Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приобретение юридического статуса адвоката

Статья 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» устанавливает порядок приобретения статуса адвоката.

В данной статье законодатель отказался от существовавшей ранее формулировки "прием в коллегию адвокатов" и установил иную форму вхождения лица в адвокатское сообщество - "приобретение статуса адвоката". При этом Законом для адвокатов предусмотрен достаточно низкий уровень требований, что, в том числе, дает возможность облегченного вхождения в адвокатуру молодых кадров.

Одним из требований Закона является наличие у претендента на статус адвоката стажа работы по юридической специальности не менее двух лет либо прохождение им в соответствии со ст. 28 Закона стажировки в любом из адвокатских образований в срок от одного года до двух лет. В Законе дается исчерпывающий перечень видов стажа работы, необходимой для приобретения статуса адвоката. Представляется, что требование к стажу работы по специальности необходимо дополнить. Дело в том, что адвокат принимает участие в различных по сложности и серьезности видах юридических процессов, а стаж по специальности претендент получает, как правило, только в определенной узкой сфере (например, работая юридическим консультантом в организации, он получает навыки, как правило, в гражданско-правовой сфере). Таким образом, многих навыков претендент для всех сфер деятельности адвоката не получает. Думается, что нужно действующий ценз для стажа оставить для получения права адвокатом действовать в любом виде юридического процесса, кроме уголовного и конституционного, а вот для последних двух видов процесса, я считаю, необходимо ввести дополнительный ценз (уже для лиц, которые приобрели статус адвоката) – двухлетняя стажировка в адвокатских образованиях. Только после ее прохождения, думается, следует давать адвокатам право участвовать в уголовном и конституционном процессах.

П. 1 ст. 9 Закона предусматривает, что статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности.

Однако вызывает возражение приравнивание законодателем к высшему юридическому образованию ученой степени кандидата или доктора юридических наук, полученной лицами, не имеющими базового высшего юридического образования.

В отличие от выпускника юридического высшего учебного заведения, обязанного для получения диплома успешно сдать экзамены и зачеты по нескольким десяткам дисциплин, охватывающим все отрасли права, диссертант без базового юридического образования должен продемонстрировать углубленные знания избранной им темы из одной отрасли права, а также знания еще по двум - трем отраслям права. Очевидно, что уровень их знаний права никак не может быть признан равнозначным. Объем правовой информации настолько огромен, что невозможно требовать от каждого юриста универсальных знаний всего этого массива. В то же время, не ставя под сомнение высокий научный уровень большинства диссертаций на правовые темы ученых-неюристов, не следует ударяться в другую крайность и идти на уравниловку для целей практической адвокатской деятельности. Для обеспечения оказания адвокатами гарантированной Конституцией России квалифицированной юридической помощи базовое высшее юридическое образование должно быть безусловным и безальтернативным основанием[9].

С присоединением России к Болонской конвенции система "бакалавр-магистр" становится у нас в стране уже обязательной. В этом случае к соискателям статуса адвоката как элиты юридического сообщества вполне должны предъявляться самые высокие образовательные требования, т.е. наличие диплома магистра.

Все это требует серьезного изменения существующей системы юридического образования в России, но принесет несомненную пользу в деле обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона лицо, претендующее на приобретение статуса адвоката, должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. В силу ст. 28 Закона срок стажировки - от одного года до двух лет, следовательно, решение о допуске к экзамену принимается при наличии данных о прохождении претендентом стажировки (в предусмотренном законом порядке) в течение года и более. Работа же в качестве помощника адвоката включается в исчисление стажа работы по юридической специальности, необходимого для приобретения статуса адвоката, на общих основаниях.

До внесения в декабре 2004 г. изменений в Федеральный закон у помощников адвокатов при исчислении двухлетнего стажа работы по юридической специальности учитывалось время работы до получения высшего юридического образования, т.е. в период учебы. В настоящее время такая возможность утрачена, поскольку у лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения (ч. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона).

Ранее определение стажа работы по специальности юриста, необходимого для принятия в члены коллегии адвокатов, разъяснялось в письме Минюста России от 10 октября 1995 г. N 09-06-137-95. Новый перечень существенно не отличается от ранее действовавшего. В то же время теперь в стаж работы, необходимый для получения статуса адвоката, не будет, к примеру, включаться работа в профсоюзных органах.

