КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Управление поведением организации
8.1. Особенности управления организацией
Как было установлено, жизненный цикл любой организации – это последовательная смена определенных этапов (фаз) развития. Важнейшими из них выступают: создание, рост, зрелость и упадок. Фаза созданияорганизации может быть уподоблена процессу постройки нового корабля, которая завершается спуском его на воду к назначенному сроку. Она связана с подготовкой и проведением комплекса мероприятий, инициаторами и ответственными за исполнение которых выступают сами руководители новой организации. Они должны: · изучить текущую ситуацию в отрасли, регионе; · определить миссию, цели и задачи; · привлечь необходимые ресурсы (финансовые, материальные, информационно-технологические, людские); · приступить к формированию производственной и управленческой структур; · подготовить пакет документов и зарегистрировать предприятие. Заострим внимание на юридической стороне дела, поскольку регистрация должна проходить в строгом соответствии с положениями действующего законодательства (Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с изменениями от 23 июня, 8,23 августа 2003 г., 2 ноября 2004 г. и др.). Наиболее типичными организационно-правовыми формами создаваемых в России предприятий являются общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество. Процедура регистрации новой коммерческой организации (на примере ООО) является многоступенчатой. Для ее успешного прохождения нужно выполнить ряд последовательных действий, в числе которых: · подготовка пакета учредительных документов (заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; устав общества; нотариально заверенный учредительный договор или нотариально заверенное решение[84] о создании общества; протокол собрания учредителей (участников) общества; документ, подтверждающий право учредителей на адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества); · получение свидетельства о регистрации; · заказ и изготовление печати (для утверждения эскиза печати в уполномоченный орган представляются следующие документы: заявление; ксерокопии паспортов руководителя и главного бухгалтера; приказ (решение) руководителя на бланке организации об изготовлении печати (штампа) с указанием организации, ответственной за утверждение эскиза; документ о назначении (избрании) руководителя; свидетельство о государственной регистрации; нотариально заверенная копия устава организации; документ (квитанция), подтверждающий факт оплаты стоимости утверждения эскиза печати и внесения оттиска печати в городской Реестр печатей; нотариально заверенная копия свидетельства Роспатента о регистрации товарного знака – при наличии в эскизе печати (штампа) средств визуальной индивидуализации (графического изображения) или оригинал свидетельства вместе с ксерокопией); · открытие накопительного счета (размещение не менее половины минимального размера уставного капитала); · получение кодов статистики (в соответствующий центр Государственного комитета РФ по статистике необходимо представить: копии устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации и свидетельства о присвоении ИНН учредителям как физическим лицам); · оформление документов на адрес (нотариально заверенные договор аренды помещения, свидетельство о собственности, гарантийное письмо); · постановка на налоговый учет (копия устава, копия учредительного договора, свидетельство о регистрации – все нотариально заверенные; коды статистики; документы на адрес; приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера; копии паспортов руководителя, бухгалтера, учредителей, доверенного лица; копии свидетельств о присвоении ИНН руководителя, главного бухгалтера, учредителей; заявление с тремя приложениями); · регистрация в Фонде социального страхования (свидетельство о постановке на налоговый учет, коды статистики, печать); · регистрация в Пенсионном фонде (требования идентичны требованиям Фонда социального страхования); · открытие расчетного счета (заявление на открытие счета; договор на расчетно-кассовое обслуживание; нотариально заверенные копия свидетельства о регистрации и копия учредительного договора; карточка с образцами подписей, оттиска печати, заверенная нотариально; протокол (приказ) о назначении руководителя, приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей; нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции; анкеты всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с предоставлением паспорта); справку из органов статистики о присвоении кодов ОКПО; справка из регионального отделения Фонда социального страхования, подтверждающая регистрацию организации); · покупка и регистрация контрольно-кассовых машин (для организаций, специализирующихся на розничной торговле); · оформление договора аренды торговой площади (для организаций, специализирующихся на розничной торговле и оказании разнообразных услуг); · подсчет произведенных расходов (по состоянию на 2003 год только официальные расходы двух учредителей ООО оценивались суммой, превышающей 20000 рублей; при этом, как отметила адвокат Л.Ю. Грудцына, «в расчет не принимались транспортные издержки, расходы на услуги юриста (например, по составлению пакета учредительных документов), а также потраченное время, которое, как известно, стоит дорого»[85]). Фаза роста является, пожалуй, самой ответственной, ибо организация должна закрепиться на рынке, наладить контакты с поставщиками и клиентами, устоять в конкурентной борьбе. Как показывает практика, история вновь регистрируемых предприятий оказывается недолгой[86]. Большинство из них сворачивают деятельность в течение первых лет существования[87]. Одни организации оказываются не в силах противостоять крупным и известным фирмам (например, в сфере торговли – супермаркетам и специализированным магазинам, туризма и отдыха – лучшим туристическим агентствам и отелям, транспорта – компаниям национального масштаба). Другие же, переоценив собственные возможности, не могут рассчитаться по кредитам или иным обязательствам, а третьи вдобавок к своим маркетинговым просчетам, будучи не в ладах с законом, подвергаются санкциям со стороны многочисленных органов, контролирующих деятельность коммерческих организаций. В условиях рыночных отношений выживают сильные организации и сильные люди. Но что такое сила? Это и деньги, и разум, и воля. Бесспорно, современная Россия – страна не для «мямлей», как сказала одна моя знакомая. И отправляющимся в самостоятельное плавание молодым организациям, и молодым гражданам моей страны я не хочу желать удачи, ибо это лишь модные и ничего не значащие слова. Но есть слова другие, многозначительные, по истине назидательные… Чтоб лучше понять российскую жизнь, обратимся к современной поэзии. Одну из своих песен Александр Яковлевич Розенбаум назвал «Что-то здесь не так». Она (по понятным причинам) не звучит в повседневном эфире. По крайней мере, я впервые услышал ее на диске «Философия морали», вошедшем в специальное 12-томное издание произведений композитора и певца. Познакомимся с текстом песни, открывающей альбом, хотя при удобном случае лучше послушать ее в исполнении «живого» классика:
Доктор, подымим вместе перед сном, Сон хороший у больных. Говорят, что здесь сумасшедший дом, Но ты-то знаешь, кто здесь псих. Доктор, отчего так сложилась жизнь В гребаной моей стране: Что Генштаб, что МУР по уши во лжи, И главный врач не верит мне. Что-то здесь не так, бинты кровят по ночам, Санитары в морду норовят дать врачам. Из домов своих бежит народ, кто куда: Русские к жидам, к речке Иордан.
Старшая сестра морфин толкнула в Казань, Футболистом стал певец хороший Лоза, И у пищеблока кошки съели собак, Что-то здесь не так, что-то здесь не так, Что-то здесь не так, не так.
Доктор, проходи, что в дверях стоишь? Не боись, не укушу! Если хочешь, покури моих, Я забил в них анашу.
Доктор, затянись, станет хорошо – В голове затихнет шум. Отмените мне электрошок, Христом Богом вас прошу.
Что-то здесь не так, оплавились провода, Двести двадцать вольт пустяк для космоса, ерунда, А Байконур казахам нужен, как мне Утром по весне прошлогодний снег.
Повариха, не дожарив рагу, Отвалила проституткой в Стамбул, А здесь открыла нам валютный бардак, Что-то здесь не так, что-то здесь не так, Что-то здесь не так, не так.
Доктор, расскажи, для чего тебе Нужен этот маскарад? На спине от пота задубел Накрахмаленный халат.
А под ним татуированный, В зоне колотый орел, Да глядит двуглавый вороном И не каркает, орет.
Чую, чую головного мозга корой Что-то здесь не так: Члены Политбюро крестятся в церквах И ездят в Мекку на хадж, Бога не смутил их партийный стаж.
Говорят, где-то раскопали кости царя, Да от стыда у умных психов щеки горят. И мне на ЭКГ сказал последний дурак: «Что-то здесь не так, что-то здесь не так, Что-то здесь не так, не так».
Доктор, подымим вместе перед сном, Сон короткий у больных. Говорят, что здесь сумасшедший дом, Но ты-то знаешь, кто здесь псих, Ты-то знаешь, кто здесь псих. Фаза зрелости наступает тогда, когда организация наладит устойчивые и эффективные коммуникации с клиентами и партнерами, стабилизирует производство товаров или услуг, а трудовой коллектив станет командой единомышленников. На этой стадии руководители должны найти золотую середину: управлять организацией, не впадая в эйфорию, не расслабляясь, контролируя ситуацию, но и не загоняя лошадей, позволяя переключить штурвал на автоматический режим. Фаза упадка неотвратима, и чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на любой сегмент рынка. Ежегодно мы становимся свидетелями слияний крупнейших фирм (например, автомобильных Daimler и Chrysler, авиационных Air France и KLM, парфюмерии и бытовой химии Schwarzkopf и Henkel), обусловленных ужесточением конкуренции на мировых и национальных рынках. Компании-гиганты наглядно демонстрируют то, каким образом можно продлить свой век, не уйти в небытие. Но многие уходят навсегда или после банкротства восстают в ином обличье. Непрерывное содержание корабля в исправном состоянии и готовность команды к действиям в аварийных ситуациях, – таковы главные слагаемые успеха. Именно к этому призывают притчи Соломоновы: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не отвергай завета матери твоей. Наказания Господня … не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему». «Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие». «Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней. Приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, чем от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя». «Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла». «Не давай сна глазам твоим и дремания веждам (векам) твоим. Пойди к муравью, … посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь ото сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» [88]. Сегодняшним студентам и студенткам, которые завтра пополнят ряды дипломированной интеллигенции, я бы хотел, несмотря на крайнюю легкость и необязательность межличностных отношений, процитировать еще один фрагмент Библии: «Пей воду твою из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен: и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною; любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу» [89].
8.2. Репутация организации: сущность, содержание,
Что такое деловая репутация? Ответить на этот вопрос, как и на многие другие управленческие вопросы, одновременно просто и сложно. Открыв современные толковые словари, мы прочитаем в них, что reputation – французское слово, обозначающее имя, репутацию. Его синоним – «реноме» (renom, renommee – известность, слава, репутация, популярность)[90]. Репутация, реноме – это «приобретаемая общественная оценка; создавшееся (установившееся) общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо или чего-либо»[91]. Понять, что такое репутация можно в течение 10-15 минут. Разобраться в содержании данного термина с помощью учебников можно, потратив несколько часов или дней. Но создать (!) доброе имя, позитивное мнение о себе и своей фирме, получить (завоевать) известность в обществе – дело не одного года, а десятилетий или всей жизни. В рамках данного курса мы попытаемся решить первую («понятийную») и вторую («содержательную») задачи и наметить подходы к решению третьей («практической»). Итак, репутация – это устойчивое мнение об организации, формируемое, поддерживаемое и защищаемое в обществе благодаря умелому использованию коммуникативных каналов внутренней и внешней среды. Первоосновой хорошей деловой репутации фирмы и первым шагом на пути ее формирования является организационная культура (ОК). Она способствует решению проблем внутренней интеграции (персонала) и внешней адаптации (самой организации) к условиям микро- и макросреды. Понятие «организационная (корпоративная) культура» трактуется неоднозначно. Обобщив различные дефиниции, А. Фенхам и Б. Гюнтер (A. Furnham, B. Gunter) выявили аспекты, по которым нет особых разногласий: · организационную культуру трудно определить (это часто бессмысленное занятие); · она многомерна, с многочисленными составляющими на различных уровнях; · она не особенно динамична и может не подвергаться изменениям (оставаться относительно стабильной в течение коротких промежутков времени); · для создания и, следовательно, изменения корпоративной культуры требуется время[92]. Структура (состав) и содержание ОК являются наиболее спорными моментами. Обычно указывают от 3 до 7-8 элементов. В их числе: истории (мифы, саги), герои, ценности, церемонии, ритуалы, символы, артефакты, нормы (правила поведения) и роли, стиль управления и культурная сеть. Умышленно отходя от научных прений, обозначим 5-элементный «звездный» состав организационной культуры (см. рисунок 40). Истории – информация о реальных или вымышленных событиях, отражающих процесс становления и развития фирмы. Герои – лучшие сотрудники организации – бывшие и нынешние, которые служили и служат примером для остальных ее членов. Ценности – основные идеи, принятые большинством сотрудников организации, направляющие их деятельность и обеспечивающие успех. Нормы – основные правила поведения, соблюдение которых поощряется, а нарушение – осуждается и наказывается. Культурная сеть организации – скрытая система властных отношений; неформальная структура организации, состоящая из ключевых ролей, исполняемых сотрудниками.
Рис. 40. Основные элементы организационной культуры
Вторым шагом в создании позитивной деловой репутации является синтез авторитета первого лица (лиц) и применяемого им (ими) стиля управления организацией. Оба этих фактора находят отражение в философии организации. Она объединяет ключевые вопросы, относящиеся к достижению целей организации и сотрудничеству персонала. Так, например, С. Бостром – специалист по принятию решений в области электронного бизнеса, выделила три философских принципа, связывающих рыночную стратегию и организационную культуру компании Cisco System: · предоставление рабочим полномочий быстро генерировать идеи и внедрять их в жизнь; · прием на работу самых лучших работников, поскольку именно их идеи и интеллектуальные достоинства способствуют успеху; · сбор и распространение информации, которая может привести к рождению новых идей[93]. Третий (заключительный) шаг призван связать организацию с внешней средой. Здесь, как и на предыдущем этапе, необходимо отметить существенную роль двух факторов: имиджа и известности организации на рынке и в обществе в целом. Имидж организации – это образ, формирующийся в сознании клиентов, поставщиков, посредников, конкурентов, а также на государственном и международном уровнях. Создать позитивный имидж весьма не просто. В такой работе все должно быть продумано, а многое и просчитано: от оформления офисных помещений, соблюдения рабочего графика, респектабельности и коммуникабельности персонала до создания торговых марок, проведения специальных PR-акций и активного участия в общественной жизни. Известностьорганизации – ее заметность среди других участников рынка, определяемая длительностью пребывания в бизнесе, масштабами деятельности, успешностью на внутренних и внешних рынках и др. Таким образом, позитивная или негативная деловая репутация складывается как результат взаимодействия пяти основных составляющих, показанных в виде концентрических кругов на рисунке 41: Рис. 41. Механизм формирования деловой репутации фирмы
Создание позитивной деловой репутации – дело трудное, но и благодатное. Победителей славят, любят, с ними считаются. Им многое прощают, если они ошибаются. Главное, чтобы ошибки и просчеты не становились обычным явлением. Иначе деловая репутация может пошатнуться и вскоре сменить знак «+» на «–». Поддержание (текущее сопровождение) репутации, а в необходимых случаях и ее защита (например, в суде), – таков круг повседневных проблем современной организации наряду с ее основной (профильной) деятельностью. Подробнее см.: 3, 4, 7, 10, 15.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |