КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Современные вызовы и угрозы стабильности мировой экономической безопасности
В условиях глобализации усиливается угроза дестабилизации мирового хозяйства. Это связано в основном с деятельностью ТНК и появлением глобальных рынков, не подконтрольных национальным правительствам. В связи с этим страны принимают меры к установлению совместного контроля над международной торговой и финансовой системами как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. На глобальном уровне стабильность международной торговой системы обеспечивается ВТО, поддерживающей и развивающей кодекс правовых норм, распространяющихся на сферу международного обмена товарами, услугами и предметами интеллектуальной собственности. Деятельность ВТО, как заявлено самой организацией, направлена на обеспечение справедливой конкуренции на мировом рынке и создание благоприятных условий для международного обмена товарами и услугами. Основное направление деятельности ВТО - содействие либерализации международной торговли и противодействие дискриминации во внешнеэкономических отношениях. В рамках ВТО заключаются соглашения по снижению ставок таможенных тарифов, постепенному устранению нетарифных барьеров, регламентированию таможенных процедур, применению субсидий, защитных мер и других средств торговой политики, использованию национальных стандартов и санитарных норм. ВТО контролирует выполнение соглашений и ведет наблюдение за торговой политикой стран, организует проведение новых многосторонних переговоров, занимается разрешением торговых споров между членами организации. Таким образом, ВТО не только поддерживает стабильность международной торговой системы, но и стремится предотвращать, смягчать и регулировать экономические конфликты, возникающие между странами. Правовая система международной торговли постоянно развивается. В правовой системе ВТО присутствуют положения, которые допускают двоякое толкование. Постоянно идет борьба стран, стремящихся реализовать свои интересы как в рамках действующей правовой системы ВТО, так и посредством ее расширения. Отсюда споры по поводу применения тех или иных норм, зафиксированных соглашениями ВТО. Создание системы разрешения торговых споров стало одним из главных достижений ВТО. Однако правила ВТО по разрешению торговых споров далеки от совершенства. Они позволяют странам длительное время нарушать нормы ВТО, отделываясь в итоге символическим наказанием или вовсе избегать его, затягивая разбирательства и начиная новые. Либерализацию международной торговли возглавляют промышленно развитые страны, извлекающие из нее наибольшие выгоды. В выработке международных норм торговой политики они последовательно исходят из своих интересов, а не из отвлеченных принципов, хотя постоянно на них и ссылаются. Если им невыгодно либерализовать рынок какой-либо, например, трудоемкой продукции, они его не либерализуют. Если им выгодно обеспечить проникновение изделий своей обрабатывающей отрасли на рынки третьих стран и облегчить торговлю между собой - они добиваются устранения барьеров в этой области. Страны Запада имеют возможность направлять развитие норм ВТО в выгодное для себя русло благодаря доминирующему положению в мировой экономике и политике. Промышленно развитые страны снижают средний уровень своих тарифов и используют другие способы защиты национального производителя, но, с точки зрения развивающихся государств, подходят к этому формально. Так, это снижение в очень малой степени затрагивает продукцию сельского хозяйства и текстильной промышленности, т.е. как раз тех товаров, экспорт которых особенно значим для развивающихся государств. Согласившись снизить импортные пошлины на текстиль и одежду, промышленно развитые страны осуществляют это снижение по широкой номенклатуре товаров, каждый из которых, однако, имеет очень небольшой удельный вес в товарообороте. При этом они оставляют «на потом» либерализацию импорта тех товаров, роль которых в торговле действительно высока. Особенно страны Запада защищают свое сельское хозяйство, и не только субсидиями производителям, но и высокими, по сути запретительными импортными пошлинами, которые в США, Канаде, ЕС и Японии достигают по отдельным продовольственным товарам 100, 200 или даже 300%. Протекционизм стран Запада обходится развивающимся государствам в 100 млрд долл. ежегодно, что примерно в 2 раза превышает объем помощи, оказываемой Севером Югу1. Одновременно страны Запада инициируют принятие мер, которые могут еще более затруднить доступ на их рынки товаров из развивающихся государств. Речь идет, в частности, о введении международных стандартов в области трудового законодательства, здравоохранения и экологии. Нарушение этих стандартов промышленно развитые государства предлагают рассматривать как факт недобросовестной конкуренции со всеми вытекающими отсюда последствиями для стран-экспортеров. Спору нет, уровень этих стандартов в развивающихся странах низок, но низок он прежде всего потому, что эти страны бедны. Торговые санкции не сделают их богатыми. Напротив, они еще больше закрепят их отсталость. Недостаток внимания к интересам развивающихся государств вызывает острые противоречия внутри ВТО, которые привели к провалу Третьей министерской конференции ВТО, состоявшейся в 1999 г. в Сиэтле (США). Странам-участницам не удалось согласовать повестку нового раунда торговых переговоров. Это было сделано только в 2001 г. на конференции в Дохе (Катар). На новом раунде переговоров о дальнейшей либерализации торговли рассматриваются такие вопросы, как открытие рынков для товаров и услуг, взаимосвязь торговли и окружающей среды, проведение расследований в отношении демпинга и случаев государственного субсидирования. Переговоры идут до сих пор. Балийский раунд … В настоящее время наибольшая угроза стабильности мирового хозяйства исходит со стороны международной финансовой системы, глобализационные процессы в которой идут опережающими темпами. Состояние мировой финансовой системы оказывает возрастающее влияние на все важнейшие воспроизводственные процессы в отдельных странах и на темпы их экономического роста. В результате усиливается взаимозависимость стран, сужаются их возможности по осуществлению самостоятельной экономической политики. Углубляется противоречие между стихийным саморегулированием международной финансовой системы и стремлением государств сохранить контроль над состоянием платежных балансов и движением курсов валют. Частичное разрешение это противоречие находит в попытках совместного регулирования финансовых отношений, осуществляемого на глобальном и региональном уровнях. Серия финансовых кризисов второй половины 1990-х гг., 2007-2008 гг. сделала очевидным факт, на который уже длительное время обращают внимание экономисты: международная финансовая система в ее нынешнем виде не способна обеспечить собственную стабильность и оградить мировую экономику от разрушительных финансовых кризисов. Возникла идея изменения принципов построения мировой финансовой системы для обеспечения стабильности финансовых рынков и предотвращения финансовых кризисов. В связи с этим получил распространение термин создание новой международной финансовой архитектуры. Обсуждается вопрос о передаче ряда функций по регулированию финансовых рынков на наднациональный уровень. В частности, дискутируется возможность учреждения Антикризисного финансового комитета Совета Безопасности ООН и придания МВФ статуса его исполнительного органа. Существует довольно много разнообразных предложений по укреплению мировой финансовой системы, предусматривающих, например, введение налога на трансграничное перемещение капитала (налог Тобина), диверсификацию мировых резервных валют и даже возврат к золотому стандарту. Рекомендации по перестройке системы международного финансового регулирования включают следующие основные положения. Оффшоры. Новая международная финансовая архитектура, по мнению МВФ, призвана обеспечить предупреждение и уменьшение масштабов кризисов на основе эффективного регулирования банковской системы и финансовых рынков, а также привлечения частного сектора к участию в преодолении кризисов. В перечень необходимых мер по оздоровлению международных финансов входят повышение прозрачности операций и усиление надзора на рынке банковских и финансовых услуг, повышение стандартов бухгалтерской отчетности и управления предприятиями, укрепление национальных банковских и финансовых систем. Намечено создание специального форума, координирующего деятельность национальных и международных органов финансового надзора. На него предполагается также возложить подготовку рекомендаций по укреплению мировой финансовой системы. Намечен ряд мер в области контроля над банками (пересмотр предписаний о размере собственного капитала) и фондами, ориентированными на биржевые спекуляции. Ряд мер касается помощи странам, испытывающим финансовые затруднения. Предусмотрено, в частности, создание форума, в котором принимали бы участие страны-должники и частные кредиторы. Большое внимание МВФ уделяет предотвращению угроз, связанных с внезапным оттоком капитала из страны. Если страна в течение ряда лет проводила правильную, с точки зрения МВФ, макроэкономическую политику, она может претендовать на получение новой «условной кредитной линии» (Contingent Credit Line). Поставлена задача установления контроля над международными потоками капитала, которые в условиях глобализации стали неуправляемыми и особенно опасными для национальных хозяйств. ЮНКТАД в отличие от МВФ связывает возникновение финансовых кризисов не с недостатками национальных финансовых систем, а с недостаточным уровнем международного контроля, не способного обеспечить устойчивость мировых финансов. Причем ЮНКТАД подчеркивает необходимость не только усиления международного контроля над финансовыми рынками, но и принятия официальных мер, защищающих права должников. По мнению ЮНКТАД, нельзя возлагать всю вину на должников; кредиторы также должны делить с ними ответственность за возникновение кризисных ситуаций. Очевидно, что реформирование мировых финансов неизбежно затронет ее институциональную основу - МВФ, который, по мнению многих критиков, не справляется с возложенными на него функциями по обеспечению стабильности международной финансовой системы. Критики считают, что МВФ недооценил возможности быстрого распространения азиатского финансового кризиса, а также 2007-2008 гг., медлил с принятием антикризисных мер, а рекомендации фонда по преодолению кризиса оказались неэффективными. Но главные обвинения в адрес МВФ заключаются в том, что фонд вынуждал страны, обращавшиеся к нему за помощью, проводить вредную для их национальных хозяйств макроэкономическую политику и тем самым не только спровоцировал возникновение последнего международного финансового кризиса во второй половине 1990-х гг., но и усугубил мировую долговую проблему. Хотя эти обвинения справедливы далеко не во всех случаях (можно найти примеры успешной деятельности МВФ и действенности подготовленных им рекомендаций), очевидно, что в пересмотре нуждаются сами принципы работы фонда, которые должны быть освобождены от чрезмерной политизации и догматизма, а их применение должно стать более взвешенным и гибким, учитывающим конкретные условия той или иной страны. Сложную глобальную финансовую проблему представляет собой затяжной кризис задолженности развивающихся государств, начало которому было положено еще в 1970-е гг. Греция, Испания, Италия Ирландия, Исландия др. Поскольку в последующий период неплатежи приняли массовый характер, сложилась ситуация, угрожающая стабильности финансовой системы промышленно развитых стран. Возникла опасность цепной реакции банкротств, способной внести хаос в денежное и кредитное обращение, а вместе с ними и во всю мировую экономику. Борьба с кризисом задолженности потребовала объединения усилий как должников, так и кредиторов. Осознав степень угрозы, промышленно развитые страны приступили к выработке общей программы и предприняли ряд скоординированных действий по решению данной проблемы. Надо признать, что они дали в целом положительные результаты, позволив поставить развитие ситуации под контроль. Правда, кризис мировой задолженности едва ли будет полностью устранен в течение ближайших 10-15 лет, однако ряд обстоятельств позволяет ожидать заметного ослабления как самих его проявлений, так и их негативных последствий для мирового хозяйства. В отношении устойчиво неплатежеспособных должников мировое сообщество сумело выработать процедуры, позволяющие контролировать как их положение на кредитном рынке, так и последствия их неплатежеспособности. Кредиторы фактически смирились с неспособностью наиболее бедных стран планеты выполнять долговые обязательства. К ним применяется прямое списание долгов, предоставление средств в рамках программ помощи и на льготных условиях. Локализация хронической неплатежеспособности во многом оздоровила ситуацию и позволила избежать цепной реакции неплатежей, грозившей перекинуться с должников на кредиторов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |