Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Основы организационного поведения




ВВЕДЕНИЕ

 

Целью лекционного курса является краткое изложение фундаментальных основ науки о поведении людей и групп в организациях, формировании поведенческих моделей и инструментах управления этими предметными областями[1]. Лекционный материал раскрывает основные положения образовательной программы подготовки менеджера по дисциплине «Организационное поведение» (ОПД.Ф.09). Он структурирован в соответствии с программой учебной дисциплины и «синхронизирован» с проблемно-тематическим курсом.

Курс лекций содержит минимум информации, которой достаточно для уяснения исходных теоретических положений и актуальных проблем учебной дисциплины. Данное обстоятельство усиливает роль самостоятельного изучения специальной учебной, научной и справочно-энциклопедической литературы. В список рекомендованных источников включены наиболее интересные и доступные студенческой аудитории труды отечественных и зарубежных авторов. Они позволят расширить объем теоретических знаний до уровня, необходимого для успешного прохождения аттестации по дисциплине, и окажутся полезными для приобретения и развития умений и навыков управления современными организациями.

Особенностью лекционного курса является его двойственность: доступность для начинающих и глубина погружения в проблематику организационного поведения (ОП), необходимая более опытным менеджерам. Надеюсь, что даже весьма «продвинутые» специалисты-управленцы найдут в нем немало полезного и продуктивного, а «живое» изложение тем учебной дисциплины послужит катализатором для очных и заочных дискуссий с автором и коллегами по управленческому цеху. В том, что это будет действительно так, меня убедили многочисленные занятия, проведенные в течение последних десяти лет с весьма «пестрой» студенческой аудиторией – мужчинами и женщинами, вчерашними школьниками и их родителями, «акулами» бизнеса и «мелкой рыбешкой», занятыми и временно неработающими, гражданами России и «сопредельных» государств, жителями Белорецка (Республика Башкортостан), Владивостока, Екатеринбурга, Калининграда, Киселевска (Кемеровская обл.), Минска, Москвы, Мурманска, Омска, Челябинска …

Всех своих бывших и нынешних учеников я благодарю за осознанное или нет, однако, существенное обогащение теории и практики управления, которое нашло отражение не только в данном учебном пособии, но и в других работах автора …


 

 

1.1. Сущность и специфика организационного поведения субъекта

 

«Самым важным активом организации являются люди!» Подавляющее большинство современных менеджеров воспринимают это утверждение профессора Стэндфордского университета Джеффри Пфеффера позитивно и в различных уголках мира используют его как руководство к действию. Не будем, однако, забывать, что в некоторых странах и в некоторых организациях отношения между работодателями и работниками все еще строятся по иным правилам: «Начальник всегда прав», «Незаменимых работников не бывает», «Инициатива подчиненного наказуема» и др.

Начиная с 90-х годов XX столетия в России и других государствах, образованных в результате крушения некогда могущественного исполина с гордым названием «СССР», политики и представители крупного бизнеса стали прагматично воспринимать международные стандарты управления. Достаточно перечислить обязательные дисциплины образовательной программы по специальности 061100 «Менеджмент организации», чтобы понять, сколь ответственной и сложной является реформа в области подготовки управленческих кадров. Ведь 70-80% учебных дисциплин, которые сегодня значатся в приложениях к диплому менеджера, в советской высшей школе отсутствовали. Полтора-два десятилетия – мгновение в историческом масштабе, а потому неудивительно, что многие вещи, очевидные для человека индустриального и постиндустриального (информационного) обществ, в новейшей России до сих пор подвергаются сомнению или категорически отвергаются.

Можно долго твердить об исключительной роли какой-либо нации, ее особом историческом предназначении, но вряд ли кто-то будет оспаривать явное: отечественные автомобили, телевизоры или холодильники гораздо хуже «иномарок», хотя при этом немало российских ученых, музыкантов или спортсменов являются звездами мирового уровня. Почему одни профессии и сферы деятельности весьма прибыльны, а люди, занятые в них, имеют достаточно средств, тогда как другие едва сводят концы с концами? Почему одни страны богаты, а другие бедны? Наконец, почему 90% мировых богатств оказались в руках лишь 10% населения планеты?

По мнению мультимиллионера Роберта Киосаки, человечество просто не стремится к богатству и процветанию: «Большинство людей планирует быть бедными» [2]. Понять, действительно ли это так, помогает наука об организационном поведении, т.е. поведении обычных людей, «вроде нас с вами, которые работают и строят карьеру сегодня, в новых и весьма жестких условиях», стремятся «разными способами найти смысл в своей жизни и работе». Эта наука о том, «как сложная окружающая среда заставляет отдельных людей и целые организации меняться, учиться и постоянно развиваться в поисках лучшего будущего» [3].

