Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовые праздники 30х годов. Уличные шествия, театрализованные политические митинги, демонстрации. Первые советские карнавалы. Празднества на площадях и стадионах

Широкой популярностью пользовались праздники профессий — массовые гулянья работников заводов и фабрик; в них принимали «участие не только рабочие и служащие предприятий, но и члены их семей. В самом начале 30-х годов большой популярностью пользова­лись театрализованные митинги. Только в Центральном парке культуры и отдыха им. А. М. Горького летом 1931 года было про­ведено 32 таких митинга. Развивая и обогащая тради­ции политических митингов первых лет революции, театрализо­ванный митинг явился новой формой массовой политической агитации. Здесь выступали сводные хоры и оркестры, группы мастеров художественного слова. К такому митингу готовилось специальное оформление, разные виды искусств дополняли боевые агитационные речи ораторов. Не раз важнейшие политические со­бытия тех лет получали немедленное отражение в театрализован­ных митингах в зеленых театрах парков и на стадионах. Большое распространение получили в 30-е годы массовые му­зыкальные, в том числе певческие праздники. Так, в конце 20-х и в 30-е годы в Ленинграде ежегодно проводятся музыкальные олимпиады. Систематически проводятся в 30-е годы республиканские смот­ры художественной самодеятельности. Состоявшаяся летом 1932 го­да в Центральном парке культуры и отдыха в Москве первая Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства положила на­чало прекрасным праздникам смотра народных талантов. Смотр закончился грандиозным музыкальным праздником, в котором при­няло участие свыше пяти тысяч человек из самодеятельных хоро­вых и музыкальных коллективов. Во многих парках ежегодно проводился день музыки .

К лету 1935 года относится рождение советского карнавала как самостоятельной формы массового театрализованного празд­нества. Элементы карнавала (маски, костюмы), особенно сатириче­ского характера, широко применялись в массовых представлени­ях и празднествах с первых лет Советской власти; существовал даже термин «политкарнавал». Но тогда это были скорее живые картины, а не карнавал в собственном смысле этого слова. Спе­цифика любого карнавала заключается в непосредственном, весе­лом и активном участии масс в разнообразных играх, шутках, забавах. Карнавалы быстро завоевали признание у молодежи. С 1935 го­да они проводятся во многих городах и районах нашей страны, демонстрируя остроумную выдумку и изобретательность их орга­низаторов и участников.

Начиная с 1931 года на протяжении ряда лет ежегодно в День Красной Армии (23 февраля) в московском Центральном парке культуры и отдыха проводится большой зимний парад-праздник, в котором участвуют и воины Красной Армии, и гражданское на­селение.

Значительное оживление в зимние народные гулянья внесло восстановление с начала 30-х годов праздника новогодней елки, который не отмечался в 20-е годы.

Небывалыми по воодушевлению, чувству народной гордости были праздники, славившие подвиги соколов-летчиков, первых ге­роев Советского Союза, челюскинцев.

В 30-е годы, в связи со строительством по всей стране парков культуры и отдыха и стадионов, определенный интерес представ­ляли массовые постановки на их территориях. В честь XVI съезда партии летом 1930 года в ЦПКиО им. Горького была осуществле­на постановка «Развернутым фронтом». Автором сценария был при­глашен В. В. Маяковский, проявивший большой интерес к этой работе: его увлекли масштабы и размах грандиозного народного празднества. К сожалению, великий поэт не успел написать сце­нарий. Работа эта была выполнена его другом поэтом Н. Асеевым. На основе асеевского сценария режиссер С. Радлов и худож­ник Я. Ромас создали замечательный народный праздник, творче­ски развивающий традиции массового театра, рожденного в Крас­ном Петрограде, убедительно продемонстрировавший единение партии и народа, самоотверженный труд советских людей. Действие шло по всему парку, по набережным Москвы-реки (массовки с уча­стием воинских частей) и на самой реке (бой джонок с эскадрой «вражеских» миноносцев); умело была использована пиротехника. Яркий и эмоциональный, построенный на четкой логике поли­тических и общественных тем, массовый театрализованный празд­ник «Развернутым фронтом» явился заметной вехой в становлении жанра.

В конце 30-х годов, когда в Москве было окончено строитель­ство стадиона «Динамо» (в то время крупнейшего в стране), на его поле было поставлено массовое представление «Руки прочь от Испа­нии!» (режиссер С. Радлов). В представлении выступления акте­ров и коллективов перемежались с политическими лозунгами и воззваниями. Театрализованное действие перерастало в митинг, в который включались многотысячные зрители, наполнившие три­буны огромного стадиона. Это представление-митинг можно считать началом нового на­правления в жанре. Популярная в послереволюционные годы форма театрализованного митинга строилась на включении в ход полити­ческого митинга концертных номеров: выступления хоров, оркест­ров, артистов-чтецов. Массовое представление «Руки прочь от Испа­нии!» было решено в основном средствами искусства.

В 1934 году страна чествовала героев челюскинской эпопеи. В июне в Центральном парке культуры и отдыха в Ленинграде готовились к встрече челюскинцев и героев-летчиков. Героям Арк­тики посвящался своеобразный парад самодеятельного искусства, которым завершалась олимпиада художественной самодеятельности ленинградских профсоюзов. В руководстве подготовкой праздника деятельное участие принимал С. М. Киров. Территория парка была празднично украшена. В центре его сооружен макет лагеря челюскинцев, у входа в парк — громадная карта Арктики с обозначением маршрутов похода «Челюскина» и полета отважных летчиков. На Масляном лугу была выстроена специальная трибуна по­чета, которую заняли герои-полярники. Мимо трибуны прошли в веселом карнавальном шествии тридцать тысяч исполнителей, оде­тых в костюмы представителей различных трудовых профессий. Во главе шествия «плыл» макет прославленного ледокола «Кра­син» в окружении «шлюпок» и «байдарок». После шествия на боль­шой эстраде у Елагина дворца состоялся концерт коллективов художественной самодеятельности. Праздником песни, в котором участвовал пятитысячный сводный хор и двухтысячный оркестр, завершился этот день.

8 июля 1935 года в Московском ЦПКиО им. Горького прове­ден первый карнавал, в котором участвовали десятки тысяч москвичей. Праздник проходил одновременно на всей территории парка — на его эстрадах, площадках, аллеях, прудах, набережной Москвы-реки, наконец, в Зеленом театре, зрительный «зал» которого вме­щает 20 тысяч зрителей. С тех пор красочные веселые карнавалы стали устраиваться во многих городах страны.

В 30-е годы на стадионах, городских площадях, в больших городских парках стали проводиться физкультурные праздники. Создаваемые по специальным сценариям, организованные в четко выстроенные зрелища, праздники эти были в известной мере театрализованы. Для них ставились массовые номера, шествия, делалось художественное оформление, шились костюмы. Следо­вательно, физкультурные праздники правомочно причислить к одной из форм массовых народных действ. И не случайно, что к работе над ними привлекались крупные творческие силы. Достаточно ска­зать, что в списке режиссерских работ Вс. Мейерхольда значится «Выступление Ленинградского института им. Лесгафта на Всесоюз­ном параде физкультурников. План выступления разработан Мей­ерхольдом совместно с Л. П. Орловым и Н. П. Серым. Компози­тор — С. С. Прокофьев. Театрализованные физкультурные парады, равно как и массо­вые выступления спортсменов, в народных празднествах начиная с 30-х годов стали традиционными. И по сей день спортивные вы­ступления, отличающиеся жизнерадостностью и оптимизмом, яв­ляются украшением любого массового празднества, способствуют созданию художественного образа силы, здоровья, молодости и кра­соты.

Война 1941 года прервала развитие жанра массовых зрелищ, всегда связанного с участием больших масс людей, огромной орга­низационной работой, материальными затратами. Возрождение его началось в послевоенные годы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самодеятельный массовый характер праздников 20х годов. Театрализованный суд, живая газета «Синяя блуза», инсценировки клубного типа | Праздники царской России. Празднование 1000 России в Новгороде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.