Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медсестра должна стремить­ся изучать, сохранять и внимательно относиться к ин­дивидуальности пациента — воспринимать его как личность

Большое значение для адаптации к болезни и лечению пожилого человека имеет сохранение и укре­пление связей с родственниками, а также активное участие последних в психологической и социальной реабилитации пациента.

Это возможно только при переносе акцента на профилактику заболеваний и геропрофилактику в целом, государственный протекторат программ, касающихся здоровья и социальных аспектов жизни старшего поколения, при повышении уровня здоровья и физического состояния самых широких масс населения, при изменении менталитета и целевых установок и взглядов на ценность собственного здоровья.

Выделение отделений реабилитации - насущная потребность современного

общества, когда повторные инфаркты сердца и мозговые нарушения требуют значительных усилий после проведенного госпитального курса. Высокий уровень мед.обслуживания и насыщенность реабилитационными специальными видами помощи делают такие центры высоко эффективными, возвращая к полноценной активности пожилых лиц даже в самых старших возрастах.

В противоположность отделениям реабилитации, отделения помощи лицам с

неизлечимыми заболеваниями имеют свои особенности организации и осуществления помощи: помощь в хосписах направлена на облегчение боли и страданий, но главное – на полноценное восприятие жизни до самого ее конца, на понимание проблемы смерти как таковой. Хосписное обслуживание в последнее время расширяется и включает: патронажную службу, помощь семье тяжело больных в решении психологических, медико-санитарных и юридических вопросов, часто захватывает и область, ранее целиком принадлежащую церкви. Достойная жизнь в любых условиях - вот основная цель и смысл всей службы хосписов, название которой расшифровывается как " душевный мир ".

 

7.Сестринский процесс в гериатрии

СП является основной методи­кой организации и осуществления ухода за больными.

При осуществлении ухо­да за пожилыми пациентами необходимо учитывать их возрастные особенности, которые несколько изме­няют каждый из элементов сестринского процесса.

На первом этапе медсестра должна оценить сле­дующие группы параметров:

• состояние основных систем организма;

• психологический статус;

• способность пациента к осуществлению самоухода;

• данные об окружающей среде в плане положитель­ных и отрицательных влияний;

• социальный статус.

При работе с гериатрическими пациентами возни­кают трудности в сборе субъективной информации в связи с нарушениями слуха и речи, памяти на недавние события, эмоциональной лабильностью. Поэтому не­обходимо соблюдать следующие правила общения с пациентами «третьего возраста»:

• для проведения беседы выбрать удобное положе­ние себе и пациенту;

• начиная общение помнить, что по его окончании самочувствие пациента должно улучшиться;

• быть внимательным, дать почувствовать пациенту интерес к его проблемам;

• обращаться к пациенту по имени и отчеству; не следует разговаривать с пациентом стоя; сидеть не­обходимо как можно спокойнее и избегать в разго­воре всяческой жестикуляции;

• обращаясь к пациенту необходимо всегда выра­жаться точно и определенно, говорить медленно, с выраженной артикуляцией и так, чтобы пациент со сниженным слухом видел ваше лицо — это по­зволит ему «читать с губ»;

• не следует обнаруживать перед пациентом собст­венную неуверенность в чем-либо;

• важно уметь помолчать (это дает возможность понаблюдать за собеседником и собраться мыслями);

• уточняя подробности ориентировать разговор в нужном направлении;

• быть тактичным, не проявлять настойчивости, ка­саясь волнующих пациента тем.

Анализируя информацию, полученную при субъ­ективном обследовании пожилого пациента, необхо­димо помнить о часто встречающейся неадекватной оценке своего состояния.

В качестве источника информации большое значе­ние имеют родственники и люди, ухаживающие за по­жилым человеком дома, а также медицинские работ­ники, с которыми сталкивался пациент.

При оценке состояния органов и систем бывает трудно отличить возрастную норму от патологии. Зна­ние геронтологии вооружает нас необходимой инфор­мацией об изменении органов и систем при старении и позволяет избежать гипердиагностики.

Второй этап сестринского процесса у гериатриче­ского пациента затрудняется обилием физиологиче­ских, социальных, психологических проблем и слож­ностью выделения из них приоритетных. Это требует от медсестры наблюдательности, достаточного знания проявлений заболеваний и особенностей течения бо­лезней у пожилых людей. На первое место должны быть поставлены реальные и потенциальные пробле­мы, которые могут вызвать резкую дестабилизацию состояния пациента. Это могут быть как физиологиче­ские, так и психологические, а нередко и социальные проблемы. Например, в зимнее время старики, живу­щие в сельской местности, не в состоянии самостоя­тельно справиться с повседневными хозяйственными заботами и нуждаются во временном помещении в пансионат или госпитализации в отделение медико-социальной помощи.

Третий этап сестринского процесса. При планиро­вании определяются цели и выбираются мероприятия сестринского ухода, причем пациент активно вовлека­ется в этот процесс. Для решения каждой из проблем составляется отдельный план, обеспечивающий, по мнению медсестры, достижение целей ухода. Цели должны быть реальными, отражающими действия па­циента по восстановлению и сохранению своего здо­ровья (с обязательным указанием сроков и условий выполнения этих действий). Например, «Пациент смо­жет, используя трость, передвигаться по палате через 3 дня».

Для выбора набора сестринских вмешательств должны использоваться разработанные и принятые стандарты сестринской деятельности. К сожалению, в настоящее время не существует действующих методик решения основных проблем гериатрических пациен­тов, поэтому планирование мероприятий по уходу за подобными больными — результат творчества квали­фицированных медсестер, вооруженных знанием ге­риатрии.

Основными особенностями реализации третьего этапа сестринского процесса в отношении па­циентов старше 60 лет являются:

1) длительные сроки достижения целей ухода;

2) меньшие возможности ак­тивного участия пациента в решении проблем, связан­ных с его здоровьем;

3) необходимость учитывать при определении целей ухода выраженность процессов старения органов и систем.

Четвертый этап сестринского процесса. Реализация плана ухода включает в себя 3 типа сестринских вмеша­тельств: зависимый; независимый, взаимозависимый.

Зависимые вмешательства проводятся медсестрой по назначению врача и иногда выполняются под его наблюдением (это может быть введение наркотических анальгетиков, обеспечение соблюдения пациентом оп­ределенного режима и диеты и т. п.). При выполнении таких вмешательств медсестра является, с одной сто­роны, пунктуальным исполнителем распоряжений врача, с другой — помощницей пациента в восстанов­лении здоровья. Поэтому перед выполнением назначе­ний медсестра должна уточнить их соответствие теку­щему состоянию пациента и при необходимости про­консультироваться с врачом.

Независимое вмешательство — действия, осуще­ствляемые медсестрой по собственной инициативе без прямого требования со стороны врача. Например, ока­зание помощи пациенту в самообслуживании, наблю­дение за реакцией пациента на болезнь и за адаптаци­ей пациента к болезни, наблюдение за реакцией паци­ента на лечение и за адаптацией к лечению, обучение пациента приемам лечения и ухода за собой (самомас­сажу, гигиене и т. п.), советы пациенту относительно его здоровья.

Взаимозависимое вмешательство — это сотрудни­чество м/с с физиотерапевтом, дието-логом, инструктором ЛФК, когда усилия по восстановлению здоровья пациента взаимны и равнозначны.

Реализация плана ухода за гериатрическим паци­ентом должна проводиться с учетом особенностей фар­макотерапии лиц пожилого и старческого возраста:

• раздача лекарств должна быть индивидуальной, на один прием с многократными повторениями пра­вил приема;

• лекарственные средства через рот должны прини­маться с интервалом 40-60 минут;

• действие препаратов наступит позднее, т. к. замед­ляется всасывание лекарств как в желудочно-ки­шечном тракте, так и при подкожном или внутри­мышечном введении (из-за возрастного снижения периферического кровообращения), нарушается транспорт веществ кровью (из-за снижения уровня альбуминов);

• возрастает риск кумуляции препаратов из-за за­труднения выведения их через почк и, кишечник, кожу и легкие и снижения обезвреживающей функции печени;

• увеличивается риск появления аллергических и подобных им реакций даже на препараты, прини­мавшиеся ранее;

• доза лекарств уменьшается на 1/2-1/3 от средне-терапевтической;

• необходим контроль приема препаратов, назначавшихся ранее по поводу хронических заболеваний.

При уходе за пациентами «третьего возраста» не­обходимо помнить, что они чрезвычайно чувствительны к гиподинамии, быстро становятся зависимыми при гиперопеке, могут иметь сниженные волевые функции и нуждаются в значительной моральной поддержке.

При работе одновременно с несколькими пожилы­ми пациентами нельзя в общении выделять кого-либо из них, а заполняя палаты, следует обязательно учиты­вать психологическую совместимость.

Внимательное наблюдение за эмоциональным и физиологическим состоянием гериатрического паци­ента позволит медсестре правильно оценить реакцию больного на болезнь и проводимые диагностические и лечебные процедуры и предупредить развитие потен­циальных проблем.

Пятый этап сестринского процесса. Оценка эффек­тивности и качества ухода за пациентом проводится постоянно и включает в себя:

· оценку степени достиже­ния целей,

· обследование ответной реакции пациента на сестринское вмешательство,

· активный поиск и оценку новых проблем.

Осуществление данного этапа требует от медсестры умения мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнуты­ми и выяснении причин неудач. Это могут быть не­предвиденные осложнения состояния пациента, нере­альность поставленных целей и т. п. У гериатрических пациентов часто могут быть случаи неполного дости­жения целейухода ввиду их психологических и физио­логических особенностей, сниженной способности к обучению, высокого риска развития дестабилизации состояния.

Процесс сестринского ухода весьма гибок и дина­мичен, он обеспечивает постоянный поиск ошибок в уходе и своевременное внесение корректив в план сест­ринской помощи. В центре сестринского процесса — пациент как уникальная личность, активно сотрудни­чающая с медперсоналом.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная помощь на дому: центры, группы и клубы здоровья в поликлиниках (уборка, уход, консультации) | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.