Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые ресурсы и источники их формирования




Лекция 4.

Виды финансовых отношений.

Сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта. Когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Определим основные субъектно-объектные связи в рамках выполнения финансами своих основных функций и ролей.

1. Отношения между государством, населением и предприятиями различных форм собственности по поводу формирования доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов.

2. Отношения между государством и населением по поводу распределения национального дохода и создания материальной базы для обеспечения конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальную защиту.

3. Отношения в рамках бюджетной системы между ее отдельными звеньями по поводу формирования и распределения централизованных фондов денежных средств.

4. Отношения между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами по поводу образования децентрализованных фондов денежных средств и доходов населения.

Экономические субъекты, участвующие в хозяйственной жизни вступают друг с другом в финансовые отношения, к которым относятся их денежные отношения:

1. С органами государственного управления по платежам различного рода (государственная пошлина, визовый сбор и т.д.).

2. С органами налоговой службы (при внесении налогов, сборов и других платежей)

3. С органами муниципального управления (при приватизации жилья и т.д.)

4. С банковской системой (при получении и погашении кредитов, залоги имущества и т.д.)

5. Со страховыми компаниями (по всем видам страхования)

6. С негосударственными пенсионными фондами (по вкладам и получению пенсии, выплат)

7. С финансовыми и финансо-кредитными хозяйствующими субъектами (купля-продажа ценных бумаг и т.д.)

8. С хозяйствующими субъектами (при выплате з/п, долевое участие в совместной деятельности)

9. С другими гражданами (при выплате арендной платы за квартиры и др. имущество и купля-продажа недвижимости).

Финансовые отношения граждан возникают при движении денежных средств, в процессе их образования и расходования. Денежные средства гражданина образуются из различных источников.

 

Распределение и перераспределение стоимости общественного продукта с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающие специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования государства и граждан за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений и используются на расширенное воспроизводство материально стимулирования работающих, удовлетворения социальных и других потребностей.

Финансовые ресурсы – денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования государства или граждан и предназначенные для выполнения ими финансовых операций, осуществления экономической, социальной и иных функций.

Формирование финансовых ресурсов государства можно выделить налоговые и неналоговые поступления в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Для предприятия различной формы собственности финансы формируются по трем направлениям:

1. Собственные и приравненные к ним средства. Формируются по 2 направлениям: денежные доходы и денежные поступления. В составе денежных доходов определяющая роль принадлежит прибыли от основной деятельности предприятия. Самостоятельные значения приобретает прибыль от других видов деятельности, а именно прибыль от выполнения научно-исследовательских работ, прибыль от строительства, выполняемого хозяйственным способом, прибыль от финансовых операций (спекуляция с ценными бумагами и др. финансовыми документами). В группе денежных поступлений основную роль выполняют амортизационные отчисления по основным средствам и не материальным активам, выручка от реализации выбывшего имущества (основные средства и нематериальные активы), целевые поступления, различные взносы членов трудового коллектива.

2. Мобилизация ресурсов на финансовых рынках. Кроме аккумулирования собственных источников предприятия производит мобилизацию дополнительных ресурсов на финансовом рынке (эмиссии акции, облигаций и т.д.). Так же могут получать доходы от собственности в виде дивидендов от дочерних зависимых предприятий, формируют новые финансовые ресурсы, получают бюджетное финансирование и финансирование из др. источников.

3. Поступление финансовых средств через бюджетную и кредитную систему.

 

 

Содержание государственных финансов.

Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении гос-ва, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Основные функции гос-ва, обеспечивающие успешное социально-экономическое политическое положение страны:

1. Разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих основы рыночного хозяйства.

2. Поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика.

3. Финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения.

4. Регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов.

5. Осуществление мер по охране окружающей среды.

В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых – государственные: федеральный и субфедеральный. Финансовой основой их деятельности является федеральный и 89 субфедеральных бюджетов и один уровень муниципального управления, федеральной основой которого является местные бюджеты.

Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями гос-ва и иерархией органов государственного управления.
По функциональному признаку в составе государственных финансов выделяют звенья:

1. Бюджеты различных уровней государственного управления

2. Внебюджетные фонды

3. Государственный кредит

Каждый из которых выполняет свои специфические функции.

Системы государственного правления страны составляют органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образуют сектор государственного управления. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета.

Финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления являются бюджеты разных уровней.

В условиях экономической самостоятельности республиканских и административно-территориальных структур их бюджеты имеют полную автономию, независимое положение, закрепленное соответствующими законодательными актами.

Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, республиканскими и местными органами государственной власти и управления.

Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. В тоже время существенную роль выполняют различные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. В этих фондах аккумулируются ресурсы для решения проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источником средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисление средств из бюджета, займы и капитализация доходов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.