Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность политической системы. Механизмы ее функционирования

Стимулирующим фактором в становлении и развитии теории политических систем была общая теория систем, разработанная Л.Л.Богдановым и Людвигом фон Берталанфи. По их утверждениям, "система — это определенное количество взаимосвязанных элементов, которые образовывают стойкую целостность, имеют определенные интеграционные закономерности, присущие именно этой общности". Любая система характеризуется также стойкими связями элементов, которые достигаются вследствие структурного упорядочения ее частей. Важной чертой системы есть ее целенаправленное функциональное состояние.

Учитывая их методологию, Талкот Парсонс подошел к рассмотрению общества как очень сложной системы управления, которое состоит из относительно самостоятельных систем: экономической, политической и духовной. Любая из этих систем выполняет свои специфические функции. " Назначение политической системы, — считал Т.Парсонс, — это обеспечения интеграции, разработка и реализация общей цели общества ".

Идеи Т.Парсонса существенным образом углубил другой американский политолог Д.Истон, которого многие ученые считают основателем теории политических систем. В своих работах: "Политическая система" (1953 г.), "Граница политического анализа" (1965 г.) он показал политическую систему как организм, который саморегулируется и развивается, активно реагирует на импульсы, которые поступают извне, то есть команды (Схема).

По Д.Истону, у системы есть вход и есть выход. На вход из окружающей социальной и культурной среды поступают импульсы — требования и поддержка. На выходе системы осуществляются политические решения и политические действия, направленные на реализацию этих решений.

Требованияэто первый вид импульсов на входе системы, и их характер может быть разный: от требований к властям по поводу повышения заработной платы, распределения благ и услуг, качества образования, продолжительности рабочего дня, охраны прав и свободы граждан до вопросов здравоохранения, обеспечение общественного покоя.

Второй вид импульсов на входе — это поддержка. Она возможна в разных формах: от материальных (выплата налогов, работа на общественных основах, воинская служба) через выполнение законов и других распоряжений государственной власти до почтительного отношения к власти и духовной символики.

Д.Истон называет три объекта поддержки:

1) политическое общество — группа людей, которые взаимосвязанные в одной структуре благодаря распределению деятельности в политике;

2) "режим" — основными компонентами есть его ценности (цели и принципы), нормы и структура власти;

3) правление, к которому относят людей, которые принимают участие в ежедневных делах политической системы, признаются большинством общества ответственными за свою деятельность.

Поддержка, которая оказывается системе, может усиливаться, если система удовлетворяет потребности и требования граждан. Поэтому без достаточной поддержки политическая система не может эффективно и надежно работать.

Эти импульсы–требования и импульсы–поддержки должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или совсем остановится. С другой стороны, чрезмерная перегрузка системы разными импульсами не дает ей возможности эффективно работать, система перестает оптимально реагировать на социальную информацию, которая поступает, что приводит к её застою.

Отношение к требованиям, которые поступают от разных слоёв населения, в значительной мере зависит от типа политической системы. Антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное проявление неудовольствия властью и потому стремятся подавить выступления с этими требованиями. Демократические, конституционные политические системы, как правило, рассматривают запросы и требования населения как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Население поддерживает тех лидеров, те группировки, которые уже подтвердили свою готовность защищать и удовлетворять запросы и потребности данного населения, то есть те группировки и тех лидеров, на которые и на которых оно может влиять.

На выходе системы как ее реакция на требования и поддержку появляются авторитетные политические решения и политические действия власти по поводу распределения ценностей и ресурсов. Они могут быть в форме новых законов, ассигнований на конкретные потребности, политических заявлений о политических намерениях и политических действиях.

И все же таки подход Д.Истона к определению модели политической системы не дает возможности объяснить, почему правительства временами принимают решение, которые не исходят из требований граждан, больше того — противоречат их интересам.

Примером могут быть решение правящих кругов Соединенных Штатов о решении войны во Вьетнаме, решение ЦК КПСС о введении войск в Афганистан, решение Русского правительства о начале боевых действий в Чечне. Можно утверждать, что принятие таких политических решений обусловлено требованиями, которые поступают не от социально-культурной среды, а от правящей элиты, которая принимает решение.

Теория политических систем Д.Истона была подвергнута критике за этажный учет психологических аспектов политического взаимодействия.

Другой подход к определению политической системы предложил Рафаэль Алмонд. Он считал необходимым на передний план выдвинуть целевой, поведенческий аспект разных структур, которые входят в политическую систему. С его точки зрения,

политическая система — это разные формы политического поведения как государственных, так и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня: институционный и ориентационный.

Если институционный уровень сосредоточен преимущественно на исследовании государственных и негосударственных политических институтов, то ориентационный сориентирован на изучении политических структур, которые в своей совокупности создают политическую культуру. Г.Алмонд подчеркнул, что, в отличие от всех других общественных систем и организаций, политическая система наделена правом применения или угрозы применения более или менее легитимного физического насилия. "Это узаконенная сила, — пишет он, — которая пронизывает все "входные" и "исходные" факторы общества, обеспечивая её сплоченность как системы".

Г.Алмонд определял четыре функции "ввода":

1) функция политической социализации и привлечения к участию в политической жизни;

2) функция артикуляции интересов, то есть формирование требований, соответствующих реальным или мысленным интересам;

3) функция объединения интересов;

4) функция политической коммуникации, то есть общение, обмена мнениями, идеями.

Он определяет и три функции "вывод":

1) разработка норм;

2) применение норм;

3) контроль за выполнением данных норм.

Функция "ввода" осуществляется неправительственными формированиями (группами давления, политическими партиями, независимой печатью), тогда как функция "вывод" — это правительственная прерогатива.

В советские времена в научной литературе вплоть до середины 80-х лет аналогом понятие "политическая система" было понятие "политическая организация общества". Политическая организация общества включала профсоюза, молодежные организации. Ядром политической организации была КПСС — направляющая, мобилизующая и руководящая сила общества. Монопольное положение КПСС в политической жизни общества приобретало роль государства, подавляло инициативу, политическую самостоятельность других субъектов политики.

И лишь в конце 80-х годов категория "политическая система" стала утверждаться в философской, политической литературе советского общества. Но объем и содержание этой категории пояснялись все же иначе, чем в зарубежной литературе. В соответствии с марксистским подходом обусловленности политической надстройки экономическим базисом, социально-классовой структурой общества, политическая система была тесно связана с определенным типом формации.

Политическая система общества в научной литературе того времени определялась как сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть.

Из приведенного определения просматривается абсолютизация институционного подхода и сужения масштабов и взаимосвязи политической системы с другими социальными структурами общества, психологическими, идейными установками правящей элиты и политических лидеров.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы, определяющие надежность информационных систем | Структура политической системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.