Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековье. Особенности учений о политике

Особенность представлений о политической мысли поры феодализма состояла в богословском их объяснении. Но вместе с тем даже выдающиеся теологи той эпохи часто ссылались на Аристотеля, делая свои обобщения относительно развития современной им политической жизни.

В эпоху средневековья человеческая сущность из политической была сведена к религиозной. Христианство превратило гибкие идеалы античных философов на догматы. Религиозные догмы одновременно стали и политическими аксиомами, их суть довольно четко определил Августин, который писал, что "весь род человеческий, жизнь которого от Адама до конца века есть, так сказать, жизнью одного человека, определяется божьими законами,... а руководят те, которые заботятся, как мужчина — женщиной, родители — детьми, господин — рабами. Подчиняются те, о ком заботятся, как женщины — мужчинам, дети — родителям, рабы — господам".

Основателями христианской политической теории были — Аврелий Августин (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226–1274 гг.).

Августин, в отличие от Платона и Аристотеля, построил свою концепцию "лучшей жизни" (счастье от Бога) на возможностях и способностях человека, реалистическом гуманизме: человек не пренебрегает другим человеком из-за его недостатков, он ненавидит недостатки, зато любит человека.

В христианском политическом учении Ф.Аквинского государство рассматривалось как определенная часть универсального порядка, творцом и правителем которого есть Бог.

Цель государства — сохранение порядка и гражданского покоя. Власть имеет божий характер.

Идеальной формой правления он считал смешанную: монарх олицетворяет единство, аристократия — надлежащие ей заслуги, а народ, который привлекается к управлению, есть гарантом социального согласия. Действия монарха ограничиваются законами. С волей народа следует считаться.

С течением времени религиозная концепция политики теряет господствующее положение. Христианству не удалось удержать ее как светский придаток к религии. В общественной жизни произошли серьезные изменения. На политическую арену вышли новые силы.

Период Реформации (XVI-XVII вв.) в большей части Западной Европы характеризовался зарождением новых экономических отношений, активными политическими движениями низов и бушующими всплесками в духовной жизни. В особенности это отразилось в деятельности римско-католической церкви и отношении к ней светской власти в большинстве европейских стран, которые стремилось к независимости от Рима и установления своей государственной религии. Все они были направлены против римско-католической церкви и вошли в историю с такими реформаторами, как Мартин Лютер и Томас Мюнцер.

Мартин Лютер (1483–1546 гг.) выступал против претензий католического духовенства на контроль веры и совести на правах посредника между людьми и богом. Было выдвинуто требование ликвидации обособленного состояния священников, всей их дорогой иерархии. Упал авторитет папских декретов и постановлений, решений соборов. Единым авторитетом оставалось Святое писание.

Томас Мюнцер (1490–1525 гг.) также выступал против официальной церкви. Его проповеди и организаторские способности, которые раскрылись в крестьянской войне, были связаны с борьбой против господствующей церковной и властной элиты. Он утверждал, что только трудовой народ, "ремесленники и плугари", способные понимать цель бога, ведь их интересы целиком совпадают. По мнению Мюнцера, будущий порядок возможный лишь как результат борьбы народных масс против поработителей. Ликвидацию феодалов и передачу всех материальных благ к рукам трудящихся путем уравнительного распределения он считал началом "имущественного сообщества".

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима | Политические учения периода Возрождения и Просвещения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.