Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы, виды и этапы моделирования

Модель используется в тех случаях, когда требуется изучить неразвитые свойства исследуемого объекта. При этом учитывается, что модель и оригинал далеко не тождественны, они лишь сходны, иначе неизбежны абсолютизация, искажение объективной действительности, что препятствует достижению объективного знания.

Моделирование — метод исследования различных явлений и процессов, выработки вариантов управленческих решений. Моделирование основывается на замещении реальных объектов их условными образцами, аналогами.

Методом моделирования описываются структура объекта (статическая модель), процесс его функционирования и развития (динамическая модель). В модели воспроизводятся свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение.

Формы моделирования многообразны, зависят от видов структурируемых моделей и сферы применения. Выделяют предметное и знаковое моделирование.

1. Предметное предполагает создание моделей, воспроизводящих пространственно-временные, функциональные, структурные и др. свойства оригинала (конкретно-научные модели).

2. Знаковое заключается в репрезентации параметров объекта с помощью символов, схем, формул, предложений языка (логико-математические модели). Гносеологическое содержание моделирования образует основу для переноса результатов, получаемых в ходе изучения моделей, на оригинал.

Моделирование социальных систем является одним из важнейших направлений процесса познания управленческой деятельности и управленческих отношений и потому выступает как важнейшая функция управления наряду с целеполаганием, нормативно-ценностным регулированием и информационным обеспечением.

Под управленческим моделированием понимается процесс построения и исследования аналогов реальных явлений, объектов, процессов, в которых отражены важнейшие, с точки зрения цели управления или исследования, свойства и опущены второстепенные, малосущественные.

Например, нормативная модель системы управления дает возможность представить в основных чертах усовершенствованную систему управления, взаимосвязанную по всем ее подсистемам и элементам.

Особое внимание сегодня заслуживает имитационное моделирование, которое повторяет функции или развитие социального явления. Виды имитационных моделей могут быть разными.

Среди них выделяются игровые (люди исполняют игровые роли); машинные (компьютерные аналоги) и человеко-машинные модели. Последние представляют собой диалоговые компьютерные системы, имитирующие реальные социальные процессы с активным использованием эвристических данных, которые получают в процессе взаимодействия с человеком, являющимся экспертом в данной области знания или практики.

В компьютерном имитационном моделировании (машинное и человеко-машинное) объект изучения и его социологическая теория первичны по отношению к методам, экспертным оценкам и т. д. Здесь ставится вопрос о том, какая из математических теорий, какой математический аппарат могут наиболее адекватно описать объект, который моделируется.

Создание компьютерных имитационных моделей начинается с начальной идеализации представления об объекте и создания на его основе первого варианта модели. Работа с моделью дает возможность выяснить, какой информации об объекте недостает, какая требует уточнения. На основе полученных данных строится программа следующих эмпирических исследований объекта, результаты которых позволяют построить другой, уточненный вариант его модели. При необходимости интеграционные циклы могут повторяться несколько раз.

Преимущество компьютерного моделирования состоит в наличии такой имитационной модели, которая замещает естественный эксперимент над самим объектом, позволяет заменить его модельным экспериментом, в котором модель имитирует поведение объекта при разных начальных данных, исходных параметрах и ограничениях. Одной из первых сфер использования имитационных моделей были военные игры, в которых, как известно, требуется высокая точность имитации.

В силу специфичности самих объективных законов развития общества вопрос адекватности социологических моделей является более сложным, нежели в естественных науках, и разрабатывается особенно.

При рассмотрении моделирования необходимо учитывать внутреннюю его логику, которая, как правило, находит отражение в последовательном и при необходимости итеративном проведении следующих этапов:

1. формулировка проблемы исследования, определение целей и постановка задач моделирования, обоснование необходимости обращения к методу моделирования;

2. теоретическая подготовка процесса моделирования (системный анализ объекта исследования, представление предмета исследования в виде системы);

3. построение концептуальной модели (представление механизмов действия и взаимодействия структурообразующих модельных единиц, формулировка показателей);

4. конструирование в той или иной мере формализованной модели (формирование пространства переменных и описание в их терминах модельных единиц, сбор данных и идентификация модельных параметров и соотношений, верификация модели);

5. исследование моделей и получение новой информации;

6. переход от полученной модельной информации к переструктурированным знаниям о предмете исследования (деформализация и содержательная интерпретация, анализ, обобщение и объяснение);

7. включение модельных знаний в систему теоретического знания об объекте исследования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Моделирование как метод научного познания | Роль моделирования в социологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.