Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы политической культуры




Практическо-поведенческий элемент политической культуры составляют установки, стили и соответствующие образцы поведения, которые оказывают содействие переведению взглядов, ценностей и норм в плоскость практической реализации. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и раскрывает уровень их политической культуры на практике.

Формы политического участия (поведения) могут быть разными: от активного участия к неучастию. Кроме того, следует подчеркнуть, что участие человека в политическом процессе может быть определено "сверху" (например, участие в безальтернативных выборах в условиях однопартийной системы, участие в организациях, которые находятся под полным контролем правительства) и не иметь влияния на политиков и решения, которые принимаются. Автономное участие предусматривает свободное волеизъявление гражданина. Демократическое общество с высоким уровнем политической культуры предусматривает приоритет автономного участия граждан в политике.

Конечно, такое структурное деление в значительной мере условно и применяется с целью более точного определения феномена политической культуры, детального изучения его функциональных характеристик, показателей и критериев. В реальной жизни выделенные компоненты тесно переплетаются, образовывая довольно сложные и временами противоречивые интеграционные явления.

В целом политическая культура способна оказывать разноплановое влияние на политические процессы и институты.

Во-первых, под ее влиянием могут воссоздаваться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизведении и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает предшествующие архаические структуры власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы.

Во-вторых, политическая культура способна вызвать новые, нетрадиционные для общества нормы социальной и политической жизни.

В-третьих, комбинировать элементы предшествующего и перспективного политического устройства.

Политической культуре присущи соответствующие функции, которые вытекают из ее сущности и структуры и характеризуют ее значение в политической жизни общества.

1. Определяющая функция политической культуры — политическое обеспечение реализации общественных и национальных интересов. В странах с разными общественно-политическими устройствами содержание этой функции тоже разное.

2. Функция овладения и преобразование политических отношений в интересах определенной социальной группы, прослойки, нации. Ее реализация связана с теоретическим осмыслением и применением приобретенных знаний в практической деятельности политических партий, органов государственной власти, других политических сил.

3. Нормативно-регулирующая функция состоит в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, целей, норм, мотивов поведения, которые обеспечивают постоянное, слаженное и динамическое функционирование политической системы всего общества.

4. Коммуникационная функция политической культуры разрешает установить связь между участниками политического процесса как по "горизонтали", так и по "вертикали" в соответствии с иерархией политической системы, а также транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт. Недостатки в реализации этой функции могут иметь отрицательные политические и социальные следствия. Односторонняя, временами тенденциозная оценка минувшего общества или страны ведет к потере народом, в особенности молодежью, "исторической памяти", порождая социальный нигилизм, цинизм, апатию.

5. Прогностическая функция — знание состояния политической культуры субъектов, присущих им ценностных ориентаций и оценок политической жизни — дает возможность предусматривать возможные варианты их реакций и практических действий в конкретных социально-политических ситуациях.

6. Воспитательная функция состоит в политическом формировании личности, которая отвечает интересам и целям определенных социальных групп или общества в целом. Она характеризует овладение человеком соответствующих привычек и свойств, которые позволяют ей реализовывать в системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.

В разных исторических условиях, в особенности при наличии нестабильных политических процессов, некоторые функции политической культуры могут угасать и даже прекращать свое действие. В частности, может значительно снижаться коммуникационная способность политических норм и традиций государственной жизни, вследствие чего будет неминуемое обостряться полемика между разными общественными группами и в особенности теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса.

С другой стороны, в переходных процессах часто возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, которые базируются на непривычных для населения целях и ценностях. Функциональные особенности политической культуры показывают, что относительно политической системы политическая культура имеет тотальный характер. Она пронизывает всю совокупность отношений, которые складываются между участниками политического процесса.

 

Вопрос о типах политической культуры обусловлен разнообразием политических систем, неодинаковостью уровня социально-экономического, политического и культурного развития стран, их исторических традиций, следствием чего существует разнообразие политических культур народов, наций, социальных сообществ, личностей.

