Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СППР базирующиеся на знаниях

Классификация СППР

 

СППР являются достаточно распространенными ИС, причем среди них есть достаточно большое количество систем существенно отличающихся своими целями, назначением, предметными областями, функциональной ориентацией и др. Следовательно, чтобы внести ясность в само понятие СППР, унифицировать подходы к их разработке, использованию, определить направления научно-исследовательских работ в этой области, необходимо изучить различные классификационные группы СППР.

По мере поддержки принятия решений:

+ Системы накопления файлов – обеспечивают интерактивный доступ пользователя к различным элементам данным (система контроля товарно-материальных запасов).

+ Системы анализа данных – обеспечивают доступ к БД и простым БМ и дают возможность манипулирования данными для анализа файлов текущих данных.

+ Расчетные системы – дают возможность определять последствия планируемых действий на основе определенных связей и формул в управляемом процессе, а также вычислительных процедур (финансовый план – бюджеты).

+ Репрезентативные (образные) системы – генерируют оценки последствий действий и решений на основе частично определенных имитационных моделей (реклама – цена – прогноз сбыта).

+ Оптимизационные системы – обеспечивают выбор направлений действий из нескольких возможных альтернатив путем поиска оптимальных решений, связанных с набором ограничений (максимум прибыли, минимум затрат).

+ Рекомендационные системы – производят конкретные рекомендации для решения слабоструктурированных задач на основе математических методов и алгоритмических процедур, реализованных методом машинного моделирования (регулирование страховых ставок путем изучения взаимосвязей между страховыми премиями и страховыми исками.

 

По используемому инструментальному подходу:

+ Специализированные (прикладные) СППР – предназначены для использования конечными пользователями, дают возможность конкретному ЛПР решать конкретные задачи, связанные с его деятельностью.

+ СППР - генератор - пакет взаимосвязанных программных средств (поиска, обработки и выдачи данных, моделирования и т.д.) который дает возможность легко и быстро создавать специализированные СППР.

Концептуальная структура СППР – генератора включает 5 компонентов:

- управление интерфейсом пользователя – позволяет формировать основные типы интерфейса (меню, язык команд, язык вопросов и ответов). Интерфейс выбирается в зависимости от уровня подготовленности пользователей СППР и характера ее использования (постоянное или периодическое).

- управление представлениями - поддержка разноаспектных образов, необходимых пользователю для решения управленческих задач (таблицы, графики, алгоритмы, командные процедуры и др.).

- управление анализом – ведение базы моделей для манипулирования данными.

- системное управление – системное администрирование для обеспечения координации действий пользователей, а также системный тренажер для обучения пользователей.

- управление данными – реализуется при помощи СУБД.

 

+ СППР – инструментарий – дает в распоряжение проектировщика СППР мощные средства, в том числе специализированные языки, операционные системы, средства обмена информацией, проекции цветных графических образов и др. поэтому эти системы могут использоваться для создания и специализированных СППР и СППР – генераторов.

 

По уровню зависимости ЛПР в процессе принятия решений:

+ Персонализованные СППР – предоставляют персональную поддержку ЛПР, которое несет полную ответственность за принятие подготовленного решения и обеспечение его реализацию.

+ СППР организационных процессов – используются когда одно ЛПР принимает только часть решений, которая передается другим лицам для дальнейшей работы.

+ Коллективные СППР – используются для поддержки принятия решений в результате переговоров и взаимодействия между ЛПР. ПО таких СППР содержит средств реализации технологий «электронных комнат для совещаний», локальных сетей, средств поддержки телеконференций. Чаще всего такие СППР используются для решения задач генерации идей и действий, выбора альтернатив или вариантов, проведение переговоров для достижения решений.

 

Интерфейс «Пользователь – Система» обеспечивает связь с каждой базой, управление ими, регулирование стиля диалога, представление пользователю необходимой информации в нужном виде.

БД СППР содержит как количественную так и качественную информацию. Средства СУБД обеспечивают объединение информации из различных источников, представление логической структуры данных в терминах пользователя, полный набор функций управления данными.

БМ обеспечивает гибкость моделирования за счет использования готовых блоков моделей и подпрограмм. Управление моделями позволяет создавать каталоги и обслуживать широкий спектр моделей, поддерживающих все уровни управления, создание новых моделей, связь моделей с соответствующими БД.

Эволюционирующая СППР включает базу текстов и правил, расширяющих ее функциональные возможности. СППР имеет возможность использования как слабо структурированные виды информации (тексты), так и правила представления знаний, эвристические процедуры.

 

По ориентации на личность ЛПР:

Обработка информации человеком тесно связана с биологической специализацией мозга: левое полушарие выполняет рациональные, динамические функции (количественный характер действий), права – интуитивные, параллельные действия (качественный характер). Компьютер выполняет только логические, рациональные действия, т.е. моделирует деятельность левого полушария.

В деятельности специалистов предприятий встречаются как аналитические функции и процедуры, так и эвристические (основанные на интуиции, фантазии, прошлом опыте и др.). в соответствии с эти выделяются следующие группы СППР:

+ СППР количественной ориентации (функции левого полушария)– работают преимущественно с БД и числовой информацией, используют числовые сравнения, статистический анализ данных, математическое моделирование.

+ СППР квалитативной ориентации (функции правого полушария)– объединяют элементы эвристического и компьютерного моделирования, преимущественно работают со словами, фразами и решениями, используют качественный анализ подобия, формируют таксомонии (исследование вопросов объема и взаимного отношения, подчиненности групп и категорий, вопросов классификации), анализируют содержание информации, характерными терминами являются знания, аналогии, сценарии, смысл, понимание.

 

 

Одним из перспективных направлений развития СППР является объединение технологий поддержки решений и технологий искусственного интеллекта. Однако в контексте рассмотрения развития СППР целесообразно рассмотреть модель СППР, которая базируется на знаниях.

Элементы искусственного интеллекта, в частности обычный язык для общения с системой, метрология экспертных систем, инженерия знаний и компьютерных языков искусственного интеллекта нашла использование в трех базовых компонентах СППР: БД, СУБД, БМ, СУБМ, и пользовательском интерфейсе.

Отличительной особенностью СППР, основанной на знаниях является выделение нового аспекта поддержки решений – возможность «понимать» проблему, т.е. способность принять запрос пользователя, собрать необходимую информацию и подготовить отчет.

Структурная схема СППР основанной на знаниях отражает следующая схема:

Языковая система обеспечивает коммуникацию между пользователей и всеми компонентами компьютерной системы. С ее помощью пользователь формирует проблему и руководит процессом ее решения, используя предлагаемые языковой системой синтаксические и семантические средства.

 

Система знаний включает информацию о предметной области. Типы этих систем отличаются по характеру представления в них данных и используемыми моделями формализации знаний (иерархические структуры, графы, семантические сети, фреймы, вычисление предикатов и др.).

Проблемный процессор СППР представляет собой механизм, связывающий языковую систему и систему знаний. Он обеспечивает полный цикл работ по разрешению проблемной ситуации. Он воспринимает описание проблемы, выполненное в соответствии с синтаксисом языковой системы и использует знания с целью создания информации. Необходимой для поддержки решения проблемы.

Проблемный процессор является динамической компонентой, которая моделирует поведение ЛПР. Поэтому он должен иметь возможность объединять информацию, поступающую от пользователя через языковую систему и систему знаний, и, используя модели, преобразовывать формулирование проблемы в детальные процедуры, исполнение которых решает задачу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ эволюции СППР позволяет выделить два поколения СППР | Устройство и принцип действия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.