Изменениями от 20 декабря 2004 г. в статью 9 Закона внесено существенное дополнение. Теперь стаж работы будет исчисляться не ранее чем с момента окончания образовательного учреждения. Соответственно, Закон не включает в стаж работы по юридической специальности время работы студентов во время обучения. Данное ограничение распространяется только на лиц, которые впервые получают высшее юридическое образование[10]. Думается, что данное дополнение является необоснованным. Фактически законодатель подменяет стаж работы получением юридического образования. Достаточно много студентов заочной формы обучения успешно работают по юридической специальности (следователями, дознавателями, юрисконсультами и т.п.) и до получения высшего образования получают довольно много практических навыков и юридических знаний. Предлагаю данное ограничение в законе убрать.

Законом установлено лишь два ограничения для претендентов на приобретение статуса адвоката: недееспособность и непогашенная или неснятая судимость за совершение умышленного преступления.

Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психических расстройств не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. Оценку здоровья гражданина дает судебно-психиатрическая экспертиза, которая производится на основании Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Согласно ст. 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Подробно процедура признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным урегулирована в ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ст. ст. 281 - 286).

Дела об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами либо о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства могут быть возбуждены на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения, а дела о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства могут возбуждаться также на основании заявления его близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания.

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Правила погашения и снятия судимости регламентируются ст. ст. 86 и 95 УК РФ. Важно обратить внимание на то, что комментируемый Закон не устанавливает ограничений на приобретение статуса адвоката в случае, когда у претендента имеется непогашенная или неснятая судимость за совершение преступления по неосторожности.

Вместе с тем, на мой взгляд, закон не учитывает нравственные требования к адвокату в тех случаях, если претендент совершил три и более раз умышленные преступления даже при погашенной или снятой судимости. Данное обстоятельство указывает на устойчивую антисоциальную ориентацию личности претендента и дает основание полагать о том, что в будущем это лицо будет весьма склонно нарушать закон при оказании юридической помощи. Я предлагаю ввести еще одно ограничение для претендентов на приобретение статуса адвоката: наличие ранее судимости за совершение трех и более умышленных преступлений. Иначе в ряды адвокатов будут проникать лица с преступным прошлым и будущим.

В то же время Законом не определен механизм проверки претендентов и выявления этих ограничений. Закон не требует от претендента на статус адвоката предъявлять какие-либо документы о своей дееспособности (заключение или справку психоневрологического диспансера или судебное решение) и о своей несудимости. Не регулируется и процедура выявления претендентов с указанными ограничениями: запрашиваются ли такие сведения квалификационной комиссией, адвокатской палатой, иной адвокатской структурой (откуда конкретно запрашиваются) или таковая проверка вообще не проводится, а информация принимается "на веру". Представляется необходимым внести в закон дополнение - обязать претендента на статус адвоката предъявлять документы о своей дееспособности (заключение или справку психоневрологического диспансера или судебное решение) и о своей несудимости.

При этом следует учесть, что согласно подпункта 5 п. 1 ст. 17 настоящего Закона выявление указанных в п. 2 ст. 9 обстоятельств является достаточным основанием для прекращения статуса адвоката решением совета адвокатской палаты того субъекта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате. Причем в данном случае не требуется какого-либо заключения квалификационной комиссии.

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.

Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации «предусматривает несколько процедурных стадий допуска к квалификационному экзамену претендента на статус адвоката:

а) подача заявления в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта РФ о присвоении статуса адвоката. При этом лицо должно отвечать требованиям п. п. 1 и 2 ст. 9 данного Закона. Законодательство в настоящее время не предусматривает специальной формы заявления, поэтому оно может быть подано в произвольной форме;

б) представление в квалификационную комиссию необходимых документов (копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, анкеты, копии трудовой книжки или иного документа о подтверждении стажа работы по юридической специальности, копии документа о высшем юридическом образовании либо о наличии ученой степени, других документов). Важно обратить внимание на то, что комментируемая статья не требует представления нотариальных копий документов. Следовательно, могут быть представлены их ксерокопии. В то же время квалификационная комиссия имеет право проверки достоверности документов, что подразумевает возможность потребовать у претендента оригиналы документов для их сверки с ксерокопиями.

