КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассмотрение земельных споров
Спор — надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями (бездействиями) другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных своим решением подтвердить или опровергнуть такое несогласие. Иными словами, это такое разногласие, рассмотрение которого поступило на рассмотрение в административные или судебные органы. Оспариваемые действия (бездействия) граждан и организаций, в том числе органов государственной власти или местного самоуправления, составляют предмет спора. Спор считается разрешенным с момента вступления в силу вынесенного уполномоченным органом решения по предмету спора. Соответственно, земельный спор — это разногласие между сторонами по поводу земель, земельных участков, прав на земельные участки, поступившее на рассмотрение административных либо судебных органов. Они включают споры, связанные с признанием права на земельный участок, определением порядка пользования земельными участками, возмещением причиненного вреда, совершением различного рода земельно-правовых сделок. Более детально они включают споры, возникающие в связи с приватизацией земельного участка, наследованием земельного участка, разделом земельного участка, признанием права на земельный участок на основании приобретательной давности, в порядке уточнения и установления границ земельного участка, споры, связанные с оспаривании решений органов государственной власти и местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и др. Земельные споры разрешаются в административном или судебном порядке. Административный порядок разрешения споров включает право граждан и организаций обращаться в соответствующие органы государственной власти с жалобами на действия (бездействия) должностных лиц этих органов либо неправомерные решения, принятые нижестоящими органами. Порядок представления жалоб граждан установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». В соответствии с данным законом граждане имеют право на обращение с жалобами о восстановлении или защите их нарушенного права, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Такие жалобы подлежат обязательному рассмотрению. Административный порядок применяется не во всех случаях. В частности, по ст. 58 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. По ст. 11.2 споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке. По ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества кроме как по решению суда. Это означает, что все вопросы, в том числе споры о прекращении права собственности на земельный участок, в том числе в порядке изъятия земель для государственных или муниципальных нужд, решаются только судом. Кроме того, в любом случае решение административного органа по жалобе может быть оспорено в суде. Любой спор по выбору заявителя может быть направлен в административный орган, если он уполномочен решать вопрос по жалобе, либо прямо в суд, минуя административные процедуры разрешения спора. В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Судебное решение по делам об установлении гражданских прав и. обязанностей, является в соответствии со статье 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей и основанием для государственной регистрации права. Рассмотрение земельных споров судом осуществляется в общем порядке, установленном Гражданско-процессуальным и Арбитражно-процессуальным кодексами РФ в порядке искового производства. Арбитражный суд рассматривает экономические земельные споры, сторонами которого являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, т. е. споры, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Суды общей юрисдикции уполномочены рассматривать земельные споры с участием граждан, органов государственной власти, местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим в том числе из земельных отношений (ст. 22 ГПК РФ). Земельные споры занимают весомую часть работы судов. В целом можно в качестве примеров дать общую характеристику некоторым видам земельных споров. Споры, связанные с предоставлением земельных участков для жилой застройки, касаются вопросов бездействия органов местного самоуправления по вынесению решения о предоставлении земельного участка с условием, что организация предоставила все необходимые документы для предоставления такого участка. Предметом судебного рассмотрения выступают также отказы органов государственной власти или местного самоуправления в утверждении акта выбора земельного участка для строительства. В случаях, когда организации, обращающиеся в соответствующие органы за утверждением акта выбора земельного участка, соблюдают порядок, установленный ст. 31 ЗК РФ, то отказ в утверждении такого акта является неправомерным. Немало спорных ситуаций, поступающих на рассмотрение судов, порождают отношения, связанные с нарушением сроков переоформления права постоянного (бессрочного) пользования юридических лиц на право собственности либо право аренды (ст. 20 ЗК РФ, ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Спорным по этим положениям является вопрос о том, является ли непереоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности либо право аренды основанием для прекращения права на земельный участок. По этому вопросу мнение судов является однозначным: непереоформление права не может быть основанием прекращения прав на земельный участок юридического лица, нарушившего сроки переоформления. Довольно обширная и противоречивая судебная практика складывается по спорам, связанным с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ. Учитывая значимость данного вопроса, Пленумом Верховного Суда РФ было издано постановление от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса», который дал расширительное толкование понятию «государственные и муниципальные нужды», по сути, признав правомерным такие решения об изъятии земельных участков, которые необходимы для строительства детской площадки, строений для размещения органов местного самоуправления. Решения некоторых вопросов применения земельного законодательства содержатся в решениях судов. Они включают постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2009 г. № 1 -П «По делу о проверке конституционности положений п. 2, 3 и 4 ст. 13 и абз. 2 п. 1.1 ст. 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в связи с жалобой гражданки Л. Г. Погодиной», постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса в связи с запросом Мурманской областной думы», постановление Пленума Верховного Суда РФ К» 10 и Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 22 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |