Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифологические представления о политике

Политология как наука сформировалась сравнительно недавно, но политические идеи, концепции и теории накапливались на протяжении веков. С возникновением государства появлялись первые политические учения. Наиболее быстрее этот процесс начался в странах Древнего Востока.

Особенность политических течений состояла в том, что они,

во-первых, обосновывали божественное происхождение власти,

во-вторых, отождествляли государственную власть с властью царя или императора,

в-третьих, признавали божественное вмешательство в управление государством и определения человеческой судьбы,

в-четвертых, провозглашали верховенство этических принципов над политическими,

в-пятых, имели прикладной характер, то есть затрагивали вопросы управления, а не структуры и функций политических институтов.

Истоками политической мысли можно считать мифы и легенды народов древнего мира — египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, греков, римлян.

По мифологическим представлениям, земные порядки составляют неотъемлемую часть мировых, которые имеют божественное происхождение. В них соответственно и освещается земная жизнь людей, их общественное и государственное устройство, их взаимоотношения между собою и богами, их права и обязанности. Поэтому божественный первоисточник тогдашних социально-политических и правовых порядков — основная идея и тема древних мифов.

Так, один из них, китайский, утверждает о божественном происхождении и характере земной власти первейшего верховного правителя Поднебесной (императора Китая), который является единой точкой связи с высшими, небесными силами. Другие должностные лица — лишь исполнители личной власти правителя.

В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия мифа, согласно которой боги — первопричина власти правителя — сами продолжают оставаться вершителями земных дел и человеческих судеб. Итак, все, что происходило в жизни, включая и сферу политики, сначала воспринималось людьми как результат влияния божественной воли или хаос случайностей.

В соответствии с религиозно-мифологическими представлениями древних евреев, их единый, истинный бог установил особые договорные отношения со всем еврейским народом, он есть его славой и царем, то есть верховным законодателем, правителем и судьей.

На разных этапах развития человечества политические взгляды еще не выступали относительно самостоятельными сферами знаний, а были составными общей картины мира и поэтому испытывали влияние мифологических и религиозных представлений. Не случайно в древней Индии, скажем, правовые сборники отображают идеологию брахманизма, а в древнем Китае большую роль в формировании политико-правовой мысли отыгрывали учения Конфуция, Лао-Цзы и других философов.

Среди политических учений Древнего Востока в ІV ст. до н.э. выделяется конфуцианство и концепция политики легистов.

Конфуций рассматривал государство как большую семью, где власть императора уподоблялась власти отца, а отношения между властителем и подчиненными рассматривались как отношения между старшими и младшими членами семьи. Благо народа было основной целью государственной администрации.

Правитель должен иметь благородное происхождение и проявлять заботу о благосостоянии народа, защищать его оружием и воспитывать. В свою очередь народ должен был бы проявлять почтительность к правителю, безоговорочно выполнять его приказы.

Легисты (законники) отказались от этического и религиозного понимания политики своих предшественников. Государственное правление, по легистам, базировалось исключительно на законах, выполнение которых должен обеспечить централизованный государственный аппарат чиновников. Неуклонно придерживаться закона, в соответствии с взглядами легистов, должен народ, а не правители, которые являются создателями законов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зарождение и развитие идей о политике в Древнем мире | Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.