Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура основных фондов на автотранспортном предприятии

Тема 2: ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Структура основных фондов на автотранспортном предприятии.

2.2. Оценка стоимости основных фондов.

2.3. Физический и моральный износ основных фондов.

2.4. Амортизационные отчисления.

2.5. Пути улучшения использования основных фондов.

Основные фонды транспорта — это средства труда, которые це­ликом участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму и перенося свою стоимость на вновь созданный продукт частями по мере своего износа.

Критерием отнесения средств производства (имущества) к ос­новным фондам является срок их годности, который должен пре­вышать один год.

В зависимости от роли и назначения основные фонды разделя­ются на производственные и непроизводственные.

Производственные основные фонды —это средства труда, которые прямо или косвенно участвуют в транспортном процессе и пере­носят свою стоимость на выполненные перевозки.

Непроизводственные основные фонды используются для удовле­творения культурно-бытовых нужд работников предприятия (жи­лые здания, объекты культуры, здравоохранения и т.п.).

Производственные основные фонды образуют материальную базу экономического потенциала предприятия.

Производственные основные фонды автотранспортных и ре­монтных предприятий по действующей типовой классификации подразделяются на следующие группы:

1) здания — производственные (гаражи, мастерские), админи­стративно-управленческие, складские и др.;

2) сооружения — хранилища топлива, бензоколонки, навесы, эстакады, подъездные пути, шоссейные пути, шоссейные дороги, водонапорные башни и др.;

3) передаточные устройства — водопроводные сети, электро­сети, теплосети, газонефтепроводы и т.д.;

4) машины и оборудование, включающие следующие средства труда:

• силовые машины и оборудование — электромоторы, элект­рогенераторы, трансформаторы, электроаппараты и т.д.;

• рабочие машины и оборудование — моечные машины, во-домаслогрейки, вулканизационные аппараты, станки, прессы и др.;

• измерительные и регулирующие приборы, устройства и ла­бораторное оборудование — приборы для измерения пара­метров, стенды для испытания, выносные пульты управле­ния и т.д.;

• вычислительная техника;

• транспортные средства — автомобили грузовые, легковые, автобусы, специальные автомобили, прицепы, полуприце­пы и т.д.;

• инструмент, производственный и хозяйственный инвен­тарь — инструмент общего назначения, рабочие столы, верстаки, стеллажи, инвентарная тара, мебель и пр.

Структура основных фондов на разных АТП может быть раз­личной — в зависимости от состава автомобильного парка, нали­чия производственных помещений для технического обслуживания и ремонта, уровня механизации гаражных процессов, режима ра­боты автотранспорта и т.п.

В зависимости от роли основных средств в производственном процессе они подразделяются на активные и пассивные. Машины и оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инструменты принимают непосредственное участие в технологи­ческих процессах, поэтому относятся к активно действующей час­ти основных фондов. Другие группы основных фондов (здания, сооружения, передаточные устройства и инвентарь) способствуют выполнению производственных функций и относятся к пассивной части [12].

 

 

2.2. Оценка стоимости основных фондов

Основные производственные фонды хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта учитываются в натуральном и стоимостном выражениях. Учет фондов в натуральном выражении позволяет определить провозную способность автомобильного транспорта, интенсивность использования автотранспортного потенциала, мощность производственно-технической базы, срок эксплуатации автотранспортных средств, прогрессивность структуры подвижного состава, показатели технико-организационного уровня автотранспортного производства.

Для осуществления воспроизводственной политики, определе­ния степени износа (амортизации) основных производственных Фондов, анализа экономической эффективности использования Основных фондов важнейшее значение имеет стоимостное измерение состояния основных производственных фондов.

На современном этапе развития рынка автотранспортных услуг существует два подхода к определению стоимости основных фон­дов: бухгалтерский и рыночный.

Для бухгалтерского учета используется измерение первоначаль­ной, восстановительной и остаточной стоимостей основных производственных фондов. Для системы налогообложения имущества применяется бухгалтерский подход.

