КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология политической системы
Главные функции политической системы — это определения целей и задач общества, а также мобилизация всех ресурсов для достижения этих целей и регулирования режима политической деятельности. Функции политической системы В научной литературе есть разные точки зрения относительно функций политической системы, но есть и определенные общие научные подходы. Одна из таких точек зрения обобщает взгляды большинства отечественных ученых относительно функции политической системы. Они совпадают в потому, что каждая функция должна отбивать определенное системное качество. В связи с этим можно выделить такие основные функции политической системы общества: 1) определение целей и задач общества; 2) мобилизация ресурсов; 3) властно-политическая интеграция общества; 4) регулирование режима социально-политической деятельности; 5) легитимизация, под которой понимается достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Функции интеграции, легитимизации есть функциями не только политической системы, а и духовно-культурной, экономической и других систем. Выполняя свои функции, политическая система обеспечивает целостное руководящее влияние на общество как единый организм, который эффективно управляется политической властью. Характерным признаком политического управления есть то, что это управление сознательное, оно связано с определением стратегических, долгосрочных приоритетов, целей, цели деятельности людей, их групп и общества в целом. Политическое управление должно формировать и поддерживать определенный социальный порядок, обеспечивать его защиту, оправдывать его существования. Возможность управления определяется самим существованием случайностей, что дает возможность избегнуть одновариантного назначения. Поэтому одно из основных условий управления — это условие иметь определенный выбор; второе условие — чтобы управлять, надо иметь обратную связь между всеми элементами политической системы. Другая точка зрения относительно функций любой системы исходит из того, что политическая система обеспечивает стабильность общества, его прогресс через сбалансированность разных групп интересов. Исходя из этого, можно выделить следующие функции политической системы, используя классификацию современных американских политологов Г.Алмонда и Дж.Пауэлла: 1. Функция высказывания интересов. Политическая система через разные организации должна представлять в обществе интересы разных социальных групп. Иначе они могут находить другие, часто довольно разрушительные формы отображения своих требований. 2. Функция обобщения интересов. Разграничение интересов разных социальных групп, индивидов в обществе может быть очень большой. Поэтому появляется потребность их обобщить, перевести требования на язык программ и доказать их к власти. Эту функцию выполняют преимущественно партии. 3. Функция выработки правил и норм. Эту функцию выполняют законодательные органы, выдавая законы и нормативные документы. 4. Функция применения правил. Выполнение этой функции есть прерогативой исполнительных органов, которые реализуют приказы законодателей. 5. Функция контроля применения правил. Эту функцию выполняют судебные органы и органы насилия или принуждения. 6. Функция политической коммуникации. Она предполагает разные формы взаимодействия и обмена информацией между разными структурами политической системы, лидерами и гражданами.
Разработка теории политических систем предусматривает их дифференциацию по типам. В отечественной политической литературе длительное время считалось, что единым критерием, в соответствии с которым надо классифицировать политические системы, есть общественно-политическая формация, экономический базис общества. Соответственно критерию выделялись рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические политические системы. Недостаточность такой типологии состоит в абстрактности и жестком привязывании их к экономической структуре общества. Известно, что однотипный экономический базис (Германия, Франция, Англия, Италия) перед второй мировой войной создал разные типы политических систем. В Германии и Италии вели хозяйство тоталитарные фашистские политические силы, в то же время в Франции и Англии — либерально-демократические. Такого рода примеры можно было бы продолжить. Дело, наверное, не только в экономическом базисе общества, хотя, безусловно, он играет важную роль в становлении и функционировании политических систем. В зарубежной политической науке типы политических систем классифицируются по разным критериям, и это позволяет анализировать их более глубоко, видеть преимущества одних политических систем над другими как при одинаковых, так и при разных экономических структурах. Так, Ж.Блондель разделяет политические системы по смыслу и по формам управления. Он выделяет пять основных типов: 1) либеральные демократии, которые опираются на либерализм в принятии государственных решений; 2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам их достижения; 3) традиционные политические системы, которые управляются олигархией и отличаются неравномерным распределением социальных и экономических благ; 4) переходные политические системы, которые переживают период становления в странах, которые развиваются, с авторитарными средствами управления; 5) авторитарно-консервативные системы, цель которых — сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами. Существуют и упрощенные подходы к классификации политических систем. Они разделяют политическую систему на демократию и диктатуру или на демократию, авторитаризм и тоталитаризм. Большинство современных политологов выделяют три типа политических систем:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |