Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика как научная дисциплина




Частные методики

Общие методики.

Исследователи Рахманов И.В. Миролюбов А.А., Цетлин В.С., Шатилов Серг. Филип., определяют общую методику как общие принципы обучения и воспитания уч-ся, действующие при обучении любым и/я.

Посвящены описанию закономерностей и особенностей обучения ИЯ вне зависимости от конкретных условий его преподавания, связанных с этапом и профилем обучения, а также особенностей родного языка учащихся. Так, принципы отбора учебного материала, способы его подачи, система упражнений, при емы работы с ТС, средства контроля в различных условиях обучения в целом будут одинаковыми и могут применяться для работы с разными контингентами учащихся. Такие методики и призваны охарактеризовать то общее, что типично для организации и проведения занятий по ИЯ. (см. стр 10 – Щукин)

Освещают проблемы преподавания ИЯ в конкретных условиях его изучения и с учетом особенностей родного языка учащихся. Знание общих закономерностей обучения Я часто оказывается недостаточным, когда преподаватель сталкивается со специфическими условиями его преподавания, зависящими от этапа и профиля обучения, учет которых на занятиях повышает эффективность учебного процесса. Такие особенности обучения и овладения языком в конкретных условиях и являются объектами частных методик. (см. стр. 11 – Щукин).

3) Специальные методики.

Работы этого вида характеризуют особенности преподавания какой-либо стороны изучаемого языка (его отдельных аспектов или ВРД, использования ТС, организации контроля на занятиях, внеаудиторной работы по языку и др). Такие методики издаются в форме учебных пособий и способствуют расширению методического кругозора преподавателя и формированию его профессиональной компетенции.

Методика есть научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой.

На протяжении всей истории существования методик как научной дисциплины, широко дискутировался вопрос - является ли методика самостоятельной наукой либо опирается на данные других наук. Долгое время методику обучения ИЯ самостоятоятельной наукой не считали. В 20 столетии существовали следующие т.з. на эту актуальную для методики проблему.

1. Самое первое определение МЕТОДИКИ дано в 1930 - Е.М. Рыт:

" Методика преподавания ИЯ представляет собой практическое применение сравнительного языкознания." Сходная позиция у академика Щербы Л.В.: М. это прикладная лингвистика. Такой взгляд на методику обусловлен тем,что в М 30-х гг еще не достаточно определилась специфика ИЯ как учебного предмета и не было разработанной системы методов исследования. Методические рекомендации строились лишь с учетом наблюдения за опытом обучения. Позже, в 60-х гг языковеды обратились к изучению речи (особенно в связи с возникновением теории языковых контактов и психолингвистики). Речь является объектом научения при преподавании ИЯ в школе Поэтому исследования закономерностей речи, важных для построения обучения речевой. деятельности, вновь возродили идеи о дефиниции методики как прикладного языкознания (Ю.В. Розенцвейг, О.С. Ахманова). Очевидно, что особенности самого предмета влияют на процесс обучения. Но целый ряд важнейших вопросов, связанных с построением процесса обучения языку (система упражнений, принципы построения занятий, проблемы контроля, зависимость приемов обучения от целей, содержания, этапов) не может. быть решен только с опорой на закономерности лингвистики.

2. Другое направление в определении М как науки связано в отечественной литературе с именем Б.В. Беляева, который полагал, что М.- прикладная область психологии. Задача же психолога заключается в том, чтобы помочь методистам в научной разработке основных методов обучения языку и в исследовании индивидуально-психологических особенностей изучающих язык.

Однако ряд проблем М., например, отбор материала, особенности использования приемов и способов работы в зависимости от аудитории, не может быть решен с опорой только на закономерности психологии. Поэтому и дефиниция М как прикладной психологии не получила распространение.

3. В конце 30х гг - нач. 40 гг начинает оформляться еще одно направление - определение М как педагогической. науки. У педагогики и М. один объект изучения - процессы обучения, воспитания и научения, единые методы исследования. Но М. трактовалась как прикладная дидактика, она лишалась собственных закономерностей. Эта т.з. получившая обоснование в трудах известных дидактов и методистов (Ю.К. Бабанский, А.В. Текучев, В.С. Цетлин, Э.П. Шубин) существовала вплоть до 1960 гг, времени оформления методики в самостоятельную отрасль знаний.

4. К середине 50-х гг возникло направление (Звягинцев, Рогова), которое стремилось определить М как приклад. дисциплину не одной, а несколько наук. Весь процесс обучения и воспитания при преподавании ИЯ д. был базироваться на закономерностях трех наук: лингвистики, психологии и педагогики, а методисту отводилась роль диспетчера по урегулированию процесса привлечения данных др. наук. Но привлечение данных из многих наук не может помочь в определении задач обучения конкретному учебному предмету, например, ИЯ в разработке организационных форм, приемов, методов обучения.

Направление в определении М как науки (Рахманов И.В. Миролюбов А.А., Цетлин В.С., Шатилов Серг. Филип., Салистра и др) зародилось в к. 40-х гг. М. признается педагогической. наукой, имеющей свои закономерности и методы исследования. (Ляховицкий М.В.:" М. обучения ИЯ- наука, исследующая цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения, а также изучающая процессы учения и воспитания на материале ИЯ".

Современная т.з. на методику как теорию обучения ИЯ сводится к утверждению, что методика является самостоятельной наукой, опирающейся на данные других наук, среди которых базисными, т.е. ведущими для методики следует считать лингвистику, педагогику, психологию, социологию, культурологию.

Сейчас все понимают М как раздел педагогической науки в целом. Это твердо можно сказать (но нападки, колебания долго продолжались) по объекту изучения. Напомним, что такое педагогика - наука о воспитании человека, которая включает развитие психических, физических, нравственных качеств личности, образование как процесс и результат овладения системой научных знаний, познавательных умений и навыков, обучение как процесс, в ходе которого осуществляется образование человека. Таким образом методика как теория обучения является частью науки, которую древние греки назвали детовождением, т. е.педагогикой.

Согласно толковым словарям М- это изложение методов обучения или исследования. Миньяр-Белоручев Р. К. рассматривает методику обучения иностранным языкам - как раздел дидактики, исследующий существующие и вновь появляющиеся методы обучения иностранным языкам Данный автор определяет дидактику как - отрасль педагогической науки, исследующая проблемы обучения и содержания образования. Главная задача дидактики состоит в научном обосновании практики обучения. В отличие от методики, дидактика занимается теорией и практикой обучения вообще, независимо от предмета обучения. Дидактика представляет теорию обучения в целом, включая ее основные категории: цели, содержание, методы, средства и принципы обучения.

В настоящее время все больше ученых (по мнению М-Б.) склоняются к выводу, что методика обучения ИЯ является самостоятельной наукой со своей спецификой и самобытностью. И.А. Зимняя пишет:" иностранный язык в отличие от других учебных предметов является одновременно целью и средством обучения", она же подчеркивает "беспредметность"," беспредельность" и "неоднородность" иностранного языка как учебной дисциплины. В этих словах заключается глубокий смысл, раскрывающий самобытность и уникальность учебной дисциплины " ИЯ", а следовательно и самостоятельность науки об обучении иностранному языку.

Гез Н.И., Ляховицкий М.В. рассматривают методику как

1) теоретический. курс, учебную дисциплину в пед/вузе или училище

2) педагогическую науку, имеющую свой теоретический.фундамент, экспериментальную. базу, свои объекты, предмет исследования;

3) " технология", т.е. совокупность форм, методов и приемов работы учителя.

Учебный процесс- совокупность субъективных факторов (обучающая деятельность учителя и учеб. деятельность учащихся) и объективных (организация обучения: цель содержание, методы, приемы и средства обучения).. Мы будем исходить из того, что методика обучения ИЯ- педагогическая наука, отрасль дидактики исследующая цели, содержание, методы и средства обучения, а также способы учения и воспитания на материале ИЯ. (см. стр 11 Щукина)

Как и всякая наука, методика обучения ИЯ имеет свой объект и предмет исследования Объект исследования - то, на что направлена познавательная деятельность, то что конкретно противостоит исследователю. Поэтому изучение объекта есть эмпирический уровень исследования. Движение познания от эмпирического к теоретическому, к абстрагированию сопровождается появлением предмета науки. Каждая самостоятельная имеет свой объект исследования. Для методики, как науки, объектом являются конкретно и независимо от человека существующие способы обучения и способы учения, а именно: объяснение, показ и подкрепление, во-первых, и осознанное восприятие, повторение и поиск, во-вторых. (М.Б.- Методический словник, 1996).

Предмет науки - систематизированные знания, полученные в результате изучения объекта, абстрактная модель объекта, которая тем лучше отражает объекта, чем точнее методы его измерения. Предметом методики как науки являются теоретические положения, которые кладутся обычно в основу разрабатываемых методов. Чаще всего они выражаются в виде принципов обучения.

(Объект - область того, что изучается. Предмет - процесс обучения)

М.Б- объект методики- процесс передачи знаний об ИЯ и формирования навыков и умений иноязычной речи. Предмет методики- накопленные об объекте знания, многочисленные теории, моделирующие процесс обучения и/ языкам.

Миролюбов А.А, Рахманов И.В., Цетлин В.С. считают предметом методики- процесс обучения подрастающего поколения и его воспитание средствами этого предмета. Объектом исследования является совокупность всех педагогических явлений, связанных с обучением и воспитанием учащихся средствами ИЯ.

И.Л. Бим определяет объект М как совокупность реальных педагогических явлений, связанная с обучением ИЯ. Предмет М- обобщение множества возможных моделей систем обучения, которые функционируют на взаимодействии учебного предмета (в совокупности его материальных и идеальных форм) с методикой как наукой. Шатилов Сер. Филиппович считает объектом исследования М И/Я является процесс обучения и/я и закономерности усвоения его как нового средства коммуникации, а также особенности образования и воспитания средствами и/я.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.