КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности детальной стадии исследования
В рукописях, выполненных в необычных условиях, отображаются 3 группы признаков почерка: 1. Диагностические, появившиеся в рукописи в результате воздействия сбивающих факторов (отклонения от общей нормы) 2. Идентификационные: а) неизмененные признаки собственного почерка; б) измененные в результате письма в НУ признаки почерка исполнителя (у каждого - индивидуальные) (отклонения от индивидуальной нормы). Первая группа признаков обладает только диагностической информативностью. Ошибочное включение данных признаков в идентификационный комплекс может привести к экспертной ошибке. Поэтому главная особенность раздельного этапа исследования заключается в необходимости четкой дифференциации диагностических признаков, сопровождающих факт изменения почерка от идентификационных. Избежать ошибок поможет тщательно проведенное диагностическое исследование, при котором эксперт должен выявить все имеющиеся признаки необычности. Исследование условий выполнения рукописи (раздельное, сравнительное, оценка результатов) При изучении «классических» и специфических признаков необычности на стадии раздельного исследования спорной рукописи эксперт должен обратить внимание на наличие либо отсутствие каждого информативного признака, характер его проявления (пределы неустойчивости и разброса), степень выраженности (сильно выражен, слабо выражен), частоту встречаемости (преобладающий, в группе букв, в отдельных буквах), локализацию (равномерно в почерке в целом, фрагментарно, в начале текста, в конце текста и т.п.). Для избежания утраты полезной информации результаты исследования рекомендуется фиксировать в специальных таблицах-разработках. Данный этап раздельного исследования может быть проведен как на качественно-описательном уровне, так и с применением специально разработанных количественных методик (например, по установлению факта намеренного изменения почерка) (16). Диагностическое исследование образцов проводится с целью изучения приспособительной вариативности почерка проверяемого лица, характера, степени выраженности и локализации признаков необычности для последующего решения вопроса о сходстве или различии условий выполнения спорной рукописи и образцов. В результате сравнения диагностических признаков эксперт приходит к вероятному выводу об условиях выполнения исследуемого текста, а также делает вывод о сходстве ил различии условий выполнения спорной рукописи и образцов. Исследование идентификационных признаков (раздельное, сравнительное, оценка результатов сравнения) Изучение идентификационных признаков письма эксперт проводит по общим правилам методики - от общего к частному. В условиях дефицита идентификационной информации (в связи с измененностью почерка) большое значение могут иметь признаки письменной речи, признаки пространственной ориентации, т.е. признаки, устойчивые к сбивающим факторам. Неизмененные и измененные образцы почерка предполагаемого исполнителя разрабатываются отдельно. Изучение идентификационных признаков рекомендуется начинать с образцов привычного почерка, чтобы составить представление об индивидуальной норме, затем переходить к образцам, выполненным в необычных условиях. При этом четко определяется, какие признаки меняются, а какие остаются неизменными. Таким образом эксперт определит пределы трансформации признаков почерка проверяемого лица под влиянием сбивающих факторов, а также выявит устойчивые к ним признаки. Разработка частных признаков почерка производится традиционно. Измененные и неизмененные образцы разрабатываются в разных колонках. Тщательно фиксируются все имеющиеся признаки, их устойчивость и пределы разброса. При необходимости красителем черного или зеленого цветов можно отметить признаки необычности выполнения, особенно, если эксперт затрудняется определить, к каким, диагностическим или идентификационным, надо отнести исследуемый признак. Окончательный ответ можно получить только после проведения сравнения и оценки всех выявленных признаков. При сравнении идентификационных признаков а) сначала неизмененные родные идентификационные признаки б) затем измененные идентификационные признаки. Особенности оценки признаков почерка при исследовании измененного письма 1. В комплекс идентификационных признаков нельзя включать диагностические признаки, указывающие на факт необычности выполнения рукописи. 2. Более ценными в идентификационном плане считаются неизмененные сквозные признаки, устойчивые к данному сбивающему фактору. На второе место по идентификационной значимости ставятся измененные идентификационные признаки почерка. 3. Различающиеся признаки могут объясняться различными условиями выполнения исследуемого текста и образцов. При этом имеющиеся различия должны вписываться в комплекс диагностических признаков, характерных для установленного сбивающего фактора или группы. При одинаковых условиях выполнения и наличии сопоставимых по условиям образцов различия могут быть объяснены неестественной многовариантностью признаков, наблюдающейся в измененном почерке.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |