КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция по теме 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
Бедственное положение рабочих в период становления индустриального общества привело к распространению среди части рабочих идей социалистов. Социалисты предлагали способы построения справедливого мира, где не будет ни бедных, ни богатых, все будут равными и станут помогать друг другу, наступит всеобщее благоденствие на основе удовлетворения потребностей всех членов общества. Самыми знаменитыми из первых социалистов стали А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн. · А. Сен-Симон считал, что раскол в обществе может быть преодолен с помощью новой, научно сконструированной религии, в основе которой должен лежать лозунг: «Все люди — братья!». Тогда же был сформулирован социалистический принцип распределения: «Каждому — по способностям, каждой способности — по ее делам!». · Другой французский социалист-теоретик Ш. Фурье считал, что для создания гармоничного общества необходимо создание «фаланг» — небольших производственно-трудовых объединений людей, совместно владеющих средствами производства и занимающихся трудовой деятельностью. Люди живут в фаланстерах-дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Фурье попытался построить несколько фаланстеров во Франции в 1832 г., но не достиг успеха. Быстро развалились и фаланстеры, построенные в США (их было 40). · Английский фабрикант и социалист Р.Оуэн считал, что машинное производство при правильном его использовании может обеспечить благосостояние всех людей. Но для этого необходимо, чтобы собственность была обобществлена. Для осуществления своей идеи Оуэн организовал в Лондоне «меновые базары». На них деньги были заменены «трудовыми бонами», где указывалось количество труда, затраченного на производство вещей. Но это начинание потерпело крах.
Марксизм. На волне интереса к социализму возник марксизм. Основатели этой теории К.Маркс и Ф.Энгельс считали возможным создать справедливое общество путем революционного преобразования. Они доказывали, что поскольку буржуазия эксплуатирует рабочих (несправедливо присваивает часть произведенных ими благ), то интересы рабочих и буржуазии непримиримы, между ними идет постоянная классовая борьба. Рабочие должны стать главной силой социалистической революции. После ее победы будет создано новое общество без частной собственности и эксплуатации. Маркс и Энгельс писали, что развитие капитализма уже создало материальные предпосылки для возникновения такого общества. Анализу экономики и общественных отношений при капитализме был посвящен знаменитый труд К. Маркса «Капитал».
Социалистические организации. Постепенно в рабочем движении усиливалось влияние марксизма. В 1864 г. в Лондоне встретились представители рабочих организаций Англии, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Польши. Было созданоМеждународное товарищество рабочих (МРТ), или 1-й Интернационал (1864 г.), опубликованы Учредительный манифест и Устав МТР. Ведущую роль в разработке этих документов сыграл К.Маркс. Утверждение, что «освобождение рабочего класса должно быть завоевано самим рабочим классом», содержавшееся в Уставе, различными рабочими организациями, примкнувшими к Интернационалу в качестве его федераций и секций, понималось по-разному. Так, члены английских тред-юнионов, составлявшие подавляющее большинство МТР, думали только об улучшении положения рабочих. На заседаниях Генерального совета МТР, конференциях и конгрессах было выдвинуто требование ограничения рабочего дня 8-ю часами. Доказывалась необходимость борьбы рабочих за политические права и свободы. МТР прекратило свое существование в 1876 г. В результате его деятельности марксизм стал наиболее популярным из всех социалистических учений. В конце 80-х гг. XIX в. социалистическое движение усилилось. Волна забастовок прокатилась по всем развитым промышленным странам. Вновь на повестку дня стал вопрос о создании международной социалистической организации. В 1889 г. в Париже собрался конгресс, на котором присутствовали многие делегаты западноевропейских социалистических партий. Это был первый Учредительный конгресс 2-го Интернационала (1889 г.). Рабочие в большинстве стран были тогда еще политически бесправны — не участвовали в выборах, не имели профсоюзов, своих просветительских и кооперативных организаций. II Интернационал способствовал созданию рабочих партий и организаций, вел борьбу за расширение прав рабочих. К концу XIX в. социалистическое движение представляло собой значительную силу: большое количество избирателей голосовали за социалистов. Самая сильная в Западной Европе германская социал-демократическая партия успешно прошла полосу испытаний, связанных с законом против социалистов. Окрепла французская рабочая партия, за которой шла часть промышленного пролетариата страны. В 1888 г. состоялся учредительный съезд социал-демократической партии в Австрии. В Англии выросло влияние социалистов в тред-юнионах. Усилилось также влияние социализма в СШ А.
План: 1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии (Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи). 2. Попытки модернизации в странах Востока («Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица»).
Литература: 1. [1], Раздел 4, Тема 12, §§55-56, 2. [2], Раздел, Глава 8, §§24-25 3. [3], Раздел 4, Тема 4.1.1.-4.1.2 (Самыгин П.С.) 4. [4], Глава, §
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |