КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние на мультипликатор подоходного налога
Кроме аккордных налогов в экономике существуют подоходные (т.е. зависящие от уровня дохода) налоги. С их учетом потребительская функция будет иметь вид: C = C + mpc(Y – T – tY), где t - предельная налоговая ставка, которая показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) налоговые поступления при росте совокупного дохода на единицу, т.е. 0 < t < 1 А поскольку Y= C + I + G, то, подставив в это равенство уравнение функции потребления, получим: . Следовательно, мультипликатор автономных расходов с учетом ставки подоходного налога t равен: . Величина мультипликатора при наличии ставки подоходного налога меньше, чем при его отсутствии (очевидно, что ((1 – mрc (1 – t) > (1 – mрc), а, как известно, чем больше знаменатель дроби, тем дробь меньше, т.е. 1 / (1 – mрc (1 – t) < 1 / (1 – mрc). Покажем это на числовом примере. Предположим, что mрc = 0.8, t = 0.1 (т.е. 10%). При отсутствии подоходного налога мультипликатор расходов равен 5 (1 / (1 – 0.8) = 5), а при появлении подоходного налога мультипликатор равен 3.57 (1 / (1 – 0.8 (1 – 0.1)) = 3.57). Изменение предельной налоговой ставки меняет наклон кривой совокупных планируемых расходов, который теперь будет равен [mрс (1 – t)]. Если t увеличивается, кривая Ep становится более пологой. На рис. 6.8а представлена кривая совокупных планируемых расходов при отсутствии ставки подоходного налога, а на рис. 6.8б – при ее наличии. При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен: , а мультипликатор трансфертов: . Следует заметить, что когда появляется подоходный налог, мультипликатор сбалансированного бюджета (когда D G = D Т) не равен 1. Докажем это: . Поскольку бюджет сбалансированный, то заменив D Т на D G и перегруппировав, получим: . Очевидно, что величина > 1, поскольку mрс < 1 и t < 1. 6.8. Разрывы в «Кейнсианском кресте» «Кейнсианский крест» для закрытой экономики (для трехсекторной модели экономики) изображен на рис. 6.9. Точка А соответствует равновесию товарного рынка, т. е. ситуации, при которой плани-руемые расходы равны фактическим, расходы равны доходу, а инъекции равны изъятиям. Уровень Y1 представляет собой равновесную величину совокупного дохода (выпуска). Однако эта равновесная величина Y может не соответствовать и, по мнению кейнсианцев, обычно находится ниже уровня ВВП полной занятости, т.е. потенциального ВВП (Y*). А поскольку, по мнению Кейнса и его последователей, изменить величину расходов частного сектора достаточно сложно (особенно увеличить их, если домохозяйства имеют низкие доходы и не в состоянии увеличивать потребительские расходы, а фирмы настроены пессимистично относительно будущего и не желают инвестировать, как это было в период Великой депрессии), то должны меняться расходы государственного сектора, что и обеспечит регулирование экономики и если не полную ликвидацию, то хотя бы сокращение разрывов выпуска. Таким образом, из теоретических положений кейнсианской модели следовали следующие выводы: 1) государство должно стать активным участником в экономике; 2) государство должно регулировать экономику с помощью воздействия на совокупные расходы (изменение которых обладает мультипликативным эффектом), т.е. на совокупный спрос, что обеспечит необходимый объем выпуска; 3) регулирование экономики должно проводиться с помощью фискальной (бюджетно-налоговой) политики; 4) главным инструментом фискальной политики должно стать изменение величины государственных закупок, поскольку эта мера оказывает прямое, а поэтому наибольшее воздействие на совокупный спрос. (Фискальная политика, ее цели, инструменты, механизм воздействия на экономику, достоинства и недостатки будут позже рассмотрены подробно).
6.9. Парадокс сбережений. Из простой кейнсианской модели следовало, что для роста экономики необходимо увеличивать совокупные расходы, которые являются инъекциями, и обусловливают рост совокупного дохода, к тому же с эффектом мультипликатора. А все изъятия из потока расходов мультипликативно сокращают совокупный доход, приводя экономику к рецессии и даже депрессии. Отсюда следовал парадоксальный вывод: чем больше экономика сберегает (накапливает), тем беднее она становится. (Парадокс состоит в том, что если человек увеличивает свои сбережения, то он становится богаче, а экономика при увеличении сбережений становится беднее). Графическая интерпретация парадокса сбережений представлена на рис.6.12 в двух разных вариантах: 1) на графике инвестиций и сбережений (рис.6.12а) и 2) на графике инъекций и изъятий (рис.6.12б) Поскольку в кейнсианской модели сбережения положительно зависят от уровня дохода, а инвестиции – величина автономная, то кривая сбережений имеет положительный наклон, а кривая инвестиций – горизонтальна (рис.6.12а). Рост сбережений ведет к сдвигу кривой сбережений влево-вверх от S1 до S2. Если величина инвестиций не меняется, то рост сбережений ведет к сокращению совокупного дохода (выпуска) от Y1 до Y2. Таким образом, в результате роста сбережений происходит ухудшение экономической ситуации. На рис.6.12б представлены кривая автономных расходов (инъекций), которые не зависят от уровня дохода и поэтому представлены горизонтальной линией и кривая изъятий, величина которых составляет определенную долю совокупного дохода, равную MLR×Y. Наклон кривой изъятий определяется величиной MLR. График позволяет изучить воздействие на экономику любого вида изъятий (например, налогов, импорта), а не только сбережений. Когда изъятия увеличиваются, величина MLR растет, и наклон кривой изъятий становится более крутым. В результате при неизменной величине автономных расходов совокупный выпуск сокращается от Y1 до Y2. Однако мрачная картина парадокса сбережений имеется только в кейнсианской модели. В классической модели сбережения всегда равны инвестициям. Поэтому, в соответствии с классическими представлениями, если сбережения увеличиваются, то на такую же величину возрастают инвестиции. Графически рост инвестиций выглядит как сдвиг вверх кривой инвестиции от I1 до I2. В результате никакого сокращения дохода (выпуска) не происходит. (рис.6.12а). Аналогично, если увеличивается предельная норма изъятий в результате роста какого-либо из видов изъятий, то это компенсируется соответствующим ростом инъекций, и величина совокупного выпуска не меняется (рис.6.12б). Простая кейнсианская модель позволяет показать выход из рецессии. Такой мерой должно стать активное вмешательство государства в экономику. Не случайно меры, предлагаемые кейнсианцами, получили название политики государственного активизма. Кейнс и его последователи предлагали использовать для стабилизации экономики фискальную политику, и в первую очередь, такой ее инструмент как изменение величины государственных расходов, поскольку это позволяет непосредственно, а, следовательно, в максимальной степени воздействовать на совокупный спрос и с мультипликативным эффектом на совокупный выпуск и доход.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |