КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовые ресурсы и источники их формирования
Лекция 4. Виды финансовых отношений. Сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта. Когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Определим основные субъектно-объектные связи в рамках выполнения финансами своих основных функций и ролей. 1. Отношения между государством, населением и предприятиями различных форм собственности по поводу формирования доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов. 2. Отношения между государством и населением по поводу распределения национального дохода и создания материальной базы для обеспечения конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальную защиту. 3. Отношения в рамках бюджетной системы между ее отдельными звеньями по поводу формирования и распределения централизованных фондов денежных средств. 4. Отношения между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами по поводу образования децентрализованных фондов денежных средств и доходов населения. Экономические субъекты, участвующие в хозяйственной жизни вступают друг с другом в финансовые отношения, к которым относятся их денежные отношения: 1. С органами государственного управления по платежам различного рода (государственная пошлина, визовый сбор и т.д.). 2. С органами налоговой службы (при внесении налогов, сборов и других платежей) 3. С органами муниципального управления (при приватизации жилья и т.д.) 4. С банковской системой (при получении и погашении кредитов, залоги имущества и т.д.) 5. Со страховыми компаниями (по всем видам страхования) 6. С негосударственными пенсионными фондами (по вкладам и получению пенсии, выплат) 7. С финансовыми и финансо-кредитными хозяйствующими субъектами (купля-продажа ценных бумаг и т.д.) 8. С хозяйствующими субъектами (при выплате з/п, долевое участие в совместной деятельности) 9. С другими гражданами (при выплате арендной платы за квартиры и др. имущество и купля-продажа недвижимости). Финансовые отношения граждан возникают при движении денежных средств, в процессе их образования и расходования. Денежные средства гражданина образуются из различных источников.
Распределение и перераспределение стоимости общественного продукта с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающие специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования государства и граждан за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений и используются на расширенное воспроизводство материально стимулирования работающих, удовлетворения социальных и других потребностей. Финансовые ресурсы – денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования государства или граждан и предназначенные для выполнения ими финансовых операций, осуществления экономической, социальной и иных функций. Формирование финансовых ресурсов государства можно выделить налоговые и неналоговые поступления в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Для предприятия различной формы собственности финансы формируются по трем направлениям: 1. Собственные и приравненные к ним средства. Формируются по 2 направлениям: денежные доходы и денежные поступления. В составе денежных доходов определяющая роль принадлежит прибыли от основной деятельности предприятия. Самостоятельные значения приобретает прибыль от других видов деятельности, а именно прибыль от выполнения научно-исследовательских работ, прибыль от строительства, выполняемого хозяйственным способом, прибыль от финансовых операций (спекуляция с ценными бумагами и др. финансовыми документами). В группе денежных поступлений основную роль выполняют амортизационные отчисления по основным средствам и не материальным активам, выручка от реализации выбывшего имущества (основные средства и нематериальные активы), целевые поступления, различные взносы членов трудового коллектива. 2. Мобилизация ресурсов на финансовых рынках. Кроме аккумулирования собственных источников предприятия производит мобилизацию дополнительных ресурсов на финансовом рынке (эмиссии акции, облигаций и т.д.). Так же могут получать доходы от собственности в виде дивидендов от дочерних зависимых предприятий, формируют новые финансовые ресурсы, получают бюджетное финансирование и финансирование из др. источников. 3. Поступление финансовых средств через бюджетную и кредитную систему.
Содержание государственных финансов. Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении гос-ва, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. Основные функции гос-ва, обеспечивающие успешное социально-экономическое политическое положение страны: 1. Разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих основы рыночного хозяйства. 2. Поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика. 3. Финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения. 4. Регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов. 5. Осуществление мер по охране окружающей среды. В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых – государственные: федеральный и субфедеральный. Финансовой основой их деятельности является федеральный и 89 субфедеральных бюджетов и один уровень муниципального управления, федеральной основой которого является местные бюджеты. Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями гос-ва и иерархией органов государственного управления. 1. Бюджеты различных уровней государственного управления 2. Внебюджетные фонды 3. Государственный кредит Каждый из которых выполняет свои специфические функции. Системы государственного правления страны составляют органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образуют сектор государственного управления. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета. Финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления являются бюджеты разных уровней. В условиях экономической самостоятельности республиканских и административно-территориальных структур их бюджеты имеют полную автономию, независимое положение, закрепленное соответствующими законодательными актами. Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, республиканскими и местными органами государственной власти и управления. Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. В тоже время существенную роль выполняют различные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. В этих фондах аккумулируются ресурсы для решения проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источником средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисление средств из бюджета, займы и капитализация доходов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |