КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 29 Адаптация детей к началу обучения в школе
Гигиенические основы обеспечения нормального роста и развития ребенка. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков. Физическое развитие, показатели, методы оценки. Акселерация. Гигиена детей и подростков — это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения. Этот раздел гигиены изучает влияние естественных (т.е. природных) и искусственных факторов, возникающих в результате деятельности человека, а также условий труда и быта на растущий организм, его развитие и здоровье. Пользуясь данными этого изучения, гигиена детей и подростков разрабатывает мероприятия и нормы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей и подростков. Гигиену детей и подростков составляет 3 основных раздела: /. Дошкольная гигиена — гигиена детей младшего возраста в периоды, предшествующие поступлению в школу. 2. Школьная гигиена — гигиена детей и подростков, учащихся общеобразовательных школ (в том числе школ-интернатов, школ с продленным днем), а также ПТУ и т.п. 3. Гигиена молодежи— гигиена учащихся в Высшей школе (т.е. студентов), вечерних (сменных) школах рабочей молодежи и работающих на производстве. Особыми разделами гигиены детей и подростков являются гигиена детей и подростков, имеющих дефекты развития — слепых и слабовидящих, глухих и тугоухих, учащихся в специальных школах. Основными проблемами исследования и изучения в области гигиены детей и подростков являются в настоящее время: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. 2. Гигиена учебного процесса в детских и подростковых учреждениях. 3. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. 4. Гигиена трудовой деятельности детей и подростков. 5. Санитарное благоустройство детских и подростковых учреждений. Гигиена детей и подростков связана с такими биологическими науками, как возрастная анатомия и физиодргия, педиатрия, смежные гигиенические дисциплины (гигиена питания, гигиена труда и т.д.), а в вопросах профилактики инфекционных заболеваний у детей — с эпидемиологией и медицинской микробиологией. Отечественная гигиена детства берет свое начало из народной медицины, с ее самобытной системой трудового и физического воспитания детей. Вопросам гигиены детей и подростков уделяли внимание великий русский ученый М.В. Ломоносов (регламенты для Московской академической гимназии содержат рекомендации по организации и режиму питания, распорядку дня и учебным занятиям), прогрессивные общественные деятели XVIII в. И.И. Бецкой, И.И. Новиков, А.Н. Радищев, крупнейшие русские терапевты Г.А. Захарьин и С.П. Боткин, педиатры С.В. Хото-вицкий, И.А. Тольский, К.И. Быстров, И.П. Гундобин, К.А. Раухарус и др. Однако теоретическим разрешением основных вопросов школьной гигиены начинают заниматься только с момента возникновения в России кафедр гигиены. Основоположниками отечественной гигиенической школы являются А.П. Добросла-вин и Ф.ф.Эрисман. А.П. Доброславин — основатель кафедры гигиены Военно-медицинской академии в Петербурге (1871 г.) — основное внимание уделял вопросам санитарного благоустройства школ, а также поставил вопрос о возможности переутомлении учащихся под влиянием учебной нагрузки. Основной заслугой Ф.Ф. Эрисмана, основавшего в 1884 г. кафедру гигиены в Московском университете, является разработка вопросов, связанных с изучением физического развития и зрения детей. Он доказал, что физическое развитие и состояние здоровья детей находятся в прямой зависимости от окружающих, условий труда и быта. Существенное внимание Ф.Ф. Эрисман уделял разработке гигиенических требований к учебным занятиям, планировке, естественному и искусственному освещению и размерам классной комнаты. Под его руководством были созданы модели различных типов школьной мебели, в том числе парта, являющаяся наиболее совершенной и в наши дни. Ф.Ф. Эрисман синтезировал имеющиеся знания и в 1870 г. написал первое отечественное руководство по школьное гигиене под названием "Училищная гигиена". Большое внимание вопросам школьной гигиены уделяли и последователи, и ученики Ф.Ф. Эрисмана и А.П. Доброславина. Это В.Е. Игнатьев, Г.В. Хлопин, Д.Д. Бакарюков, а в конце XIX - начале XX вв. земские и санитарные врачи: Ф.А. Касторский, А.В. Моль-ков, А.Г. Ростовцев, Н.А. Семашко, Н.И. Тезяков, К.И. Шидловский и др. В начале XX в. отечественная школьная гигиена определила круг проблем и фактически сформировалась в самостоятельный раздел гигиенической науки. Важнейшей задачей гигиены детей и подростков является обеспечение роста и развития здорового подрастающего поколения. Для успешного выполнения этой задачи необходимо: 1) знать общую демографическую ситуацию и тенденции в изменении состояния здоровья детей и подростков; 2) контролировать своевременность и полноту проведения плановых медицинских осмотров; 3) анализировать их результаты в каждом организованном коллективе; 4) разрабатывать планы комплексных лечебно-профилактических мероприятий, контролировать их выполнение; 5) анализировать инфекционную заболеваемость на данной территории; 6) проводить оперативные противоэпидемические мероприятия в критических ситуациях. Все эти мероприятия и полученные с их помощью данные о состоянии здоровья детского населения являются основой для планирования общих санитар-но-профилактических мероприятий и программ социально-экономического развития. Что же такое здоровье? По определению ВОЗ: "Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Определение весьма общее и трудно ранжируемое. Что такое, например, духовное благополучие и как его оценивать? Имеются и другие определения понятия "здоровье": Г.Н. Сердюковская: "Здоровье — многомерный динамический признак, взаимосвязанный со средой обитания (природной и социальной)". Г. И. Царегородцев: "Здоровье — это состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои ви-доспецифические социальные функции". С.М. Громбах предложил для оценки здоровья детей и подростков использовать, как минимум, 4 критерия: 1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний. 2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности. 3. Уровень функционирования основных систем организма. 4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям. Эти критерии получили общее признание и широко используются в практической работе лечебно-профилактических учреждений. Педиатр при диспансеризации детей и подростков прежде всего обращает внимание на наличие хронических заболеваний. Эффективность врачебных осмотров значительно возрастает при использовании так называемых скринин-говых программ. Чаще всего используется: 1. Определение остроты зрения с помощью таблиц Головина-Сивцева. 2. Диагностика нарушений опорного свода стопы по данным плантографии. 3. Выявление при анкетировании и опросе субъективных признаков психоневрологических заболеваний, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, наличие аллергических реакций и др. 4. Физическое и нервно-психическое развитие. Санитарное благополучие детей зависит от способности их организма приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранять определенную устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. О сопротивляемости организма можно судить по количеству и длительности перенесенных заболеваний за предшествующий год. Для оценки состояния здоровья населения используют 3 группы показателей: /. Медицинские — заболеваемость, общая и детская смертность, физическое развитие, инвалидность. 2. Социального благополучия— демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи. 3. Психического благополучия — заболеваемость психическими заболеваниями, частота невротических состояний и психопатий и др. Выделяют 5 групп здоровья детского населения. Первая группа — дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений). Вторая группа — не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью). Третья группа — имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обо-стрениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации). Четвертая группа — лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, затяжным периодом реконвалесценции после острых инкурент-ных заболеваний.(больные в состоянии субкомпенсации). Пятая группа — больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Для лиц, входящих в первую группу здоровья. учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм. Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентнос-ти организма неспецифическими средствами: 1) оптимальная двигательная активность; 2) закаливание естественными факторами природы; 3) рациональный режим дня; 4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д. Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма. Дети и подростки 3. 4 и 5 групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и т.д. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание. Наряду с индивидуальной оценкой здоровья детей и подростков необходимо оценивать и здоровье детских и подростковых коллективов (врач дошкольного учреждения, школьный врач, участковый педиатр). При этом рекомендуется использовать следующие показатели: 1. Общая заболеваемость. 2. Инфекционная заболеваемость. 3. Индекс здоровья — процент длительно и часто болеющих. 4. Распространенность и структура хронических заболеваний. 5. Процент лиц с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии. 6: Распределение по группам здоровья. Какие же факторы формируют здоровье человека? Согласно принятому в настоящее время мнению на здоровье детского населения, как, впрочем, и населения в целом оказывает влияние большая группа разнообразных факторов. Прежде всего это здоровье самих родителей, так как наличие у них вредных привычек, неуравновешенный образ жизни, хронические и иные заболевания могут отрицательно сказаться на развитии плода уже в период его зачатия и внутриутробного развития. На этой стадии закладываются и основы для наследственных заболеваний, таких как гемофилия, атаксия, дальтонизм, ювенальная миопатия, наследственная хорея, многочисленные нарушения обмена веществ и др. Согласно данным ВОЗ на долю наследственных заболеваний в разных странах мира приходится от 4 до 8% патологии детского возраста. На заболеваемость детского населения, как и населения вообще, оказывают выраженное влияние и природно-климатические факторы. При этом характер климата в значительной степени определяет и характер заболеваемости. Так, в зоне холодного климата, особенно в зимнее время, возрастает количество простудных заболеваний. В жарких климатических зонах с высоким уровнем солнечной инсоляции увеличивается удельный вес кожных заболеваний и т.д. Факторы питания, образа жизни и социального благополучия часто объединяют под общим названием социальных факторов, влияющих на заболеваемость. Однако в силу специфичности влияния на организм, очевидно, было бы правильно рассматривать их отдельно друг от друга. Питание как фактор, формирующий здоровье, особенно наглядно стало проявляться в нашей стране в последние годы — в условиях резкого экономического расслоения населения. Увеличилось количество подростков, имеющих пониженный пищевой статус, что особенно заметно проявляется на стадии допризывных медицинских комиссий. Так, по данным московской призывной комиссии, при осеннем наборе 1998 г. в одном из муниципальных округов города только 13% призывников не имели противопоказаний к призыву в армию, а из числа остальных более 30% имели дефицит массы тела. На сегодняшний день в ряде регионов страны отмечен не только дефицит белкового (особенно белков животного происхождения) и витаминного обеспечения, но и энергетический дефицит питания. Особо следует отметить тот факт, что сами продукты не всегда отвечают гигиеническим требованиям за счет повышенного содержания в них чужеродных веществ, включившихся в пищевую цепочку в результате загрязнения ими воды и почвы. По данным Института питания РАМН, полученным в ходе многолетних исследований в разных регионах страны, количество продуктов, не отвечающих гигиеническим требованиям по содержанию в них остаточных количеств чужеродных веществ и микроорганизмов, увеличилось и составляет: до 4% — по свинцу, до 2% — по кадмию, до 5% — по ртути, до 16% — по нитратам, до 3,5% — по пестицидам, до 36-51% — по нитрозаминам, до 1,5% — поафлотоксинуВ,,до 12% — по антибиотикам, до 10% — по бактериальным показателям. Все это является ни чем иным, как проявлением экологического неблагополучия, и возможные последствия воздействия таких продуктов на организм следует, очевидно, рассматривать в разделе влияния экологических факторов на здоровье. Образ жизни весьма емкое понятие, которое в практике чаще всего низводят до констатации отсутствия или наличия вредных привычек. Вместе с тем гиподинамия и пренебрежительное отношение к основам физического воспитания, сидячий образ жизни, обусловленный увлечением теле-видеопрограммами, компьютерными и электронными играми, особенно детским населением, могут самым неблагоприятным образом сказаться на состоянии здоровья и физическом развитии, что уже фиксируется при массовых медицинских осмотрах детей и подростков. Отдельно необходимо остановиться на вредных привычках. К сожалению, процент наркоманов, токсикоманов и лиц, злоупотребляющих алкоголем и курением, среди подростков растет год от года. У наркоманов, "севших на иглу", растет количество вирусных инфекций в результате инфицирования через шприц (в том числе СПИДа и гепатита В и С). Эпидемиологические факторы относятся к достаточно мощным причинам нарушения здоровья. Детские инфекционные заболевания составляют значительный процент в общей заболеваемости детского населения (около 15%). Игнорирование прививочной работы привело в середине 90-х годов к активизации ряда инфекций (в частности, дифтерии, кори и полиомиелита) и не только у детского населения. Увеличилось количество кишечных инфекций в детских дошкольных и школьных учреждениях (в том числе дизентерии). Особо следует сказать и о природно-оча-говых инфекционных заболеваниях, которые, очевидно, следует рассматривать как природно-обусловлен-ные, т.е. в конечном случае экологические заболевания. К таковым в наши дни относятся: рикетсиозы, лептоспирозы, клещевой энцефалит и ряд других заболеваний. Эндемические факторы также являются весьма частой причиной заболеваний, в том числе и у детей. К ним прежде всего следует отнести флюороз, кариес зубов, эндемический зоб, уролитиаз, стронциевый и молибденовый рахит, а в последние годы и ряд других заболеваний, обусловленных избыточным поступлением ряда металлов и других соединений в искусственных биогеохимических провинциях. Последние заболевания, к сожалению, чаще не имеют убедительно подтвержденной этиологии или, во всяком случае, она успешно скрывается заинтересованными органами. Эта группа заболеваний также может быть отнесена к экологически обусловленным. Профессиональные факторы играют несущественную роль в формировании здоровья детского населения, хотя здесь нельзя не упомянуть о "непрофессиональном бериллиозе", наблюдаемом у детей и женщин в семьях, где мужчины работают на соответствующих производствах. И, наконец, экологические факторы. Сегодня это один из наиболее существенных факторов, формирующих здоровье населения вообще и детского населения, в частности. По данным ВОЗ, экологические факторы обуславливают более 25% всех заболеваний человека, а по ряду стран и отдельных регионов этот процент может достигать 40% и более. Если же в эту группу включить эндемические и часть эпидемиологических факторов, о чем сказано выше, процент экологически обусловленных заболеваний будет еще выше. Кроме распределения по группам здоровья, существует и бальная оценка состояния здоровья детей. Из приведенных данных следует, что физическое развитие детей и подростков является одним из важнейших показателей здоровья. Под физическим развитием ребенка понимают степень развития морфо-функциональных признаков, которые, с одной стороны, определяют запас физических сил ребенка, а с другой — являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма ребенка на каждом возрастном отрезке его жизни. В силу этого оценка физического развития детей включается в качестве важного показателя в любую программу изучения состояния здоровья — от массовых профилактических осмотров детей и подростков до анализа отдельных патологических состояний. Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным: 1) соматометрическим; 2) соматоскопическим; 3) физиометрическим. Оценка физического развития может осуществляться: методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития; по шкалам регрессии; центильным методом; по скри-нинг-тесту; комплексной оценкой. Мы не будем подробно останавливаться на характеристике и описании этих показателей, методов и способов оценки физического развития, поскольку этот материалы будете подробно разбирать на практических занятиях. Остановимся более подробно лишь на факторе, который необходимо учитывать при оценке физического развития детей по имеющимся для этой цели стандартам. Этот фактор называется "акселерация" (в переводе с лат. "ускорение"). С тех пор, как в 30-х годах прошлого столетия в практику медицинского обследования детей были введены антропометрические измерения, ученые стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает у них в более раннем возрасте. В настоящее время в результате акселерации возрастные границы показателей физического развития в составленных ранее таблицах оказались смещены. 1. Ускорение темпов роста можно заметить уже на стадии внутриутробного развития. Длина тела новорожденных за последние 30-40 лет увеличилась на 1 см, несколько повысился их вес. 2. Показатель нормального развития грудных детей — удвоение веса ребенка, которое ранее наступало к 5-6 месяцу, а в настоящее время наблюдается на месяц раньше. 3. В среднем на год раньше молочные зубы сменяются постоянными. 4. Чем старше становятся дети, тем все больше и больше отличаются они по размерам тела от своих одногодков, живших 50-100 лет назад. В возрасте 12-16 лет эти различия достигают максимума. Особенно разительные изменения в физическом развитии произошли у группы подростков, работающих на производстве или обучающихся в ПТУ. За 80 лет 15-летние ребята стали выше на 20 см и прибавили в весе на 16 кг. 5. На 1-2 года раньше наступают и процессы окостенения. Вследствие этого прирост тела в длину прекращается в более раннем возрасте (у девушек — в 16-17 лет, у юношей — в 18-19 лет против 18-20 и более лет раньше). Наблюдения показывают, что 8-летний ребенок в наши дни по уровню своего развития соответствует 9-летнему, а 15-летний подросток — 17-летнему юноше, жившему в начале нашего столетия. Имеющиеся данные по физическому развитию детей, живущих в различных районах нашей