Первоначальная стоимость отражает фактические затраты хозяйствующего субъекта по приобретению основных фондов (с уче­том доставки и монтажа) в ценах, действующих в год приобрете­ния.

С=с +с +с,

Сб = Спок + Стр + Сум

где Сб — первоначальная (балансовая) стоимость, руб.; Спок — стоимость покупки, руб.; С — стоимость транспортировки, руб.; Сум — стоимость установки и монтажа, руб. По первоначальной стоимости приобретенные основные фон­ды ставятся на баланс автотранспортного предприятия, поэтому ее называют балансовой стоимостью. Этот вид стоимости использу­ется для определения амортизационных отчислений, расчета по­казателей экономической эффективности основных производ­ственных фондов. Недостатком метода оценки основных фондов но первоначальной (балансовой) стоимости является отсутствие учета фактора разновременности их приобретения в условиях раз­ной ценовой ситуации. Это не позволяет определить динамику стоимости основных производственных фондов в сопоставимых условиях. Устранению этого недостатка способствует проведение расчета восстановительной стоимости основных фондов.

Восстановительная стоимость — это стоимость воспроизвод­ства основных фондов, приведенная к условиям и ценам, действу­ющим в период оценки.

Св = Цопф+ Qопф

где Св - восстановительная стоимость, руб.; Ц — цена за еди­ницу ОПФ, руб.; (Qопф — общее количество ОПФ данного наименования, приобретенных в разные годы, руб). Данный вид оценки стоимости позволяет учесть современные условия производства (приобретения) конкретных видов основных производственных фондов. Применение данного метода связано с приведением переоценки основных фондов. Переоценка основных фондов обычно осуществляется периодически (1 раз в 5-10 лет) в зависимости от динамики изменения цен на промышленную про­дукцию и соответствующих темпов инфляции. Положением «О по­рядке переоценки основных фондов (средств) предприятий и ор­ганизаций», утвержденным Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 25.11.1993 № 1233, введен единый порядок переоценки основных фондов для создания экономически обос­нованных условий формирования ресурсов денежных средств на воспроизводство основных фондов. Индексы пересчета балансовой стоимости основных фондов устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации. В настоящее время хозяй­ствующие субъекты могут оперативно проводить пересчет основ­ных фондов, основываясь на информации крупнейших консалтин­говых компаний, специализирующихся в оценке недвижимости. По решению руководителя хозяйствующего субъекта переоценку можно осуществить на основе определения рыночной стоимости основных фондов с учетом проведения расчетов по оценке ее вли­яния на уровень налоговой нагрузки на предприятие (налоги на имущество и прибыль).

Остаточная стоимость (учет первоначальной или восстанови­тельной стоимости) отражает степень изношенности основных фондов исходя из оценки и выражает часть первоначальной или восстановительной стоимости, еще не перенесенной на себестои­мость автотранспортной продукции. Остаточная стоимость опре­деляется по формуле

С°пп-И или С°в= Свв

С°п — остаточная стоимость (с учетом первоначальной); С°в — остаточная стоимость (с учетом восстановительной); С,Св — соответственно первоначальная и восстановитель­ная стоимость; И — износ, рассчитанный по нормам амор­тизации; И в — износ, рассчитанный по нормам амортизации (с учетом корректирующих коэффициентов по согласованию с налоговой инспекцией).

 

2.3. Физический и моральный износ основных фондов

По мере использования и утраты основными фондами своей потребительной стоимости происходит перенос стоимости на продукт. Находясь длительное время в процессе производства, основ­ные фонды подвергаются физическому износу. Различают физическийй и моральный износ основных фондов.

Физический износ — утрата основными фондами своих произодственно-технических качеств в процессе эксплуатации и влия­нии природно-климатических условий.

Физический износ бывает двух родов.

Износ I рода происходит во время работы, в результате чего основные фонды полностью утрачивают свою потребительную стоимость (производственные качества).

Износ II рода возникает под действием сил природы. Физичес­кий износ основных фондов зависит от степени загрузки основных фондов, их качества и надежности, правильной эксплуатации и ухода, своевременного и качественного ремонта. Физический из­нос определяется по формуле

Иф = Тф/(Тф + Т0),

где Тф — фактический срок службы средства труда; То — остаточ­ный срок службы средства труда, который устанавливается экспертным путем. Кроме физического износа основные фонды подвергаются мо­ральному изнашиванию.

Моральный износ — это потеря экономической эффективности и целесообразности использования основных производственных фондов до истечения срока полного физического износа. При этом потеря стоимости происходит независимо оттого, участвовали ос­новные производственные фонды в производственном процессе или нет.

Различают два вида морального износа.

Моральный износ I рода является следствием понижения стои­мости воспроизводства существующих основных фондов в связи с повышением его (воспроизводства) эффективности в соответству­ющих отраслях и определяется по следующей формуле

Им1=1-(Кв/Кп)

где Кв — восстановительная (с учетом морального износа I рода) стоимость; Кп — первоначальная стоимость изготовления су­ществующих основных фондов. Моральный износ I рода, в отличие от любого другого рода из­носа, не сопровождается такими последствиями, которые требо­валось бы устранить путем организации капитального ремонта, модернизации и т.п. Необходимо осуществлять мероприятия по интенсификации морального износа I рода, т.е. по повышению эффективности воспроизводства анализируемой техники. Мораль­ный износ I рода сопровождается снижением морального износа II рода, так как последний изменяется в обратном направлении в сравнении с повышением эффективности производства.

Моральный износ II рода является следствием технического прогресса и проявляется через обесценение существующих основ­ных фондов в сравнении с вновь вводимыми из-за относительно меньшей эффективности первых. Показатель морального износа II рода можно представить следующим образом

И2м = (Эпс)-1,

где Эп — эффективность прогрессивного объекта; Эс — эффек­тивность существующего объекта основных фондов.

При рассмотрении морального износа II рода выделяют частич­ный и полный износ, а также его скрытую форму.

Частичный моральный износ — это частичная потеря потреби­тельной стоимости и стоимости машины. Постепенно увеличива­ющиеся его размеры на отдельных операциях могут достичь таких значений, при которых окажется целесообразным использовать машину на других операциях, в иных условиях производства, где она будет еще достаточно эффективной.

Полный моральный износ — это полное обесценение машины, когда ее дальнейшая эксплуатация в любых условиях убыточна. Вероятна ситуация, когда неубыточные операции еще возможны, н.| они реализуются на более производственных машинах. Устаревшую машину разбирают на запасные части или списывают в металлолом.

Способами преодоления морального износа являются непре­рывное совершенствование производства, развитие науки и техники, в результате чего создаются новые машины, оборудование или модернизируются существующие.

Под модернизацией понимают конструктивное совершенствование действующих машин, повышающее технико-экономические показатели их работы до уровня современной техники.

Типовая модернизация — это внесение однотипных изменений в серийные конструкции.

Например, в конструкциях автомобилей ранних выпусков производится замена двигателей на более мощные.

Целевая модернизация проводится в связи с изменяющейся тех­нологией и организацией производства. Она осуществляется на предприятии применительно к группе оборудования или отдель­ным его видам.

Например, внедрение поточных линий в зоне ТО автомобилей требует специализации оборудования в зоне.

Автотранспортные предприятия, имеющие автомобили более новых и совершенных конструкций и располагающие новыми co­временными средствами для ТО и ремонта автомобилей, будут иметь более высокие производственные показатели.

 

2.4. Амортизационные отчисления

Амортизация — это процесс переноса стоимости основных фондов на стоимость произведенной продукции.

Денежное выражение части стоимости основных фондов, пере­несенной на готовый продукт, называется амортизационными от­числениями. Эти отчисления составляют амортизационный фонд предприятия, который служит источником воспроизводства I редств труда.