 

1.2. Система основных понятий (тезаурус) учебной дисциплины

 

Для обстоятельного научного описания и анализа внутригрупповых явлений и процессов требуется значительное количество понятий. При этом 12-15 терминов имеют особое значение и составляют ядро тезауруса.

Личность – индивид, включенный в систему общественных отношений, носитель биологических (природных) и культурно обусловленных качеств, или сущностных сил, реализуемых в процессе общения с другими индивидами (субъектами).

Группа – ограниченная в размерах совокупность индивидов, выделяемая из общности людей (социума) на основе определенных признаков. Наиболее распространенными из них являются: численность (различают большие, малые и микрогруппы – диады, триады); социальный статус (формальные и неформальные); уровень развития (диффузные, корпорации, ассоциации, коллективы); значимость членства (референтные, нереферентные, антиреферентные); характер взаимосвязей между членами (реальные, условные).

Организация – группа людей, объединенная какими-либо значимыми для них и/или для общества целями (например, семья, школа, университет, завод, банк, магазин, ресторан, клуб, спортивная команда, телеканал, министерство, правительство).

Общение – в социально-психологическом плане – это триада, элементами которой выступают: коммуникация (обмен информацией), интеракция (обмен действиями, взаимодействия личностей и групп), перцепция (обмен впечатлениями, внутригрупповые симпатии и антипатии).

Сознание – высшая форма психического отражения; человеческая способность идеального (образного) воспроизведения действительности в мышлении и речи. Носителями сознания выступают индивиды, группы и социальные общности, а относительно самостоятельными формами С. – экономическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, научное, религиозное и др.

Поведение (деятельность) – сознательная активность субъекта (индивида, группы), направленная на достижение определенной цели и выраженная в конкретных предметно-практических действиях.

Стимулирование – процесс внешнего побуждения субъекта к определенным действиям; стимулы – это воздействия, обусловливающие динамику его психических состояний (лат. stimulus – остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало).

Мотивация – процесс внутреннего побуждения субъекта к определенным действиям; мотивы – это «пружины» (инстинкты и потребности, влечения и эмоции, установки и идеалы), движущие человеком и способствующие достижению определенных целей.

Структура совокупность упорядоченных и устойчивых связей объекта (группы, организации), обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств в условиях внутренних и внешних изменений (лат. structura – строение, расположение, порядок).

Система – множество элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих целостность, единство (греч. systema – целое, составленное из частей; соединение). В отличие от структуры, или «скелета» организации, система – это «плоть и кровь», «лицо» организации (ее миссия, цели и задачи, процесс управления, взаимоотношения персонала, результаты и многое другое), отличающее ее от других.

Лидерство (руководство) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Должностных лиц, наделенных определенными полномочиями и являющихся начальниками в отношении других лиц, называют руководителями (менеджерами), а сотрудников, влияние и авторитет которых основаны на профессиональных качествах и коммуникабельности, называют лидерами. В первом случае обычно имеют в виду формальную, а во втором – неформальную структуру организации.

Позиция – официальное положение человека в конкретной системе отношений (например, должность в организации); П. определяет степень потенциального влияния субъекта на поступки остальных членов группы.

Функция, функции (работника в организации) – официально и/или неофициально сформулированные администрацией и предписанные каждому сотруднику организации должностные обязанности.

Статус – социально-психологическая характеристика положения субъекта в системе внутригрупповых отношений, отражающая степень его действительной авторитетности для остальных участников. (Например, в отличие от должности «заместитель директора по кадровым вопросам», укомплектованной конкретным человеком, фактическую кадровую политику может проводить совсем другой («теневой») сотрудник, пользующийся расположением директора или имеющий соответствующие связи, опыт).

Внутренняя установка – личное, субъективное восприятие (оценка) человеком собственного статуса в системе внутригрупповых отношений. Действительный статус и его восприятие человеком не всегда совпадают; люди часто переоценивают или недооценивают собственную значимость в различных организациях.

Роль – нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе конкретную позицию. Она может быть предопределена должностью, спецификой коллективного труда или самостоятельно избираться членом группы (например, роли «знатока», «середняка», «аутсайдера», «адвоката», «юмориста», «козла отпущения»). Войдя в роль, сотрудник постепенно привыкает к ней, а члены группы ожидают от него соответствующего поведения.

Подчеркивая исключительное значение профессиональной лексики, я неоднократно говорил студентам о том, что главной целью их пребывания в вузе является овладение специальной терминологией (разумеется, наряду с получением документа о высшем образовании). Чтобы еще более «утяжелить» собственный тезис, сошлюсь на авторитетное мнение: «Если человек заканчивает учебное заведение, не овладев словарем, касающимся инвестирования, финансов, денег, бухгалтерского учета, законодательства, налогообложения, то ему трудно чувствовать себя уверенно … Слова формируют мысли, мысли формируют действительность, а действительность формирует жизнь. Основное отличие между богатым человеком и бедным в словах, которые употребляет он или она. Если хотите изменить внешнюю реальность человека, следует сначала изменить его внутреннюю реальность. Это следует делать, изменяя, исправляя, совершенствуя слова, которые он или она употребляют, удаляя те, которые употреблял(а) раньше. Если хотите изменить жизнь людей, сначала измените их слова. И хорошая такая новость: слова бесплатны» [4].

Замечу, что стремления к самосовершенствованию в России не достает как простым смертным, так и сильным мира сего. И проблема здесь не только в шокирующей своей откровенностью и доходчивостью президентской фразе «мочить в сортире». Как ни парадоксально, это крепкое словцо можно оправдать. Но общая ситуация гораздо сложнее. Корень зла – низкая общеобразовательная культура, наша неосновательность, поверхностность. Так, после избрания на второй президентский срок в телевизионном интервью 15 марта 2004 года В.В. Путин в ответ на претензии иностранных журналистов к организации голосования на избирательных участках, заявил, что и в США в свое время голоса избирателей пересчитывали вручную. При этом добавил, что им (американцам) следовало бы помнить русскую поговорку про бревно в своем глазу и соринку в чужом. Как хотелось бы, чтобы из уст главы государства прозвучала пусть не цитата из Нового Завета[5], но, по крайней мере, ссылка на Библию, ведь русского народа и в помине не было тогда, когда Христос уже был! Не знать об этом православному христианину не подобает.

Вспомним и тот факт, что в истории новейшей России для депутатского корпуса (!) был подготовлен специальный орфографический словарь, призванный повысить грамотность народных избранников. И это понятно. Достаточно провести у телеэкрана 20-30 минут, чтобы услышать из уст известных на всю страну людей (политиков, журналистов, бизнесменов) слова «инци н дент» (правильно: инцидент), «пре н це н дент» (прецедент), «пер е т ру бация» (пертурбация). Депутатская биография Василия Ивановича Шандыбина была подмочена познаниями в области русского языка. Он как-то сказал: «Моя фамилия состоит из двух корней («шан», «дыб») и приставки «ин».

Не отстают от народа и представители отечественной интеллигенции. Информируя россиян о перспективах урожая зерновых, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев так озвучил подготовленный ему текст: «В нынешнем году планируем собрать 72 тире 75 миллионов тонн зерна». Министр обороны Сергей Иванов в телеэфире 3 апреля 2005 года, говоря об отсрочках от службы в армии, назвал работников силовых структур «милиционерами и пожарниками». Разве можно после этого пенять рядовым гражданам, что те называют артиста балета балеруном?!

И с ударениями в словах возникают проблемы, причем не только у простых смертных. Все эти наши «кат а лог», «кв а ртал», «позв о нишь»… Даже Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко как-то сказал, что журналистам и деятелям кино вручают «Оск а ра», а экс-министр образования РФ Владимир Филиппов, ныне ректор Российского университета дружбы народов, в телеэфире 30 мая 2003 года употребил слово «лаж а», с ударением на втором слоге! Не счесть в современном российском лексиконе слов-паразитов, искажающих смысл высказывания («я как бы работаю в магазине», т.е. делаю вид, что работаю, или числюсь в штате какой-либо организации; «по жизни», «на самом деле», «то, что»), и просторечных выражений («извиняю сь» вместо «извините», «убираю сь в квартире» вместо «убираю», «кипе ль но» вместо «кипенно», «их ний», «ехай»).

Массовые речевые ошибки свидетельствуют о том, что российская культура пребывает далеко не в лучшем состоянии. Вместе с тем, это важный урок и лишнее напоминание каждому (от студента и преподавателя до бизнесмена, министра и президента) о необходимости постоянного самоанализа и совершенствования. Высокая речевая культура – условие делового успеха, что бы в этой связи ни утверждали скептики …

Подробнее см. список литературы: 1, 4, 6.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.