Существуют разные способы классификации политических культур, которые опираются, например, на

· специфику разных политических систем (X.Экстайн),

· специфику разных стран и регионов (Г.Алмонд, С.Верба),

· типов ориентаций граждан в политическом процессе (Д.Элазар),

· открытости или закрытости политических ценностей для инокультурных контактов (Р.Каванах),

· идеологические расхождения (Е.Вятр) и др.

В науке большое распространение приобрела классификация политической культуры, которую предложили Г.Алмонд и С.Верба. Анализируя и сравнивая основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, США и Мексики, они выделили три "чистых" типа политической культуры:

1. "Патриархальную политическую культуру", для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни.

2. "Культуру подчиненности", в которой преобладает ориентация на политическую систему и результаты ее деятельности, но имеется низкий уровень индивидуальной активности граждан.

3. "Активистскую политическую культуру" или "культуру участия", которая свидетельствует о заинтересованности граждан не только в политической системе, но и в своем активном участии в политической деятельности.

Авторы, в частности, предложили таблицу, в которой нулями обозначали отсутствие или слабое выражение ориентации и, наоборот, единицами – устойчивые ориентации относительно структурных элементов системы.

Таблица № 2. Типы политических культур
Политические культуры Система вообще как объект Объекты «на входе» системы Объекты «на выходе» системы Отношение к себе как к объекту
Патриархальная Подданническая Участия 0 1 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1

Г.Алмонд и С.Верба подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собою, образовывая смешанные формы с преимуществом определенных компонентов. Причем наиболее массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечение стабильности политической системы, есть синтетическая "гражданская культура", в которой преобладают установки подчинения и соответствующие формы участия людей в политике.

При этом исследователи сделали важный вывод:

«Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены».5 Поэтому будет функциональной известная степень пассивности и неучастия граждан в политической жизни.

К важнейшим признакам такой культуры авторы относят стабильность и многоцельность, рационализм и экспериментализм, единство взглядов на цели и идеалы политики, а так же и на средства достижения этих целей, благосклонность граждан к политической системе, удовлетворенность ее функционированием, активное участие в осуществлении политических функций с помощью разных, в том числе и добровольных, организаций. По их мнению, гражданская культура распространена только в США и Англии, где больше всего обеспечивается органическое объединение свободы членов общества и стабильность политической системы.

Что касается политической культуры других стран, то они, по мнению Г.Алмонда и С.Вербы, характеризуются разными формами отклонения от "гражданской культуры". Интересно, например, что, раскрывая специфические черты отдельных политических культур, — немецкой (высокое доверие к правительству, но формализм и пассивность в политической жизни), итальянской (политическое отчуждение, социальная изоляция и недоверие) и мексиканской (нестабильность и противоречивость), Г.Алмонд и С.Верба подчеркивают, что Германия, Италия и Мексика отходят от "гражданской культуры" тремя разными путями, но в каждой стране отклонения предопределяют политическую культуру, которая не отвечает эффективной и стабильной политической системе.

В литературе типы политической культуры определяются и на более общих основаниях, которые способны обнаружить более универсальные черты стиля политического поведения граждан в разных странах.

Так, например, опираясь на механизмы социального регулирования, можно выделить рыночную политическую культуру, где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается как акт свободного обмена деятельностью граждан, и этатистскую политическую культуру, которая демонстрирует господствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и в определении условий политической деятельности индивида.

Если принять за основу степень согласования политических интересов и ценностей в определенной стране, можно выделить 1) интегрированную политическую культуру, которая характеризуется тенденцией к ценности во взглядах граждан относительно функционирования и возможностей развития политической системы страны, низким уровнем конфликтности и политического насилия, лояльностью к существующему политическому режиму, и 2) фрагментарную (разнородную) политическую культуру, которая отличается отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождением в вопросах понимания власти, социальным разъединением, отсутствием доверия между отдельными социальными группами, лояльности к государственным институтам и структурам.

