Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и понятие качества




Качество продукции агропромышленного комплекса.

Качество как объект управления.

Сущность и понятие качества.

Лекция № 1

Тема: «Качество как экономическая категория и объект управления»

2. Подходы к определению содержания категории «качество».

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.

В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества (слайд 3).

Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания.

На проблему повышения качества какого-либо вида про­дукции оказывают влияние не только внутренние, но и внешние факторы, так называемое «качество обще­ства». Без совершенствования всех элементов, входящих в блок «качество общества», трудно рассчитывать на высокое качество продукции. В то же время высококачественная продукция гаран­тирует успех предприятию, а успех предприятия приводит к успе­ху общества. Этот процесс можно представить в виде «пирамиды качества» (слайд).

Рис. Пирамида качества

Качество создается и поддерживается на всех этапах, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, т.е. с маркетинга, и заканчивается утилизацией продукта, отслуживший свой срок.

Петля качества – схематическая модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла от определения потребности и проектирования до утилизации.

 

 

Рис. Петля качества продукции

 

Качество как социально-экономическая категория носит двоякий характер. С одной стороны, это совокупность объективно суще­ствующих свойств и характеристик, уровень которых обусловлен показателями, определяющими потребительную стоимость про­дукции; с другой — субъективное представление потребителя о продукции.

Различают предметное и функциональное качество.

Приобре­тая товар, мы сначала определяем, как будем его использовать. За­тем смотрим, насколько данный товар подходит для наших целей. В первом случае мы рассуждаем не о конкретном предмете, а о его функции, во втором нас интересуют свойства конкретного пред­мета.

Предметное качество — это качество определенного предмета, вещи, их способность удовлетворять ту или иную по­требность; функциональное качество — уровень удовлетворения потребности независимо от предметного, вещественного вопло­щения.

Выделяют пять подходов к определению качества в за­висимости от поставленных задач.

По восприятию: «Вы поймете, когда увидите», или «качество сразу видно».

Такой подход характерен для системы потребле­ния и удобен при обсуждении общего качества или в случае, когда группа потребителей определена. Но он может привести к непониманию между представителями различных групп поку­пателей.

С ориентацией на продукцию: «Превосходные характеристики».

Основан на представлении, что качество закладывается на этапе разработки, что оно точно определено и может быть измерено.

Подход свойствен проектировщикам, коммивояжерам и людям, верящим в марку фирмы.

С ориентацией на конечного потребителя: «Пригодность для ис­пользования, как это представляется потребителю».

Этот вариант подхода отражает мнение специалистов по маркетингу и сбыту, считающих, что именно потребитель решает, качественна продук­ция или нет. Дает положительные результаты при работе с отдель­ным потребителем, но при попытке обобщить мнения многих и сформировать некий единый взгляд возникают проблемы.

С точки зрения производства: «Соблюдение требований норма­тивно-технической документации».

В данном случае опираются на внутренние факторы, принцип «делай все правильно с самого начала». Из этого вытекает представление, что для обеспечения качества достаточно выполнить все операции без дефектов (оши­бок). Это точка зрения технологов и контролеров ОТК.

Ценностная ориентация: «Наибольшая польза от израсходован­ных денег».

Этот подход учитывает интересы конечного потреби­теля, цена выступает в роли одного из факторов качества.

2. Подходы к определению содержания категории «качество».

Источник Формулировка понятия «качество»
Аристотель, III в. до н. э Дифференциация по при­знаку «хороший—плохой»
В Древнем Китае Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух эле­ментов — «равновесие» и «деньги», следовательно, каче­ство тождественно понятию «дорогой»
Гегель, XIX в. Тождественная с бытием определенность: нечто пере­стает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество
В. Шухарт, 20-е годы XX в. Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь хороша). Качество обеспечивается циклом: планировать — выполнять — контролировать — действовать (цикл Шухарта)
А. Фейгенбаум, 40—50-е годы Всеобщий контроль качества, состоящий из этапов его разработки, поддержания и улучшения, понятие «затраты качества»
Э. Деминг, 40—50-е годы Распространение области применения цикла Шухарта и статистических методологий управления производством на сферу продаж и оказания услуг (цикл Деминга), 14 принципов управления качеством
Дж. Джуран, 50-е годы К. Исикава, 50-е годы Качество — пригодность для использования (соот­ветствие назначению). Субъективная сторона — сте­пень удовлетворения потребителя. Разработана идея триады качества: планирование — контроль — улучше­ние
Дж. Эттингер, Дж. Сит-тиг, 60-е годы Качество — величина измеримая, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются день­ги. Разработана специальная наука — квалиметрия — о способах измерения показателей качества
Тагути, 70-е годы Качество товара измеряется совокупными затратами (потерями) общества, связанными с производством и использованием этого товара. Чем меньше потери, тем выше качество
ГОСТ 15467-79 Качество продукции — совокупность свойств, обуслов­ливающих ее пригодность для удовлетворения опреде­ленных потребностей в соответствии с назначением
Международный стан­дарт ИСО 9000 Качество — совокупность свойств и характеристик изде­лий, услуг и процессов, обеспечивающих удовлетво­рение обусловленных или предполагаемых потребно­стей



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.