Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурная или структурно-семантическая парадигма лингвистического знания

 

Связана с именами двух выдающихся ученых: русского ученого Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ и швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра.

 

Предпосылки появления:

1)несогласие со сравнительно-историческим методом рассмотрения языка (Фердинанд де Соссюр);

2)введение совершенно новых принципов для анализа языка, понятий системы и структуры языка (были взяты этими учеными из точных наук: математики, психологии, физики, химии);

3)обоснование совершенно новых положений, на основании которых можно анализировать язык, введение понятия «оппозиции», то есть противопоставления (то, что у Гегеля называется «антиномия»);

4)введение в лингвистический обиход термина «семиология» (Фердинанд де Соссюр) для описания знаковых систем и знаков.

В том же 1913 г. американский математик Чарльз Пирс ввел термин «семиотика» - наука для описания знаковых систем. В настоящее время используется термин Пирса, а не термин Соссюра.

 

 

Основные положения работы Фердинанда де Соссюра (и частично И.А. Бодуэна де Куртенэ)

 

Основная работа «Курс общей лингвистики», в которой он описывает несколько антиномий между двумя частями, каждая из которых логически доказуема:

 

1. Антиномия «язык-речь» (все термины на французском): langue – parole. Все это вместе названо им «речевая деятельность»: langage.

У речевой деятельности есть две стороны: язык – социальная сторона, речь – индивидуальная сторона, причем одну нельзя понять без другой. Но язык для Соссюра оказывается более важной стороной речевой деятельности. Он является социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых коллективом. Язык является целостным сам по себе. Социальность языка выражается в том, что 1)он складывается только в обществе, 2)ребенок усваивает язык только в обществе, 3)язык существует «над говорящей массой, независимо от нее и потому навязывается всем членам языкового коллектива, которые принимают его и по своему произволу изменить не могут».

Язык – это, с одной стороны, знаковая система, с другой – система определенных единиц, частей и правил, связанных друг с другом.

Речь для Соссюра не столь важна: ее трудно описать, она всегда индивидуальна.

 

2. Антиномия «синхрония-диахрония»: два плана рассмотрения языка.

Пдооооооvvоо     A CАаааааааааааа     B
      D

 

AB – ось одновременности существования языка.

CD – ось последовательности развития языка.

 

Изучать язык в синхронии означает изучать его в определенный исторический момент, как состояние и как систему. В то время как диахрония – это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности, видоизменяясь в истории. Соссюр сравнивает этот процесс с игрой в шахматы, где синхрония – это расположение фигур на шахматной доске в определенный момент, а диахрония – процесс конкретной шахматной игры.

 

3. Антиномия «внутренняя лингвистика-внешняя лингвистика», где внутренняя лингвистика имеет дело с системой языка, а внешняя обусловливает связь между историей государства и историей народа. Снова приводит сравнение с шахматами: внешние условия – это тот факт, что шахматы – военная игра, пришедшая из Персии, фигуры для этой игры могут быть изготовлены из, например, слоновой кости, внутренние условия – сами правила игры, то, как двигаются те или иные фигуры.

 

 

В конечном итоге было выявлено четыре уровня языка (И.А. Бодуэн де Куртенэ):

 

1.Фонетико-фонологический уровень – уровень фонем и звуков.

2.Морфологический – уровень морфем.

3.Лексический уровень, основой которого является слово.

4.Синаксический – уровень словосочетания и предложения.

Верхние уровни включают в себя нижние.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сравнительно-историческая парадигма | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.