Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обмен информацией о качестве

Информация о качестве может быть внутренней и внешней. Внутренняя информация поступает по результатам контроля про­изводства и показывает, какого качества продукция вырабатывает­ся предприятием. Внешнюю информацию получают в виде требо­ваний заказчиков и рынков сбыта, данных о научно-техническом прогрессе, сведений от потребителей. Сравнение внутренней и внешней информации дает объективную оценку положения дел с качеством продукции, что позволяет принимать необходимые меры для эффективной работы.

На основе анализа информации разрабатывают мероприятия:

- корректирующие, направленные на устранение выявленных дефектов и несоответствий;

- предупредительные — для устранения причин выявленных де­фектов и несоответствий, чтобы не допустить их повторения;

- профилактические — для устранения причин потенциальных дефектов, чтобы предотвратить их появление.

Оперативная информация поступает на диспетчерский пункт из производственных подразделений по каналам связи, в основном в устной форме. Для обеспечения ее достоверности назначаются ис­полнители, в обязанности которых входят сбор и систематизация информации и передача ее на центральный диспетчерский пункт. Информацию о качестве выполненных работ, фактической выра­ботке, отработанном времени, начисленной заработной плате соби­рает учетчик, она отражается в журналах учета по подразделениям.

Источником информации о продукции для потребителя явля­ется производитель. От качества этой информации зависят ско­рость реализации продукции, создание положительного имиджа предприятия. Такую информацию называют товарной.

Товарную информацию подразделяют на три группы: осново­полагающая; коммерческая и потребительская.

Основополагающая информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназна­ченные для всех субъектов рыночных отношений. К основопола­гающей информации относят вид и наименование товара, его сорт, массу, наименование предприятия-изготовителя, дату вы­пуска, срок хранения или годности.

Коммерческая информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию, предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, малодоступные потребителю. Эта ин­формация содержит данные о предприятиях-посредниках, нор­мативных документах о качестве товаров, ассортиментных номе­рах товаров продукции по ОКП (например, штриховое кодиро­вание).

Потребительская информация — сведения о товаре, предназна­ченные для выработки потребительских предпочтений, показыва­ющая его выгоды. Это информация о пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования, безопас­ности и др.

Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словес­ную, цифровую, изобразительную, символическую, штриховую.

К информации предъявляют следующие требования:

достоверность — правдивость и объективность сведений о това­ре, отсутствие дезинформации и субъективизма, вводящих потре­бителей в заблуждение;

доступность — информационная открытость сведений для всех пользователей;

полнота — рациональная информационная насыщенность, ис­ключение неполной и излишней информации.

Средствами товарной информации служат: маркировка; техни­ческие документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.

Маркировка — это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомога­тельные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информа­ции об изготовителях, количественных и качественных характери­стиках товара. Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к про­изводственной маркировке устанавливаются стандартами, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требо­вания к торговой маркировке устанавливаются Правилами прода­жи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, Правилами розничной торговли.

Носителями производственной маркировки могут быть этикет­ки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др. Носителями товарной маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки.

Для маркировки сертифицированной продукции используют знаки соответствия или качества. В России утвержден Знак соот­ветствия государственным стандартам (рис. 31).

 

Рис. 31. Знак соответствия государ­ственным стандартам

Российской Федерации

 

Знаки соответствия или каче­ства — защищенные в установлен­ном порядке знаки, применяемые или выданные в соответствии с правилами системы сертификации, указывающие на то, что дан­ная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Знаки качества присваиваются не только органами сертифика­ции, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации.

Для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных товару, применяют Е-компонентные знаки; об экологически чистых способах производства или утили­зации товаров или упаковки — экологические знаки.

Экологические знаки предназначены для информации об эко­логической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или ути­лизации. Экологические знаки часто встречаются на импорт­ных товарах. В последнее время некоторые транснациональные знаки стали использовать и отечественные изготовители, так как в России пока не разработаны национальные экологические знаки.

Назначение экознаков — обеспечение потребителей достовер­ной информацией об экологичности приобретаемого продукта. К экологическим знакам относятся «Белый лебедь», принятый, в Скандинавских странах, «Голубой ангел» — в Германии.

Компонентные знаки предназначены для информации о приме­няемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару. К наиболее часто встречающимся информационным знакам относятся компонентные знаки, обо­значаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым ко­дом. Они используются как альтернативные обозначения хими­ческого названия пищевых добавок, названия которых очень сложны.

Все пищевые добавки разделены на функциональные классы в зависимости от технологических функций:

Е-100—Е-182— красители (для окраски некоторых пищевых продуктов);

Е-200 и далее — консерванты (для продления сроков хранения пищевых продуктов);

Е-300 и далее — антиокислители (антиоксиланты) (замедляют окисление, предохраняя тем самым пищевые продукты от порчи);

Е-400 и далее — стабилизаторы (сохраняют заданную консис­тенцию пищевых продуктов);

Е-500 и далее — эмульгаторы (поддерживают определенную структуру продуктов питания);

Е-600 и далее — усилители вкуса и аромата (усиливают вкусо­вые и ароматические свойства пищевых продуктов);

Е-700 и далее — запасные индексы;

Е-800 и далее — антифламинги (понижают пенистость пище­вых продуктов);

Е-1000 — формируемая группа: глазирующие агенты, подслас­тители, античерствители и др.

В производстве пищевых продуктов разных стран использу­ется около 500 наименований пищевых добавок. В нашей стра­не допускается использование и присутствие в отечественных и импортных пищевых продуктах около 250 видов пищевых доба­вок.

В целях гармонизации национальных и международных норма­тивных документов, регламентирующих применение пищевых до­бавок, Госкомсанэпидемнадзор утвердил «Дополнения к «Меди­ко-биологическим требованиям и стандартным нормам качества продовольственного сырья и пищевых продуктов. Пищевые до­бавки»». В этом документе приведены списки пищевых добавок: 1) разрешенных к применению в РФ; 2) запрещенных к примене­нию и реализации в РФ; 3) не имеющих разрешения для примене­ния в РФ, но разрешенных в других странах и включенных в спи­сок Международной цифровой системы кодификации (INS) пи­щевых добавок.

Вопросы о допустимости пищевых добавок, не разрешенных к применению в России, решаются Госкомэпидемнадзором в уста­новленном порядке при наличии заключения Института питания.

Штриховой код — знак, предназначенный для автоматизиро­ванных идентификации и учета информации о товаре, закодиро­ванной в виде цифр и штрихов.

Штриховой код делят на два вида: EAN и UPS. Среди несколь­ких десятков схем кодирования, принятых к употреблению меж­дународными организациями и имеющих собственное наименова­ние, эти коды наиболее распространенные. Коды EAN подразде­ляются на три типа: EAN-&, EAN-13, EAN-Ы (только для транс­портной тары).

Штриховые коды не предназначены для передачи информации о товаре потребителю и для неавтоматизированной ее идентифи­кации.

Каждой стране Ассоциации EAN централизованно выдаются диапазоны кодов. Коды чаще всего двузначные (Франция — 30— 37, США и Канада — 00—09, Япония — 45—49), но могут быть и трехзначные (Россия — 460—469) за счет уменьшения кода изгото­вителя на один знак.

Код изготовителя (следующие 3—5 цифр) присваивает центра­лизованно национальный орган страны конкретной организации-изготовителю. В России код изготовителю присваивает Ассоциа­ция ЮНИСКАН, которая представляет интересы своих членов в EAN.

Следующие 3—5 цифр кодов EAN-8 и EAN-13, содержащие ин­формацию о товаре, присваиваются организацией-изготовителем или продавцом самостоятельно в виде регистрационного номера в пределах своего предприятия. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые сведения о товаре: наименование, сорт, цвет, массу, размер и другие данные (рис. 32).

 

Рис. 32. Структура штрихового кода

 

Анализ структуры штрихового кода показывает, что закодиро­ванная информация носит коммерческий характер и малодоступ­на потребителю. Расшифрованная с помощью таблицы страна не обязательно совпадет со страной происхождения товара. Для рас­шифровки названия организации-изготовителя требуются специ­альные классификаторы.

Технические документы, со­держащие информацию о продук­ции, подразделяют на товарно-со­проводительные (ТСД) и эксплуа­тационные.

Количественные ТСД пред­назначены для передачи и хра­нения информации о количе­ственных характеристиках това­ров или товарных партий (масса, объем, сорт, марка). К ним относят отвесы, заборные листы, упаковочные листы, спецификации, акты об установлении рас­хождения, акты отбора образцов.

Качественные ТСД предназначены для передачи и хранения информации о качестве товаров. Они включают сведения о каче.-ственных характеристиках товаров, их значениях, градациях каче­ства, наименованиях товаров, их изготовителях, датах выработки. К ним относят сертификаты соответствия по показателям безо­пасности, качественные удостоверения.

Комплексные ТСД— документы, предназначенные для пере­дачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий и их количествен­ного учета в процессе товародвижения. К ним относят накладные: приходно-расходные, товарно-транспортные, железнодорожные.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Планирование качества | Виды стилей педагогической деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.