Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арабский халифат.

В VII в. в жизни арабов-бедуинов началось разложение родоплеменных отношений, стала выделяться, племенная знать, развивалась торговля, сложилась арабская письменность и появилась новая мировая религия - ислам, провозглашенная Пророком Мухаммадом (с. а. с.) (570-632гг.). Самоназвание «араб» в переводе с арабского означает - «пустынные земли». Арабы делятся на три группы: а) вымершие, древние арабы, такие племена как самуд, 'ад, джадж; б) чистокровные арабы, потомки Йа'руба бин Йашджуба бин Кахтана - арабы-кахтаниты; в) арабизированные арабы, потомки пророка Исмаила - арабы - аднаниты.

Ислам провозгласил веру в единого Аллаха, сотворившего мир и правящего им. Главными ценностями признавались покорность Богу, частная собственность и определенные нравственные заповеди.

Ислам (с араб, «покорность богу») закрепил деление общества на богатых и бедных, повиновение властям и власть мужчины над женщиной. Появилась мусульманская религиозная община во главе с Пророком. Созданные ею военные отряды начали борьбу за объединение страны под знаменем ислама. К середине VII в. Аравия стала единым государством, столицей которого стал Ясриб получивший название Медина-таль-Наби «город пророка».

В 632 г. Пророк умер. Новых правителей мусульман стали называть халифами. Первым халифом («заместителем пророка») стал Абу-Бакр «ас Сиддикъ» (573-634гг.) тесть и друг Пророка. При нем был упорядочен Коран (священная книга мусульман), месяц откровения - Рамазан - стал временем поста, а момент бегства в Медину («хиджры») - началом мусульманского летоисчисления.

При втором халифе Омаре ибн аль Хаттабе (581-644гг.), арабы, вдохновленные священной идеей джихада, обрушились на соседние страны. 20 августа 636 г. армия халифата под командованием Халида ибн аль Валида разбили на р. Ярмук в Сирии 50-ти тысячную византийскую армию, а летом 637г. у г. Кадисия на Евфрате сасанидскую. заняв столицу Ирана г. Ктесифон. Арабы завоевали Сирию, Месопотамию (по-арабски Ирак), Палестину и Египет. Под предлогом борьбы с язычеством Омар уничтожил Александрийскую библиотеку. По легенде он сказал: «все, что соответствует Корану в древних книгах, есть в Коране, а то, что не соответствует Корану, не годится для мусульман».

В 642г. у г. Нехавенд арабы разбили последние остатки войск шаха Йездигерда III и Иран пал. В 651г. арабы завоевали восточный Иран и среднеазиатский Мерв. «И век настал великого Омара, и стих Корана зазвучал с минбара» - такими словами закончил поэму «Шахнаме» великий персидский поэт Абулькасим Фердауси.

При третьем халифе Османе бин Аффане (644-656гг.) была составлена окончательная редакция Корана, вся власть в халифате сказалась в руках родственников и приближенных халифа, что вызвало недовольство арабов и его убийство.

Четвертым праведным халифом стал Али ибн Абу Талиб двоюродный брат и зять Мухаммада (с.а.с.). В 661г. он тоже был убит сторонниками сохранения общинного равенства - хариджитами (от араб, хаваридж - возмутившиеся).

Наместник в Сирии Муавия (умер в 680г.) из рода Омейядов. стал новым халифом. Он перенес столицу халифата в г. Дамаск.

В 652г. арабы подчинили себе Армению, в 654г. Грузию. К 709г. в состав халифата вошла Северная Африка - Магриб (по араб, «запад»). В 711г. Джебель-аль-Тарик. переправил войска через пролив Геркулесовы столпы, переименованный в его честь в Гибралтар, и в 718г. покорил Испанию. К 715г. Кутейба подчинил халифату Харезм, Бухару и Самарканд. В 737г. Мерван, победил хазар на Северном Кавказе, дошел до Дона и повернул обратно, а в 751г. продвижение арабов на Великом Шелковом пути остановили китайцы.

При Омейядах в халифате оживает торговля, растут города, арабский язык становится языком делопроизводства, литературы, науки и культуры.

В 750г. после восстания шиитов и хариджитов, омейяды были свергнуты и власть захватили Аббасиды потомки дяди пророка Аббасса. В 762г. халиф аль-Мансур основан на р. Тигр новую столицу халифата Багдад - Медина ас-Салям - «город мира», и перенес ее, в Ирак. При Аббасидах Арабский халифат, простиравшийся от Атлантического океана до Памира и Гиндукуша, от Сахары до Приаралья и Дербента - «железных врат Востока» в результате народных восстаний стал постепенно распадаться на отдельные государства. Появилось понятие «арабский мир». Иранцы и таджики, пользуясь арабским языком, создали литературный язык - фарси, с арабской письменностью, индийскую чатурангу - шахматы - начали играть в Испании, а африканское алоэ стали применять врачи Средней Азии. Переводчики-сирийцы сделали понятными труды Платона и Аристотеля и труды математика Ариабхаты. Впоследствии достижения культуры стран халифата были восприняты и европейцами.

Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право - шариат (от араб, «шариа» - надлежащий путь). Буквально оно означает «дорогу к водопою».

Его основными источниками являются:

1) Коран - священная книга ислама. Его нормы носят характер религиозных установок.

2) Сунна - сборники хадисов о поступках и изречениях пророка, изложенных асхабами и содержащие предписания семейно-наследственного и судебного права.

3) Иджма - единодушное решение авторитетных правоведов по вопросам, не затронутым в Коране и сунне. Иджма делиться на три категории: иджма аль-каул (словесное единодушное мнение), иджма аль-фил (практическое единодушное мнение) и иджма аль-сукут (молчаливое единодушное мнение). Иджма также можно подразделить на: иджма аль-азимах (обычное единодушное мнение) и иджма аль-руксах (необычное единодушное мнение).

4) Аль-кийас - суждение по аналогии. Иными словами - это правовой принцип, для извлечения логического вывода из какого-либо закона относительно конкретного спорного вопроса. Он должен основываться на Коране, Сунне и иджма. Например, какому наказанию должен быть подвергнут пьяница. Али ибн Абу Талиб пришел к такому выводу: "Тот, кто пьет, пьянеет; тот, кто опьянел, бредит; тот, кто бредит, ложно обвиняет людей, а тот, кто ложно обвиняет людей, должен быть наказан восьмидесятью ударами палкой. Поэтому тот, кто пьет, должен быть наказан восьмидесятьюударами палкой".

Аль-кийас может быть принят при следующих условиях:

а) он должен применяться только тогда, когда решения данного вопроса нет в Коране или в хадисах;

б) он не должен противоречить принципам Ислама;

в) он не должен противоречить содержанию Корана, а также вступать в противоречие с преданиями Пророка

г) это должен быть строгий кийас, основанный либо на Коране, либо на хадисах, либо на иджма.

Есть два типа аль-кийаса: а) кийас аль-джалийи (явный, или очевидный кийас), и б) кийас аль-хафийи (скрытый кийас). Вот пример кийаса аль-джалийи: алкоголь запрещен из-за своих опьяняющих свойств, пальмовое вино также обладает опьяняющими свойствами, и поэтому также может быть запрещено в исламе. А вот пример кийаса аль-хафийи: Аллах велит нам платить закат. Если бедняку дать козу, это принесет ему мало пользы, или вовсе никакой. Поэтому нам позволено продать эту козу и дать ему деньги, так как деньги могут быть ему ценнее, чем коза.

5) Аль-иджтихад - это стремление юристов с помощью собственных рассуждений прийти к логическому выводу по спорному правовому вопросу, чтобы сделать вывод относительно эффективности правового предписания в исламе.

6) Истисхаб: правовая презумпция - это допущение в доказательственном праве, что положение вещей, которое существовало в прошлом, продолжает существовать, пока не доказано обратное.

7) Истихсан, или аль-масалих аль-мурсала - поиск наилучшего решения в общих интересах. Например, отсечение руки за кражу не применяется, если есть свидетельства, доказывающие, что кража действительно была совершена вынужденно в период голода.

8) Садд аль-зарай означает преграждение путей, даже если примененный метод в других отношениях является законным. Садд аль-зарай, вполне может быть отнесено к различным источникам, связанным с общественными интересами.

9) Урф и адат (обычай) - обычаи, признаются в качестве источников права всеми школами юриспруденции (мазхабами) если они не противоречат правилу Шариата.

10) Фетва - в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату или письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

11) Указы и распоряжения халифов.

Действия мусульманина различаются следующим образом:

а) строго обязательные; б) желательные; в) разрешаемые; г) нежелательные, но ненаказуемые; д) запрещенные и строго наказуемые.

По характеру наказания все преступления делятся на три вида:

1) против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания - хадд;

2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции;

3) преступления, наказания за которые строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) предоставлено суду.

К преступлениям хадд относится богохульство, вероотступничество, антигосударственное выступление карающиеся - смертной казнью. Раскаяние допускало его прощение.

Среди преступлений против отдельных лиц большое внимание уделялось умышленному убийству. Пророк предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех наказаний: казнь, прощение убийцы и принятие выкупа за кровь (дийа) равную 100 верблюдам. За неумышленное убийство лицо платило выкуп и несло религиозное искупление (каффара). Нанесение телесных наказаний производилось согласно талиона. Кража преследовалась, весьма сурово, вплоть до отсечения руки.

Употребление спиртного расценивается как преступление, посягающее на разум человека, и наказывалась 40 ударами пальмовой ветвью, очищенной от листьев.

В Халифате не было сформировано обязательственное право в полном объеме и при решении конкретных споров определялись некоторые важные принципы - запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Основанием возникновения обязательств считались: волеизъявления двух сторон, т.е. договор. Действие, нарушавшее шариат не могло быть предметом договора. Заключение договора не требовало особой формы, за исключением двух случаев: заключение брака и договор купли-продажи с доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях было необходимо присутствие свидетелей или письменное оформление.

Судебная власть была прерогативой правителя любого ранга, но позднее право вершения суда было передано знатокам шариата - кадиям. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие принципиальных различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ № 31 | Великобритания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.