Иные документы, должны быть представлены только в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Данной оговоркой законодатель предоставил возможность расширения списка требуемых документов с помощью других нормативных актов, в том числе подзаконных;

в) проверка при необходимости в течение двух месяцев достоверности документов и сведений, представленных претендентом. Решение о необходимости проведения проверки принимается квалификационной комиссией в соответствии со ст. 33 Закона. Основания для принятия такого решения законодательством не установлены. Поэтому комиссия вправе принять решение о проведении проверки по своему усмотрению. Осуществление проверки не является обязательным;

Организация процедуры проверки возложена на квалификационную комиссию. При этом комиссия может обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. В то же время, обязывая указанные органы сообщать не позднее месяца со дня получения запроса квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений, Закон не устанавливает ответственности указанных органов за нарушение данного срока либо за непредставление ответа на запрос комиссии. Не урегулирован и вопрос о том, как быть, если проведенная проверка не дает возможности устранить сомнения квалификационной комиссии в достоверности документов или сведений. Я предлагаю установить административную ответственность лиц и организаций за непредставление по запросу квалификационной комиссии указанных выше сведений;

г) принятие квалификационной комиссией решения о допуске претендента к квалификационному экзамену.

Отказ в допуске к экзамену может иметь место только по основаниям, предусмотренным в Законе.

Во-первых, гражданину может быть отказано в допуске к квалификационному экзамену, если комиссия обнаружит, что имеются препятствия, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 9, и, следовательно, в соответствии с Законом лицо не имеет права претендовать на приобретение статуса адвоката.

Во-вторых, основанием для отказа в допуске к квалификационному экзамену является представление претендентом недостоверных сведений.

В-третьих, основанием для отказа в допуске к квалификационному экзамену является представление претендентом недостоверных документов либо обнаружение недостоверности документов самой квалификационной комиссией при первичном приеме документов или в ходе организованной проверки.

Решение о таком отказе может быть обжаловано претендентом в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Ранее при приеме в адвокатуру в каждой юридической консультации и при президиуме коллегии адвокатов для проверки уровня профессиональной подготовки лиц, принимаемых в члены коллегии, и для прохождения стажировки создавались квалификационные (аттестационные или им подобные) комиссии, которые действовали на основании внутренних документов коллегий. Например, в Межреспубликанской коллегии адвокатов действовало Положение о квалификационных комиссиях в МРКА, утвержденное Постановлением президиума МРКА от 10 декабря 1997 г. N 11. Квалификационные комиссии при проведении собеседований руководствовались вопросами по основным отраслям права, а также иными вопросами, которые могли быть заданы кандидатам членами комиссии. Такой "вопросник" не являлся закрытым и иногда даже публиковался в печати. Так, Примерный перечень вопросов, включенных в билеты для проверки уровня профессиональной подготовки кандидатов при приеме в МРКА, опубликован в учебно-практическом пособии "Адвокатская деятельность" (2000 г.); экзаменационные вопросы, предлагавшиеся абитуриентам Московской городской коллегии адвокатов, опубликованы в книге М.Ю. Барщевского "Адвокат. Адвокатская фирма. Адвокатура" (1999 г.).

Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов на статус адвоката, а также перечень экзаменационных вопросов разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов.

В связи с необходимостью осуществления функций по присвоению статуса адвоката до формирования совета Федеральной палаты адвокатов советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают временное положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам.

При разработке указанных положений и перечня вопросов могут быть использованы многие из ранее разработанных экзаменационных материалов.

Квалификационный экзамен состоит из двух частей: письменные ответы на вопросы, выполняемые в форме тестирования; устное собеседование.

Процедура проведения квалификационного экзамена, критерии оценки и возможная глубина проверки знаний и навыков претендентов, круг вопросов, задаваемых на устном собеседовании, регламентируются положением о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов на статус адвоката.

В случае недостаточности знаний претендента для приобретения статуса адвоката квалификационная комиссия принимает решение о том, что претендент не сдал квалификационный экзамен. Оценка знаний претендента осуществляется по усмотрению комиссии. В то же время, учитывая, что претендент будет отвечать в том числе письменно, в случае несогласия с решением комиссии у него сохраняется возможность обжалования ее действий. Однако законодательно не предусмотрено возможности и процедура такого обжалования. При этом в Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не говорится о том, что решение комиссии является окончательным и обжалованию не подлежит. Поэтому в данном случае необходимо применять общие положения гражданского и гражданского процессуального законодательства, связанные с защитой прав гражданина.

Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к повторной процедуре его сдачи не ранее чем через год. Данная норма является императивной и не допускает каких-либо исключений.

Ст. 12 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» посвященная вопросам присвоения статуса адвоката, предусматривает трехмесячный срок, в течение которого квалификационная комиссия должна принять решение о присвоении или об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Указанный срок исчисляется с момента подачи претендентом заявления о присвоении статуса адвоката. Таким образом, в этот срок включается и отведенное в силу статьи 10 данного Закона время (два месяца) для проверки достоверности представленных претендентом документов и сведений. Причем решение квалификационной комиссии о присвоении статуса адвоката вступает в силу не сразу, а лишь после принесения адвокатом присяги. Отсюда следует, что если по каким-либо причинам присяга адвоката не принимается, то ему не может быть и присвоен статус адвоката.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать статус адвоката при соблюдении общих требований, установленных для российских граждан данной статьей. В то же время комментируемый Закон содержит ограничения при осуществлении иностранными гражданами и лицами без гражданства адвокатской деятельности на территории Российской Федерации. Кроме того, п. 6 ст. 9 предусматривает также, что запрет на осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства адвокатской деятельности на какой-либо территории Российской Федерации может содержаться и в иных федеральных законах.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее - территориальный орган юстиции) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - региональный реестр).

В соответствии с подп. 29 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313) порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ определяется Минюстом России. При этом само ведение данных реестров адвокатов (региональных реестров) возложено Законом на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации. Такими территориальными органами в настоящее время являются главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, на которые возложено, в частности, обеспечение в федеральных округах осуществления и реализации выработанной Минюстом России государственной политики в сфере адвокатуры.

Деятельность территориальных органов регулируется Приказом Минюста России от 28 января 2005 г. N 7 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам" (зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2005 г. N 6275).

Согласно подп. 15 п. 5 указанного Положения, Главное управление наделено полномочиями по разработке и представлению в Минюст России предложений по порядку ведения реестров адвокатов субъектов РФ.

Главное управление осуществляет свою деятельность на территории субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, во взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, органами прокуратуры, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В реестр адвокатов субъекта Российской Федерации вносятся основные сведения о лицах, получивших в порядке, установленном Законом, статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Согласно Закону порядок ведения региональных реестров и соответственно перечень сведений, который должен содержаться в реестре, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 29 июля 2002 г. N 211 (зарегистрирован в Минюсте России 7 августа 2002 г. N 3672) утвержден Порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации.

Ведение регионального реестра означает осуществление технических процедур учета сведений о лицах, которым присвоен статус адвоката и которые имеют право быть включенными в региональный реестр данного субъекта Российской Федерации.

Региональный реестр ведется по форме согласно приложению 1 к указанному Порядку. Региональный реестр должен быть прошит, его листы пронумерованы, скреплены подписью руководителя и печатью территориального органа Минюста России.

Территориальный орган юстиции обязан ежегодно направлять в адвокатскую палату соответствующего субъекта Российской Федерации копию регионального реестра в контрольном состоянии. В то же время Закон обязывает территориальный орган юстиции в 10-дневный срок информировать адвокатскую палату о любых изменениях, которые он вносит в региональный реестр. Данные уведомления будут носить разовый характер и накапливаться в адвокатской палате в виде отдельных документов до получения ежегодного контрольного текста регионального реестра адвокатов.

Датой внесения в региональный реестр сведений об адвокате, о приостановлении, возобновлении или прекращении статуса адвоката, датой исключения сведений об адвокате из регионального реестра или внесения в региональный реестр изменений является дата издания соответствующего распоряжения территориального органа Минюста России.

Таким образом, для получения статуса адвоката необходимо иметь высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо прохождение стажировки в любом из адвокатских образований в срок от одного года до двух лет. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (претендент), квалификационного экзамена. Претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты со дня принятия им присяги адвоката. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.

Так, по данным Адвокатской палаты Красноярского края, расположенным на ее сайте http://www.krasadvpalata.ru, в 2007 году приобрело статус адвоката в Красноярском крае 50 человек.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обязанности адвоката | Приостановление юридического статуса адвоката
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.