КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
Данная концепция разработана коллективом ярославских и калининградских ученых (М.И. Рожков — научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.). Воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Цели воспитания: 1) идеальные (долгое время в качестве такого рода цели выступал идеал гармонично развитого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство); 2) реальные, которые конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития. Авторами концепции сформулированы пять принципов воспитания: 1. Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Условиями реализации данного принципа являются: - добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; - доверие к ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможность каждого ребенка и его собственной вере в достижение поставленных задач; - оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач; - предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия; - учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов; - формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности. В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: - необходимо опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу; - в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему; - педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым; - педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем; - поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их реализации, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку; - защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности; - в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей. 2. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Условиями реализации данного принципа являются: - взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества; - координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка; - обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям; - ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума; - учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.); - коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций. В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах: - воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества; - школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко учитывать и использовать реальные факторы социума; - педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка; - необходимо обеспечить взаимодействие всех участников воспитательного процесса. 3. Принцип индивидуализации воспитания учащихся. Условиями реализации принципа индивидуализации являются: - мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка; - определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка; - выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка; - учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие; - предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования. В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: - работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них; - успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других; - осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться информацией только об индивидуальных качествах; - на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения; - совокупность воспитательных средств, используемых педагогами, должна определяться с учетом постоянного отслеживания эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка. 4. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Условиями реализации принципа социального закаливания являются: - включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы); - диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений; - стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; - оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях. В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: - проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них; - ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем; - не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека; - волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня; - нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению. 5. Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях: - выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся; - определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива; - развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений; - формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической); - неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо); - наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся. Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности: - школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива; - педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу; - общая цель школы – цель каждого педагога и ученика; - необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие; - каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел; - равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся. Содержание воспитательного процесса. Становление личности человека предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивида. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания, по мнению авторов концепции, является та, которая, вычленяя его социальные аспекты, и интегрирует их со сферами индивидуальности. В соответствии с этим можно определить содержание воспитания, обеспечивающего развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной. Механизм воспитания. Главными «деталями» механизма воспитания являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся (таблица 5). От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления школьника, на формирование всех сущностных сфер ребенка.
Таблица 5 Классификация методов воспитания
Критерии служат, прежде всего, инструментом для самоанализа и самооценки педагогов, учащихся и их родителей. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых. Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса, как полагают авторы концепции, являются: а) изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка; б) диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений; в) исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |