Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы логопедии




Вопрос 8.

Логопедия как наука. Предмет, задачи, методы. Связь с другими науками.

Вопрос 7.

Логопедия как специальная педагогическая наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.

Предмет логопедии: нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речи.

Объект изучения - состояние речевых и неречевых процессов и функций у лиц с нарушениями речи.

Нарушения речи могут возникать в любом возрасте. Дошкольная и школьная логопедия, логопедия взрослых. Превентивная логопедагогика.

Цель: разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Задачи:

Фундаментальные задачи:

исследование закономерностей специального обучения и воспитания лиц с нарушением речевого развития, разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств и методов педагогической дифференцирован­ной диагностики речевых расстройств, определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи.

Прикладные задачи решаются при разработке специальных программ для детей с различной структурой и выраженностью речевого нарушения, создании дидактических пособий, методических систем занятий и упражнений, составлении рекомендаций для лиц с нарушением речи.

Внутрисмстемные и межсистемные связи логопедии с другими науками.

Методы логопедии организационные, эмпирические, интерпритационные, количественного и качественного анализа.

Теоретическое и практическое значение логопедии.

Логопедия как специальная наука, ассимилирует в себе лингвистические, клинические, нейрофизиологические, психологические, психолингвистические, педагогические знания, включает в себя методику развития речи.

Лингвистическую основу логопедии составляет фонологическая теория языка, понятия фонетики, лексики, грамматики. Клиническая основа – этиология и патогенез клинических форм речевых нарушений. Нейрофизиологическая основа – учение о мозговых механизмах речевой деятельности. Психолингвистическая основа – теория процессов порождения и восприятия речевого высказывания. Психологическая основа – учение о сложной структуре речевой деятельности.

Основополагающими для понятийной системы логопедии являются такие положения: овладение языковыми формами, речью и навыками обучения происходит в деятельности, в процессе которой возникает и развивается потребность в общении; социальная среда и общение, биологические предпосылки являются факторами, определяющими интенсивность речевого развития; необходимо обучение детей специальным приемам организации речевого общения для реализации коммуникативного подхода к развитию речи; развитие и коррекция речи являются важнейшими средствами умственного воспитания; на уровне элементарного осознавания явлений языка и речи происходит развитие речемыслительных способностей, создаются условия для логического познания.

Направления и содержание логопедии определяется принципами анализа речевых нарушений, разработанными Р.Е. Левиной в рамках концепции Л.С. Выготского о сложной иерархической структуре психической деятельности человека.

Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психи­ческого развития ребенка, деятельностный подход, онтогене­тический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптома­тики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип об­ходного пути, общедидактические и другие принципы. Эти принципы считаются базовыми для логопедии. Учет и реализация на практике этих принципов в 60—80 гг. 20 века (исследования осуществлялись в НИИД АПН СССР) привели к пересмотру классификационных представлений о речевой патологии и к построению теоретических основ коррекционного обучения.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Виды речевых нарушений.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Группы нарушений речи.

Методы логопедического воздействия.

Рассмотрим некоторые из них.

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции на­рушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, дан­ных медицинского, психологического, логопедического обсле­дования, соотнесение уровней развития познавательной деятель­ности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.

Речевые нарушения во многих случаях включаются в син­дром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.) Устранение речевых на­рушений в этих случаях должно носить комплексный, меди­ко-психолого-педагогический характер.

Таким образом, при изучении и устранении речевых рас­стройств важное значение имеет принцип комплексности,

В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важ­но учитывать общие и специфические закономерности разви­тия аномальных детей.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также органи­зация логопедической работы с ними осуществляются с уче­том ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Разработка методики коррекционно-логопедического воз­действия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррек­ции речевых нарушений большое значение имеет установле­ние в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, сим­птоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

В процессе компенсации нарушенных речевых и нерече­вых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. Е. формиро­вания новой функциональной системы в обход пострадавше­го звена.

Важное место при изучении и коррекции речевых наруше­ний занимают дидактические принципы: наглядность, дос­тупность, сознательность, индивидуальный подход и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.