Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аттестация профессионального уровня, квалификационные категории




Развитие сестринского дела в советское время. Система подготовки сестринского персонала в Республике Беларусь

В 1920 году были открыты школы для подготовки медицинских сестер.

В октябре 1922 года были определены типы средних медицинских учебных заведений и основные профили подготовки медсестёр: сестра для лечебных учреждений, по охране материнства и младенчества, для социальной помощи.

В 1926 году все медицинские училища, школы, курсы были переобразованы в медицинские техникумы, в которых всем поступающим давалась единая общемедицинская подготовка с дальнейшей специализацией. Срок обучения медсестёр в них составлял 2,5 года. На смену определения «сестра милосердия» пришло другое – «медицинская сестра».

В 1927 году утверждается Положение о медицинской сестре, в котором были четко определены обязанности медицинской сестры по уходу за больными. С этого времени профессиональный статус медицинской сестры был определён.

В 1936-1937 гг. в Беларуси произошла перестройка средней медицинской школы на единой основе.

К 1940 г. В республике функционировало 35 средних медицинских школ.

С 1991 года возникли медицинские колледжи и первые факультеты высшего сестринского образования в медицинских вузах. Их появление связано с введением трехуровнего сестринского образования, каждое из которых имеет профессиональную завершенность.

В 1994 году создана Ассоциация медицинских сестёр России, принимающая активное участие в работе Международного Совета сестер.

Высшей ступенью в образовании медсестер является Академическое сестринское образование, которое можно получить на факультетах высшего сестринского образования медицинских академий и университетов.

В настоящее время в РБ имеется 16 медицинских средних учебных заведений, 1 училище повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников и 10 филиалов повышения квалификации в медицинских училищах.

Подготовка среднего медперсонала ведется по специальностям: фельд-шерско-акушерское дело, санитария, гигиена, лабораторная диагностика, техника массажа (для слабовидящих и слепых), зубоврачебное дело, зуботехническое дело, сестринское дело. В лечебно-профилактических учреждениях медицинские сестры могут работать палатными, процедурными, перевязочными, операционными медицинскими сестрами и т.д.

7.События ВОВ. Героизм, милосердие и самопожертвование, проявленные медицинскими сёстрами в тылу и на фронтах ВОВ (З.М. Туснолобова-Марченко, И.И. Левченко, Л.С. Кащеева и др.)

В годы войны медицинская служба почти наполовину была представлена женщинами. Среди 44 медиков – Героев Советского Союза – 17 женщин. Среди них И.Н. Левченко, которая в бою за Крым вынесла из горящих танков 28 солдат и офицеров.

Особого внимания заслуживает подвиг юной медицинской сестры Зинаиды Туснолобовой- Марченко, уроженки г. Полоцка.

В начале войны она добровольно пошла на курсы медицинских сестёр и после их окончания была назначена санитарным инструктором стрелковой роты. За три дня боев Зинаида оказала помощь 40 раненым бойцам и командирам. Её наградили орденом Красной Звезды и вскоре присвоили звание старшины медицинской роты.

Особого внимания заслуживает подвиг юной медицинской сестры Зинаиды Туснолобовой- Марченко, уроженки г. Полоцка.

В начале войны она добровольно пошла на курсы медицинских сестёр и после их окончания была назначена санитарным инструктором стрелковой роты. За три дня боев Зинаида оказала помощь 40 раненым бойцам и командирам. Её наградили орденом Красной Звезды и вскоре присвоили звание старшины медицинской роты.

За время боев Туснолобова вынесла из-под огня 123 раненых бойца и командира.

В 1957 г. она удостоена звания Героя Советского Союза, а Международный комитет Красного Креста наградил ее медалью «Флоренс Найтингейл».

Международный день медицинской сестры отмечается

12 мая, в день рождения англичанки

Флоренс Найтингейл,

которая внесла неоценимый вклад в развитие сестринского дела.

В нескольких городах мира установлен памятник медицинской сестре. Памятник Ф. Найтингейл в Лондоне, Донецке

8.Система подготовки медсестёр в Белоруссии в настоящее время,специализация,система повышения квалификации.

Вторая половина Х1Х в. характеризуется интенсивным открытием учебных заведений для подготовки средних медицинских кадров в Беларуси. Это были повивальные, фельдшерские, зубоврачебные школы, школы для подготовки сестер милосердия.

В январе 1865 г. было открыто первое в Беларуси среднее медицинское

учебное заведение - Могилевская повивальная школа. Инициатор ее создания Н.М. Мандельштам - один из виднейших деятелей медицины Могилевской губернии того времени. В октябре 1876 г. была открыта повивальная школа на 20 человек в г.Гродно.

Кроме того, на территории Беларуси существовали школы при больницах Приказа общественного призрения: специальная школа сестер милосердия в г.Минске (1890-1902) и фельдшерская школа в г.Витебске (1872-1875).

Медицинские школы открывались также некоторыми общественными организациями. Так, в Минске с декабря 1902 г. при Общине сестер милосердия Красного Креста были открыты одногодичные курсы подготовки сестер милосердия. С 1904 по 1910 г. в Минске работала десятимесячная школа повивальных бабок при родильном приюте Минского отделения Российского общества защиты женщин.

Немалую роль в подготовке средних медицинских кадров играли частные медицинские школы. В 1907 и 1908 гг. в Минске были открыты две первые в Беларуси зубоврачебные школы. В 1909 г. они слились в одну школу, обучение в которой длилось два с половиной года.

Развитие медицинских школ сопровождалось рядом преобразований. В 1869г. в паевое содержание Могилевской повивальной школы вступила Витебская губерния, поэтому школа официально приобрела межгубернское значение.

В то время уставы медицинских школ отличались большим разнообразием относительно сроков обучения и программ. Только в 1872 г. правительством был учрежден типовой устав фельдшерско-акушерских школ.

На курсах медицинских сестер изучались латинский язык, физиология, хирургия и десмургия, гигиена, анатомия, внутренние болезни, уход и первоначальная помощь, фармакология и рецептура. Ежедневно теоретические занятия длились два часа, в остальное время учениц обучали уходу за больными в больницах и на дому.

В частной школе, чтобы получить звание акушерки второго разряда, необходимо было учиться 1 год, акушерки первого разряда - 2 года, фельдшера - 3 года. Школа придерживалась утвержденной программы для фельдшерских школ.

Таким образом, в Беларуси в конце Х1Х - начале ХХ в. имелось несколько видов учебных заведений, в которых готовились средние медицинские кадры. Широкая подготовка сестер милосердия началась после Октябрьской революции. К сожалению, одними из первых мероприятий по усовершенствованию подготовки кадров медицинских сестер были не только ликвидация общин сестер милосердия, но и отмена наименования такой профессии. Теперь сестры милосердия стали называться - медицинскими сестрами. В первые годы после окончания гражданской войны разрушенная сеть медицинских учреждений восстанавливалась очень медленно, поэтому проблема медицинских кадров в это время была одной из важнейших и самых острых в здравоохранении.

Система среднего медицинского образования в 20-40 гг. неоднократно изменялась. В октябре 1922 г.. Главным управлением по профессиональному образованию была проведена I Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию, которая определила систему подготовки средних медицинских кадров и типы средних медицинских учебных заведений в Беларуси.

В 1936-1937 гг. в Беларуси произошла перестройка средней медицинской школы на единой основе. Число школ увеличилось с 6 в 1932 г. до 33 в 1937 г..

После присоединения Западной Беларуси в 1939 г. были открыты медицинские школы в Гродно, Слониме, Барановичах, Пинске. К 1940 г. в республике функционировало 35 средних медицинских школ: 4 фельдшерско-акушерские, 2 фельдшерские, 3 фармацевтические, 23 для медицинских сестер, 2 для медицинских лаборантов и 1 зубоврачебная. Одновременно проводилась подготовка среднего медицинского персонала на курсах. К началу Великой Отечественной войны в Беларуси работало 15293 средних медицинских работника.

Во время войны здравоохранению Беларуси был нанесен огромный ущерб. Сеть лечебных учреждений была разрушена на 80%. Практически все медицинские школы были уничтожены вместе с оборудованием.

С началом освобождения Беларуси от немецких захватчиков начали восстанавливаться и медицинские учреждения. В марте 1944 г. начали функционировать медицинские школы в Могилеве, Мозыре, Гомеле. К декабрю 1944 г. в Беларуси было восстановлено 22 средних медицинских учреждения. Медицинские школы не имели достаточного количества помещений, не хватало учебной литературы и учебных пособий.

В 1954-1955 гг. медицинские школы Беларуси были преобразованы в медицинские училища.

В настоящее время в республике имеется 17 медицинских училищ, 1 училище повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников и 10 филиалов повышения квалификации в медицинских училищах.

Подготовка среднего медперсонала ведется по специальностям: фельдшерско-акушерское дело, санитария, гигиена, лабораторная диагностика, техника массажа (для слабовидящих и слепых), зубоврачебное дело, зуботехническое дело, сестринское дело. В лечебно-профилактических учреждениях медицинские сестры могут работать палатными, процедурными, перевязочными, операционными медицинскими сестрами и т.д.

Палатная медицинская сестра ведет наблюдение за состоянием здоровья пациентов: общим видом, деятельностью сердца, органов дыхания и пищеварения; выполняет врачебные назначения. Когда медицинские сестры специализируются по уходу за хирургическими больными, их называют хирургическими медицинскими сестрами, работающих в операционной - операционными, в отделениях и кабинетах физиотерапии - физиотерапевтическими, ведающих вопросами диетического питания пациентов - сестрами по диетпитанию, осуществляющих патронаж на дому - патронажными, работающих на участках в поликлинике - участковыми медицинскими сестрами. В поликлинических учреждениях медицинские сестры помогают врачу на приеме, выполняют различные медицинские процедуры по назначению участковых врачей у пациента на дому, ведут санитарно-просветительную работу среди населения. Работой медицинских сестер руководит старшая медицинская сестра отделения.

Старшая медицинская сестра участвует в проведении утренних конференций, в обходах, организует сестринские посты, составляет график работы палатных медицинских сестер в отделении, выписывает и получает из аптеки необходимые медикаменты, предметы ухода за пациентами в отделении, контролирует правильность хранения историй болезней, организует прием пациентов в отделение и их выписку, составляет отчет о работе отделения.

На медицинских сестер детских воспитательных учреждений возлагается уход за детьми, контроль за санитарным состоянием помещений и др.

Обязанности медицинских сестер других лечебно-профилактических оздоровительных и санитарных учреждений определяются в зависимости от их профиля.

Медицинским сестрам необходимо систематически повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования и специализации. В медицинских училищах организуются отделения повышения квалификации, в лечебно-профилактических учреждениях проводятся конференции, читаются лекции по различным отраслям медицины. Организуются курсы специализации по хирургической технике, электрокардиографии, массажу, лечебно-физической культуре и методике проведения физиотерапевтических процедур. В лечебно- профилактических учреждениях создаются Советы сестер, в плане работы которых предусматривается также раздел повышения квалификации медицинских сестер (конференции, обобщение передового опыта и т.д.).

В целях повышения квалификации медицинских сестер, освещения наиболее злободневных проблем медицины издаются специальные журналы: “Мир медицины” (учредитель - Ассоциация медицинских сестер г. Минска), “Сестринское дело”, «Медицинские знания» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.