КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интертекстуальность
Топика. Тема в ее определенном словесном выражении. Топосы составляют топику. Классический риторический топос не набор образов. Д. Чижевский: топос – это рамка, модель, используемая для развития темы. Топос тишины – признак нормального государственного устройства. Экспликация топоса в метариторическом языке. Тишина vs. кипящая, бурная жизнь. Топика противопоставлена историческому развитию слова. Она практически отсутствует в культуре готового слова. Фридлендер: топика исчезает в эпоху реализма, п.ч. появляется стремление к индивидуализации, самовыражению. Но на само деле, Т. есть в КГС. Она видоизменяется и метонимически вводится в текст. Прямой топос выражает отрицательную характеристику. Перекличка текста с другими текстами. В КГС – заимствование не у конкретного текста, а у культуры. «Гений чистой красоты» взято не непосредственно у Жуковского, а у всей культуры в целом. 2 уровня: Б. М. Гаспаров. Принцип лейтмотивного построения повествования. Имеется в виду такой принцип, при котором некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами. При этом в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое "пятно" - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и.т.д.; единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте. Понятия фабулы и сюжета уходят, отдавая место понятию текста как такового и смысла. В самом отвлеченном виде лейтмотив определяют как семантический повтор в пределах текста произведения (Богатырев), а мотив - как семантический повтор за пределами текста произведения (Тюпа). Если же не принимать во внимание границы текста произведения – что и характерно для интертекстуального анализа – то понятия лейтмотива и мотива действительно сходятся в единое представление. В целом мотив, взятый не в системе "фабула-сюжет", а в системе "текст-смысл", утрачивает свою специфическую связь с событием как основной единицей фабульного ряда повествования. Мотив теперь трактуется предельно широко: это практически любой смысловой повтор в тексте. Поэтому категория мотива, наряду с категорией текста, становится особенно значимой для интертекстуального анализа – ведь именно на это понятие опираются представления о смысловых связях внутри текста и между текстами. Мотивы репрезентируют смыслы и связывают тексты в единое смысловое пространство, - такова наиболее общая формула интертекстуальной трактовки мотива. Тарановский: связь текста с предшествующими текстами, знакомыми автору либо безграничная интертекстуальность. 4 варианта влияния: 1. Текст как импульс создания текста. 2. Заимствование по ритму и звучанию. 3. Текст, которые поддерживает или обосновывает смысл последующего текста. 4. Текст к которому проявляется полемическое отношение.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |