Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературный язык. Литературная норма и ее разновидности

Понятие о русском национальном языке и его формах.

Аристотель

Только человек одарен речью.

Из всех живых существ

Язык и речь.

Введение.

Язык – важнейшее средство человеческого общения.

Это явление общественное (социальное):

- возник в глубокой древности в процессе совместного труда;

- обеспечивает связь времен и поколений;

- связан с жизнью общества и народа - носителя данного языка.

Это явление развивающееся:

- выходят из активного употребления устаревшие слова, возникают неологизмы;

- у активно употребляемых слов появляются новые значения (процесс образования омонимов).

Основные функции языка:

- познавательная;

- аккумулятивная;

- коммуникативная.

 

Речьдеятельность говорящего:

- это язык в действии, использование его системы в целях передачи мыслей;

- это явление психофизическое: в ее производстве участвует речевой аппарат и регулирует эту работу центральная нервная система (ЦНС);

- это поздняя функция коры головного мозга, отдельные участки которого приводят органы речи в движение и обеспечивают понимание своей речи и речи других лиц;

- это явление индивидуальное: в ней отражаются мировоззрение человека, его интересы, сфера деятельности, мир увлечений, общий культурный уровень.

Русский язык – это национальный язык русского народа (исторически сложившейся общности людей, объединённых единством территории, экономики, психологического уклада и языка); принадлежит к восточной группе славянских языков. Начало формирования национального русского языка относится к XVII веку, завершение – к первым десятилетиям XIX века.

Любой национальный язык неоднороден. Он представляет собой совокупность разнообразных форм (таких как литературный язык, просторечие, диалекты, жаргоны):

Территориальные диалекты (говоры и наречия), например, особенности произношения как целых фраз: «Девцонка, ты цья будешь?», «Широкие здесь степя-то», «Мы тебе могём и ишо кровя пустить!»; так и значений отдельных слов: басалаи – «повесы, болтуны», дроля – «милый, дружок», баз – «крытый двор для скота», еланка – «полянка», кукан – «остров на середине реки», изнахрачить – «исцарапать до крови», занавеска – «фартук», корец – «половник», веселушка – «частушка», вязенки, шубёнки – «варежки»,;

общерусские просторечия – широко распространенные слова с оттенком грубоватости, сниженности оценки, например: рожа (лицо), треснулся (ударился), транвай, баушка, без пальта, красивше, пинжак, ндравится, хочем, хтой-то, скоко, щас;

социальные диалекты: профессиональные жаргоны, арготизмы, язык офеней (ремесленников и торговцев), сленг, например:

а) язык офеней: «Прихилял арбезька с возгудом » -«Пришел парнишка с гармошкой», «Сивоха сивонит лоха» - «Стужа морозит мужика»);

б) жаргонизмы: абитура – «абитуриенты », препод – «предподаватель» (из жаргона студентов); черпак – «солдат, прослуживший один год»; хохолок, ирокез, гребень – «вид прически у панков»; лисить – «заискивать перед влиятельным чиновником », письма за подписью Хованского – «деньги, предназначенные для взятки» (из жаргона чиновников XIX в.); коза – «короткое замыкание» (из жаргона электриков);

в) арготизмы: (лексики деклассированных элементов: преступников различных категорий, беспризорников, бродяг): играть на скрипке – «пилить решетку для побега», кича – «тюрьма», полосатик – «осужденный, отбывающий наказание в исправительно-трудовом учреждении особого режима».

г) сленг (от англ. slang) – особые слова или новые значения уже существующих слов, используемые в определённых профессиональных, социальных и возрастных группах людей: весчь, ящик, клава; музон, магаз, полюбас, крутой, прикинь, кинуть, оттянуться

! Приведите свои примеры молодёжного сленга

В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть - литературный язык.

Литературный язык – это высшая форма национального языка, определяемая целой системой правил (норм), существующих в лексике, грамматике и фонетическом строе русского языка;

– это язык, обработанный мастерами слова, литературными критиками, общественными деятелями, лингвистами; язык радио и телевидения, газет и журналов, государственных и культурных учреждений: состав словаря в нем строго отобран из общей сокровищницы национального языка.

– форма, в которой значение и употребление слов, произношение, правописание и образование грамматических форм подчиняется общепринятому образцу (стандарту, норме).

Норма – правила произношения, написания, употребления слов, грамматических форм, действующие в данный период развития литературного языка; утверждаются и поддерживаются речевой практикой наиболее образованной части общества.

В литературном языке можно выделить следующие разновидности норм:

Орфографическая - определяющая правила написания слов;

Пунктуационная - определяющая правила постановки знаков препинания;

Орфоэпическая - определяющая правила постановки ударения и произношения слов;

Грамматическая - определяющая правила образования слов и форм слова - морфологическая; а также употребления частей речи и их форм на уровне фразы - синтаксическая;

Лексическая - определяющая правила употребления слов в соответствии с их значением;

Стилистическая - определяющая выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения.

Эти нормы обязательны для всех говорящих на русском языке, они зафиксированы в учебниках, словарях и справочных пособиях.

В настоящее время русский язык как средство общения используется на территории Российской Федерации, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Русский язык является государственным (с 1991 года согласно Закону РСФСР «О языках народов РСФСР») языком областей и республик, входящих в Российскую Федерацию (наряду с языком коренного населения этих республик). Русский язык, являющийся основным средством межнационального общения народов РСФСР в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями, имеет статус государственного языка РСФСР на всей территории РСФСР. В 1993 году статус был закреплён Конституцией Российской Федерации (гл.3, ст. 68, часть 1). Это обусловлено исторически и связано не только с ролью русского языка в объединении России в единое государство, но и с возможностями литературного русского языка, имеющего разветвлённую систему функциональных стилей, с тем, что именно на русском языке создана русская художественная литература, признанная во всём мире.

В XX веке русский язык вошёл в число шести так называемых мировых языков (русский, английский, французский, арабский, испанский, китайский). Подобный мировой статус русского языка был закреплён в ООН, где русский язык является одним из рабочих языков. Русский язык – национальный язык многомиллионной русской нации, имеющей героическую историю, выдающиеся достижения в науке, культуре, литературе. Во всех этих достижениях – большой вклад русского языка как формы национальной культуры. Для русского языка никогда не была характерна замкнутость. Он всегда взаимодействовал не только с родственными славянскими языками, но и с другими иностранными языками, обогащаясь как за счёт собственных средств, так и с помощью элементов других языков: разумное заимствование обогащает речь, придаёт ей большую точность; однако заимствование без меры (как в наши дни) в определённой степени засоряет речь, приводит к тому, что она становится непонятной для части носителей языка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип восстановления цвето-тонального единства композиции | Т. Г. Винокур
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.