В литературе типологизация политической культуры проводится и на основании других критериев.

Отдельные авторы в зависимости от отношения политической культуры к социальному прогрессу, к общественным преобразованиям выделяют такие ее типы, как 1) закрытую и открытую, 2) прогрессивную и реакционную, 3) либеральную и консервативную.

Другие исследователи, опираясь на национально-территориальные характеристики, указывают на 1) европейский, 2) западный, 3) восточный и 4) азиатский типы политической культуры.

В некоторых научных работах, опираясь на идеологические основания, авторы различают 1) социалистические, 2) социал-демократические, 3) либеральную и 4) консервативную политические культуры.

А по характеру взаимосвязей и контактов между людьми выделяют 1) конфронтационный и 2) консенсусный типы политической культуры.

Разумеется, в стране не может функционировать один тип культуры. Например, демократическому обществу обычно отвечает демократическая политическая культура. Вместе с тем в нем сохраняются элементы тоталитарных, авторитарной и патриархальной политических культур.

В этой связи можно предположить, что политическая реформа в Украине должна проводиться с учетом консерватизма, так как именно он всегда отстаивает историческую традицию, то есть именно консерваторы сохраняют культурные национально-религиозные традиции и обычаи. Для консерваторов главное — морально-этический авторитет власти. В зависимости от того, в каком направлении направляются социальные изменения в обществе, консерватизм может наполняться разным социальным содержанием. В своем первоначальном значении консерватизм означает охрану культурных традиций, всех достижений данной нации с целью передачи их следующим поколением. В современных условиях как возрождения национальных традиций минувшего, так и восприятия нового должны создать умный баланс между историческим прошлым и будущим. Политическая культура консерваторов при создании проектов социальной перестройки общества старается сохранить присущие ей ценности: любовь к родной земле, патриотизм и защита своей государственности. Именно в традициях воплощаются стереотипы поведения людей, определяется основа общей их жизнедеятельности. Эволюционируя, традиции дают возможность каждому отдельному лицу изменяться соответственно новым социально-историческим условиям, сохраняя тем самым единство сообщества и его политической культуры.

Политическая культура — явление многомерное, поэтому она не исчерпывается указанными универсальными типами.

Существуют такие образования политической культуры, которые характерные лишь для отдельных социальных, этнических, региональных и других субъектов политики. Это объясняет важную специфику данных субъектов в взглядах на власть, их отношении к образцам и стилям политической деятельности и организации власти вообще.

Такие образования, которые характеризуют процесс индивидуализации политической жизни, называются субкультурами. Они могут отличаться один от другого принципиальными, а также и менее значащими чертами.

В политологии определяется несколько таких субкультур:

1) региональная, которая обусловлена отличиями экономического, ресурсного, человеческого характера, которые существуют между отдельными регионами в стране;

2) социально-экономическая, которая обусловлена существованием в обществе разных групп, социальных прослоек, которые имеют разные экономические возможности, а соответственно, и неодинаковость стиля жизни и интересов, что имеет важное политическое значение;

3) этнолингвистическая, которая связана с языковыми и этническими особенностями;

4) религиозная, которая возникает тогда, когда религия является основным элементом общей культуры соответствующей группы людей;

5) возрастная, которая отображает разные системы политических ценностей у представителей разных поколений.

Наличие в обществе множественности политических субкультур нередко приводит к дестабилизации общественно-политической жизни. Иногда отдельные субкультуры настолько отличаются от общей политической культуры, которые могут рассматриваться как самостоятельные контркультуры. Отметим, что нереально ожидать преодоления множественности политических субкультур. Однако можно и нужно стремиться к взаимосвязям между разными субкультурами, к согласию всех социальных групп по коренным вопросам жизни общества.

Если посмотреть на современное состояние политической культуры в его функциональных особенностях, состоянии политической деятельности и политического сознания индивида, группы или общества в целом, то можно определить политическую культуру современной Украины как преимущественно фрагментарную с соответствующими демократическими, авторитарными и тоталитарными компонентами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.