Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы национальной безопасности государства

Основные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы, является идеальным. В реальности же всегда существует определённая опасность или возможность их возникновения. Поэтому в понятие безопасности включают возможность системы противостоять возможным угрозам.

Согласно официально принятым в России взглядам (Федеральный Закон «О безопасности», 1992г., в редакции Законов от 2002-2008гг.), под безопасностью понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

Справочно:

Сравнительно недавно по историческим меркам в политическом лексиконе появилось понятие «национальная безопасность». Впервые этот термин был применён в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу. В этом послании Т. Рузвельт обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» США.

В последующем эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов. В 1947г. Конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий до настоящего времени Совет Национальной Безопасности. В Совете разрабатывается система целей, интересов, угроз и приоритетов национальной политики США. В целях повышения качества аналитического обеспечения с 1971г. в Совете национальной безопасности действует подкомитет (на уровне заместителей министров), который устанавливает приоритеты Соединённых Штатов Америки.

В СССР проблема национальной безопасности отдельно не разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию «обороноспособность», защита Социалистического Отечества.

В Российской Федерации определение национальной безопасности впервые появилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 1996г. В этом документе подчёркивалось: «Национальная безопасность понимается как защищённость национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая прогрессивное развитие личности, общества и государства».

 

В «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» дано новое развернутое определение национальной безопасности. Согласно этому документу «национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».

Здесь же дано определение национальных интересов РФ, как совокупности внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Принято считать, что сердцевину национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, обеспечение его дееспособности перед лицом угрозы применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношений. Но безопасность государства - это не только сведение к минимуму угрозы военного нападения, захвата территории, уничтожения населения. В широком смысле понятие безопасности включает обеспечение гражданам данного общества необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения. Поэтому политический, экономический, военный, социальный, экологический и иные внутренние и внешние аспекты национальной безопасности, поддержа­ние оптимальных условий, обеспечивающих полнокровное развитие общест­ва, составляют важнейшие и неотъемлемые её компоненты.

Справочно:

В национальной безопасности различают три уровня (или объекта): безопасность личности, общества и государства. Их место и роль динамичны и определя­ются характером общественных отношений, политическим устройством, сте­пенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды мо­жет доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, постоянно создающие такие критиче­ские условия, выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. А для демократической страны безопасность государства и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности.

Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.

Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противоборствовать с дейст­виями, ведущими к расколу общества (в частности, с действиями со стороны государства).

Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия от государства и общества.

 

Национальная безопасность зиждется на трех базовых элементах: интересы, угрозы, защита.

Её первооснову составляют интересы отдельных граждан, из которых вытекают интересы общества и государства в целом.

Структура, содержание и основные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Теоретические исследования системы национальной безопасности позволили российским ученым в середине 90-х годов прошлого века разработать категориальный аппарат и общепринятые подходы, которые легли в основу практической разработки «Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Это был первый такой документ в истории России, который сыграл важнейшую роль в становлении, развитии и защите молодого Российского государства.

Концепция национальной безопасности (новая редакция) Российской Федерации была утверждена Указом Президента России № 24 от 10 января 2000 года. Она являлась логическим продолжением Концеп­ции национальной безопасности РФ от 17 декабря 1997 года, уточненной и конкретизированной в соответствии с реалиями конкретного положения России. Этот документ полностью выполнил свою историческую роль.

В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан нашей страны в сфере обеспечения национальной безопасности, Указом Президента РФ Д.А. Медведева от 12 мая 2009г. №537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

В чём сущность и значение этого нового документа? Каковы принципиальные отличия от Концепции национальной безопасности РФ, «проработавшей» с 2000 года?

Во-первых, стратегия и концепция – это два разных понятия, отличающихся друг от друга своей сущностью и содержанием.

Военный энциклопедический словарь определяет концепцию как «определенную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных взглядов»на проблемы национальной безопасности, военной политики, войны, армии и др. Стратегия же, по словарю, это определение порядка, способов и форм решения проблемы.

Сущность и определение нового документа содержатся в его третьей статье: «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года – официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу».

Далее в гл.4 говорится: «Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности».

Следовательно, по сравнению с Концепцией, стратегия является более конкретным документом, содержащим не только и не столько взгляды на обеспечение национальной безопасности РФ, но и конкретный порядок действий и комплекс мер по реализации стратегических приоритетов в области внутренней и внешней политики.

Во-вторых, Стратегия национальной безопасности строится на принципах преемственности государственной политики в сфере безопасности. Она впитала в себя все лучшие, проверенные временем положения, опирается на систему национальных приоритетов России. Кроме того, концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В-третьих, главную идею Стратегии можно определить как «Безопасность через развитие». Она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

В основу документа положены концептуальные установки развития России и обеспечения национальной безопасности, сформулированные в Послании Президента Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года.

В-четвёртых, предполагается, что Стратегия будет «живым» документом, который должен уточняться по мере необходимости и корректироваться. Процедура уточнения, очевидно, будет аналогична Стратегии национальной безопасности США, которая за последнее время принципиально обновлялась дважды – в 2002 и 2006 годах.

В-пятых, Стратегия закладывает механизм оценки состояния национальной безопасности через контрольные показатели. Перечень этих показателей подлежит периодическому уточнению в рамках системы специального мониторинга. Предполагается подготовка ежегодного доклада Президенту РФ о состоянии национальной безопасности государства.

Структурно Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года состоит из 6 разделов:

I. Общие положения.

II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития.

III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.

IV. Обеспечение национальной безопасности:

1. Национальная оборона.

2. Государственная и общественная безопасность.

3. Повышение качества жизни российских граждан.

4. Экономический рост.

5. Наука, технологии и образование.

6. Здравоохранение.

7. Культура.

8. Экология живых систем и рациональное природопользование.

9. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнёрство.

V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии.

VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности.

Если говорить о содержании Стратегии, то в кратком виде его можно сформулировать следующим образом:

- констатируется ключевая роль России в мире;

- перечислены вызовы, которые подстерегают нашу страну в ближайшие 12 лет и противники, с которыми предстоит бороться;

- для защиты своих национальных интересов Россия будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику;

- уточнены цели, важнейшие направления и задачи развития системы обеспечения национальной безопасности России;

- приведён анализ и прогнозные оценки состояния, а также тенденции развития России в современном мире;

- даётся содержание национальных интересов страны и стратегических приоритетов;

- основное внимание уделено вопросам обеспечения национальной безопасности в рамках достижения каждого из стратегических приоритетов;

- предусмотрен механизм оценки состояния национальной безопасности через контрольные показатели, перечень которых может уточняться в рамках системы мониторинга состояния безопасности.

В целом можно сказать, что в Стратегии сформулированы меры и механизмы обеспечения национальной безопасности России, направленные на реализацию политического курса страны, достижение стратегических национальных интересов.

Перечисленные в Стратегии национальной безопасности РФ положения в полной мере охваты­вают многогранные процессы принятия управленческих решений в сфере обеспечения национальной безопасности России. Они позволяют определить те базовые основы, реализуя которые Российская Федера­ция укрепит свое могущество и авторитет в мире, займет достойное место в современной системе международных отношений.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сравнительные характеристики государств | По источнику происхождения угрозы безопасности могут носить природный, техногенный и социальный характер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.