Величина амортизационных отчислений должна быть достаточ­ной для воспроизводства и расширенного воспроизводства основ­ных фондов, так как новые основные фонды обладают более вы­сокими технико-эксплуатационными показателями. Расчет амор­тизационных отчислений осуществляется на основе нормативов амортизации, установленных Правительством Российской Феде­рации. В соответствии с положением по бухгалтерскому учету

«Учет основных средств (ПБУ 6/01)», утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н (в ред. Приказа Минфина России от 18.05.2002 №45н), в бухгалтерском учете существуют че­тыре способа начисления амортизации основных средств:

• линейный;

• уменьшаемого остатка;

• списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

• списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В соответствии с п. 3 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (части первой и второй) в зависимости от срока полез­ного использования основные средства объединяются в десять амортизационных групп: «п. 3. Амортизируемые основные средства (имущество) объединяются в следующие амортизационные груп­пы:

первая группа — все недолговечное имущества со сроком полез­ного использования от 1 года до 2 лет включительно;

вторая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;

третья группа — имущество со сроком полезного использова­ния свыше 3 лет до 5 лет включительно;

четвертая группа — имущество со сроком полезного использо­вания свыше 5 лет до 7 лет включительно;

пятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

шестая группа — имущество со сроком полезного использова­ния свыше Шлет до 15 лет включительно;

седьмая группа — имущество со сроком полезного использова­ния свыше 15 лет до 20 лет включительно;

восьмая группа — имущество со сроком полезного использова­ния свыше 20 лет до 25 лет включительно;

девятая группа — имущество со сроком полезного использова­ния свыше 25 лет до 30 лет включительно;

десятая группа — имущество со сроком полезного использова­ния свыше 30 лет».

Согласно Налоговому кодексу (НК) Российской Федерации (ст. 259) для налогообложения возможно применение только двух методов начисления амортизации:

• линейного;

• нелинейного.

Амортизационные отчисления по основным средствам (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком службы выше 20 лет) начисляются линейным и нелинейным методом.

При применении линейного метода норма амортизации рассчитывается по формуле

 

Нал =1/nм х 100%

 

nм — срок полезного действия объекта в месяцах.

 

Сумма начисленной амортизации за каждый месяц будет равна:

А= НаСn.

При использовании нелинейного метода норма амортизации рассчитывается по формуле

НаНЛ = (2/ nм) 100%.

 

Сумма, начисленная за каждый месяц амортизации, будет равна произведению нормы амортизации и остаточной стоимости основного средства на начало месяца.

По зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, входящим в амортизационные группы 8-10, предприятия должны применять только линейный метод амортизации.

Возможно также использование метода ускоренной амортизации — применительно к основным средствам, являющимся предметом договора лизинга с коэффициентом не более трех или в условиях с повышенной стоимостью в работе с коэффициентом не более двух.

Выбранный метод начисления амортизации не может быть из­менен в течение всего периода начисления амортизации по объек­ту основных средств.

Если приобретенный объект основных средств находился в эксплуатации у предыдущих собственников в течение т лет и по нему принято решение начислять амортизацию линейным мето­дом, то по такому объекту норма амортизации рассчитывается по формуле

Hн = 2/ (nм -m)100%.

Нематериальные активы отражаются в учете в сумме затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в хозяйственном обо­роте, и переносят равномерно (ежемесячно) свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым на предприятии, исходя из установленного срока их использования.

Для транспортных средств (после 1 января 2002 г.) в настоящее время применяется общий порядок амортизации, устанавливаемый для всех видов основных производственных фондов.

При этом амортизация исчисляется исходя из первоначальной стоимости транспортных средств, срока полезного использования и метода начисления амортизации. Начисление амортизации ве­дется методом, принятым учетной политикой предприятия (ли­нейным и нелинейным). Классификация автотранспортных средств, включаемых в амортизационные группы в зависимости от срока полезного использования, приведена в табл. 3.11.

Объектами для начисления амортизации являются транспорт­ные средства, находящиеся в АТП на праве собственности, хозяй­ственного ведения, оперативного управления, а также переданные по договору аренды.

В основу исчисления норм амортизационных отчислений на полное восстановление вышеуказанного подвижного состава по­ложен пробег автомобилей. Это относится ко всем группам под­вижного состава, за исключением грузовых автомобилей малой грузоподъемности (до 2 т), автобусов особо малого класса (вмес­тимостью менее 15 пассажиров), легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси) и специальных автомобилей.

 

 

Субъекты малого предпринимательства вправе начислять амортзацицию основных производственных средств по удвоенной норме и списывать дополнительно в виде амортизации до 50% их перво­начально стоимости, если срок полезного использования объекта I (составляет более трех лет.

 

2.5. Пути улучшения использования основных фондов

11овышение интенсивности эксплуатации основных производственных фондов является важнейшим условием и резервом роста эффективности производства.

Для оценки эффективности использования основных фондов ни автомобильном транспорте применяются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и рентабельности основных фондов, а также различные коэффициенты.

Фондоотдача (ФО) — показатель, который отражает сумму доходов, приходящуюся на 1 руб. основных производственных фондов Фосн.

ФО = Д/Фосн.

Фондоотдача — важнейший обобщающий показатель исполь­зования основных фондов. В общем виде она свидетельствует о том, насколько эффективно используются подвижной состав, производственные здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины и оборудование — все без исключения группы основных фондов. Уровень и динамика фондоотдачи ха­рактеризуются совокупным влиянием технических, технологических, организационных и экономических факторов — с одной стороны, формирующих масштабы, техническое и технологическое совершенство и уровень использования основных производствен­ных фондов, а с другой стороны, определяющих объем и структуру производства (тарифы, объем перевозок).

Фондоемкость (ФЕ) — показатель, обратный фондоотдаче. Он характеризует стоимость ОПФ, приходящуюся на каждый рубль похода Д:

ФЕ = Фосн

 

Фондовооруженность (ФВ) — показатель, характеризующий обеспеченность каждого работника основными производствен­ными фондами:

ФВ = Фоснссп

где Чссп — среднесписочная численность работников АТП, т.е. количество человек.

Рентабельность основных фондов представляет собой отношение балансовой прибыли Прбал автотранспортного предприятия к сум­ме основных производственных фондов:

 

Rоф = Прбал/ Фосн

Кроме перечисленных показателей для оценки использования основных производственных фондов на автомобильном транспор­те используются коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования, интенсивной нагрузки и сменности работы основ­ных фондов.

Коэффициент экстенсивного использования основных фондов (или коэффициент экстенсивной загрузки) представляет собой отноше­ние фактически отработанного времени в часах за смену (сут­ки, месяц, год) Тф.см к возможному Тв:

kэ = Тф.см / Тв

 

Коэффициент интенсивного использования основных фондов определяется соотношением фактически выполненного объема работ в единицу времени Wф к плановому Wn,

kи1 = Wф/ Wn

 

или к максимально возможной выработке за то же время:

kи1 = Wф/ Wmax

 

Коэффициент интегральной нагрузки основных фондов учитывает использование основных фондов во времени с учетом производи­тельности труда и вычисляется как произведение коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования основных фондов предприятия:

kинт= kэ kи

 

Среди показателей экстенсивного использования орудий труда заслуживает внимания коэффициент сменности работы оборудования, который демонстрирует, сколько смен в течение суток работала в среднем каждая единица установленного оборудования. Он определяется посредством деления числа отработанных во всех сменах машиносмен Мс на количество установленного оборудова­нии М:

Ксм = Мс

 

 

Улучшение использования основных производственных фондов АТП и современных условиях связано, прежде всего, с повышением уровня коэффициента технической готовности и особенно коэф­фициента выпуска подвижного состава с увеличением продолжительности его использования. В этой связи на каждом предприятии должны проводиться постоянная рекламная работа и другие маркетинговые мероприятия, направленные на повышение спроса на услуги, активное использование аренды подвижного состава и др.

Улучшение использования основных фондов автомобильного транспорта может быть достигнуто за счет увеличения межремонтных пробегов автомобилей, прицепов и полуприцепов.

В комплексе мер, способствующих улучшению использования основных фондов, существенное значение имеет правильное при­менение экономических рычагов и стимулов. На это же направле­ны совершенствование оперативного планирования, автоматизи­рованный учет работы и всесторонний анализ использования средств труда, повышение квалификации работников.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кто может стать ученым? | Постановка проблемы и выбор темы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.