Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука среди других сфер культуры

Специфика науки и ее место в культуре

Атрибуты файла

Каждая запись MFT содержит набор атрибутов, который может различаться для разных файлов и каталогов.

Атрибут в NTFS состоит из заголовка и значения, а заголовок, в свою очередь, содержит тип атрибута, его имя, длину и данные о размещении атрибута. Имя атрибута может отсутствовать, остальные поля обязательны. Заголовок атрибута всегда хранится в самой записи MFT, а значение – либо тоже в самой записи (при этом атрибут называется резидентным), либо в кластере области данных (нерезидентный атрибут). Если атрибут нерезидентный, то в заголовке указываются сведения о размещении его значения на диске.

На протяжении всей своей истории люди выработали множество способов познания и освоения окружающего их мира. Среди них важнейшее место занимает наука, главные цели которой – описание, объяснение и предсказание процессов действительности. Наука – часть культуры, созданной человеком.

Специфической особенностью человеческой жизнедеятельности является то, что она протекает одновременно в двух взаимосвязанных направлениях: естественно-природном и культурном. Человек – живое существо, продукт природы, но чтобы существовать в ней удобно и безопасно он создает внутри природы искусственный мир культуры, «вторую природу». Таким образом, человек существует в природе, взаимодействует с ней как живой организм, но при этом «удваивает» внешний мир, вырабатывая знания о нем, создавая образы, модели, оценки, предметы обихода и т.д. Именно такая познавательная деятельность человека и составляет культурный аспект человеческого бытия.

Культура находит свое воплощение в предметных результатах деятельности, способах и методах существования человека, различных нормах его поведения и разнообразных знаниях об окружающем мире. Вся совокупность практических проявлений культуры подразделяется на 2 основные группы: материальные и духовные ценности. Материальные ценности образуют материальную культуру, а мир духовных ценностей, включающий в себя науку, искусство, религию, формирует мир духовной культуры.

Духовная культура охватывает духовную жизнь общества, его социальный опыт и результаты, которые предстают перед нами в виде идей, представлений, научных теорий, художественных образов, моральных и правовых норм, политических и религиозных воззрений и многих других элементов духовного мира человека.

Культура является важнейшей сущностной характеристикой человека, отличающей его от всего остального органического мира нашей планеты. С ее помощью человек не приспосабливается к окружающей среде, как это делают растения и животные, а меняет ее, приспосабливая мир для себя. В этом проявляется важнейшая функция культуры – защитная, направленная на то, чтобы прямо или косвенно облегчить жизнь людей. Все сферы культуры так или иначе участвуют в решении этой важнейшей задачи, удовлетворяя потребности и интересы человека.

Составная часть культуры – наука, определяющая многие стороны жизни общества и человека. Так, экономика – фундамент, обеспечивающий всю деятельность общества, - возникает на основе способности человека к труду. Мораль регулирует отношения между людьми в обществе. Религия рождается из потребности человека в утешении в тех ситуациях, которые невозможно разрешить рационально.

Задача науки – получение объективных знаний о мире, познание законов, по которым функционирует и развивается окружающий нас мир. Обладая этим знанием, человеку намного легче преобразовывать этот мир, делая его все более удобным для себя. Признавая важную роль науки в нашей жизни, не следует соглашаться с ее претензиями на господствующее место в жизни общества (сциентизм). Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она только средство в решении некоторых проблем человеческого существования. То же относится и к другим сферам культуры. Только взаимно дополняя друг друга, все сферы культуры могут выполнять свои основные функции – обеспечивать и облегчать жизнь людей, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи какой-то одной части придается большее значение по сравнению с другими, это приводит к обеднению культуры в целом и нарушению ее нормального функционирования.

Исходя из такой оценки, наука сегодня рассматривается как часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии, процесс получения этих знаний и применения их на практике.

 

1.2. Естественно – научная и гуманитарная культура

Культура, будучи результатам человеческой деятельности, неразрывно связана с природой и существует внутри нее. Но имея природную основу, она в то же время сохраняет свое социальное содержание. Такая двойственность привела к формированию двух типов, способов отношения к миру и его познанию: естественно- научной и гуманитарной культуры. На начальной стадии человеческой истории оба типа существовали как единое целое, поскольку человеческое познание в одинаковой степени было направлено как на изучение природы, так и на познание самого себя. Однако постепенно у каждого из них выработались свои принципы и подходы, определились цели: естественно – научная культура стремилась изучить природу и покорить ее, а гуманитарная ставила своей целью изучение человека и его внутреннего мира.

Впервые идея о различии естественно – научного и гуманитарного знания была выдвинута в конце XIX в. Философами В. Дильтеем, В. Виндельбандом и Г.Риккертом. Предложенные ими термины «науки о природе» и «науки о духе» достаточно быстро стали общепринятыми, а сама идея прочно утвердилась в философии.

Принципиальной особенностью естественно – научной культуры является то, что она «открывает» естественный мир, природу, акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, ими управляющих. Она стремится к тому, чтобы как можно точнее прочитать бесконечную «книгу природы», овладеть ее силами, познать ее как объективную реальность, существующую независимо от человека.

В то же время история человеческой культуры свидетельствует и о том, что любая духовная деятельность людей протекает не только в форме философии, религии, искусства и гуманитарных наук. Все эти виды деятельности и составляют содержание гуманитарной культуры. Основным предметом гуманитарной культуры является внутренний мир человека, его личностные качества, человеческие взаимоотношения и т.д. Иными словами, важнейшей ее особенностью является то, что главной проблемой для человека оказываются его собственное бытие, смысл, нормы и назначение этого бытия.

Таким образом, между естественно – научным и гуманитарным знанием существует множество различий. Они вызваны не только разными целями, предметами и объектами данных направлений познавательной деятельности, но и обусловлены двумя основными способами процесса мышления, имеющими физиологическую природу. Сегодня достоверно известно, что мозг человека функционально ассиметричен: правое его полушарие связано с образным, интуитивным типом мышления, а левое – с логическим. Преобладание того или иного типа мышления определяет склонность человека к рациональному или к художественному способу восприятия мира.

Рациональное знание служит основой естественно – научной культуры, поскольку ориентировано на разделение, сравнение, измерение и распределение по категориям знаний об окружающем мире. В совокупности различных факторов, событий и проявлений окружающего мира оно раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное, придает им системный характер. Естественно – научному знанию свойственны стремление к истине, выработка специального языка для максимально точного и однозначного выражения полученных знаний.

Интуитивное мышление выступает основой гуманитарного знания, поскольку отличается индивидуальным характером и не может быть подвержено строгой классификации или формализации. Оно основывается на внутренних переживаниях человека и не имеет строгих объективных критериев истинности. Однако такое мышление обладает огромной познавательной силой, так как ассоциативно.

В последние годы под влиянием достижений технического прогресса и таких новых общенаучных методов исследований, как системный подход, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли важность и необходимость использования в своих знаниях не только технических и информационных средств естествознания и точных наук, но и эффективных научных методов исследования, которые первоначально возникли в рамках естествознания. Например, экспериментальный метод исследования из естественных наук проникает в гуманитарные (социалогию, психологию). В свою очередь естествоиспытатели все чаще обращаются к опыту гуманитарного познания. Таким образом, можно говорить о гуманитаризации естествознания, активно происходящих в наши дни, стирающих границы между двумя типами культуры.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Структура научного знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.