жизни неотвратимо приводит к возникновению целой группы социально обусловленных заболеваний (например, туберкулеза, его генерализованных форм). Обогащенная социальная среда, достаточный жизненный уровень в значительной степени благоприятны для экспрессии генов способностей человека в тот или иной период его жизни.

Тесная взаимосвязь психического, биологического и социального в природе человека подтверждается также исследованиями С. Л. Рубинштейна, который особое внимание уделял анализу детерминации психических процессов. Возражая против механистических взглядов, он выдвинул теорию, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий, создал концепцию психического как процесса, сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Известны также психосоматические и соматопсихические реакции и патологические состояния, которые, в свою очередь, зависят от характера средовых влияний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направленность воспитания на овладение личностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика | Основные категории, понятия медицинской акмеологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.