страны, свидетельствуют, что процесс акселерации у детей всех национальностей протекает примерно одинаково. Не отличается он заметно и в разных странах мира. Чем же вызван такой процесс, охвативший весь мир? Существует много гипотез, пытающихся объяснить этот процесс. Здесь и усиленная витаминизация, и хорошее питание, влияние электромагнитных колебаний и космического излучения. Однако наиболее глубокой и обоснованной является генетическая теория, которая, наряду с влиянием лучших условий жизни, выдвигает в качестве причины акселерации генетические изменения, возникающие вследствие смешения населения. Смешение населения наблюдается во всех странах. Темпы же акселерации в различных странах в силу разных социальных и экологических условий разные. В наиболее развитых странах процессы акселерации, очевидно, начались раньше и в настоящее время наблюдается ее замедление. Существует мнение, что в наиболее экономически развитых странах акселерация прекратится в ближайшие 20-25 лет.
Лекция 28 Гигиенические требования к проектированию, оборудованию и оснащению детских и подростковых учреждений. Любое детское и подростковое учреждение должно обеспечивать гармоничное развитие личности, обеспечивать физическое и эстетическое воспитание, способствовать развитию индивидуальных способностей, сохранять и укреплять состояние здоровья. Все варианты типовых проектов учебно-воспитательных учреждений разрабатываются на одном основном показателе —- их вместимость. Этот показатель дает возможность выбрать наиболее целесообразный вариант проекта для любого населенного пункта (город, село, новостройка) в зависимости от типа жилой застройки, наличия действующих учреждений и целого ряда других показателей. При размещении любого детского и подросткового учреждения на территории любого населенного пункта решается несколько конкретных задач: I. Обеспечение условий для поддержания оптимальной воздушно-световой среды как на территории земельного участка, так и внутри самого здания. II. Поддержаниеоптимального воздушно-теплового режима внутри помещений независимо от сезона года. III. Обеспечение режима отдыха и условий для поддержания оптимальной двигательной активности как внутри помещения, так и на открытом воздухе. IV. Создание условий для поддержания оптимального противоэпидемиологического режима — профилактика возникновения, а главным образом,распространения инфекционных заболеваний. V. Обеспечение условий для организации полноценного питания. VI. Решение вопросов профилактики детского и подросткового травматизма. VII. Организация удобной взаимосвязи между детским и подростковым учреждением и обслуживаемой территорией в пределах пешеходной доступности. Все вышеперечисленные проблемы обязательны для любого учреждения. Кроме этого, должны быть решены и чисто специфические задачи, которые обеспечиваются конкретным предназначением самого учреждения (дошкольное, школьное, школа-интернат, учреждения для внешкольной работы), режимом работы, что будет изложено при рассмотрении специфических требований проектирования, оборудования и оснащения. Решение общих и специфических задач^ачинает; ся с определения _места1р'асположения^т.е. с выбора зе^медьного^участка. Самым рациональным местом расположения детского и подросткового учреждения является внутриквартальное (внутри микрорайона — для застройки последних лет). Движение воспитанников в данном случае идет от периферии к центру или к одной из его сторон, минуя территории с интенсивным движением автотранспорта и других опасных в смысле травматизма зон. Земельный участок учреждения используется круглосуточно для проведения занятий учебного характера, трудового и физического воспитания, отдыха и закаливания. Рациональное использование земельного участка зависит от правильного определения его размеров, а также правильного функциональногозонирования. Размер участка определяется чис-лом_воспитанников^сис1емой_с1ср_итедьсхв^и спецификой учреждениялрегламентируются соответству-кмцйм"СанПиНом (Санитарные правила и нормы). Не зависимо от назнач_ения^учрежден^_50^^ерритории земельного участка предназначается под зеленые на1, саждёнйя^7^зона._отдыха. Остальные функциональные зоны строго специфичны. Характер самот^аш4я-учреждения-опредедяе^ сяс позиций: а)Гразде7Гения детей по возрастному принципу; б) группировки помещений по функциональному назначению; в) правильной ориентацией светонесущей части здания и основных помещений (юг, юго-восток), с достаточной инсоляцией; г) обеспечения воздушно-теплового режима (площадь помещений, кубатура воздуха, необходимая кратность воздухообмена в присутствии детей и подростков, возможность сквозного или углового проветривания в отсутствии детей). Этажность_зда11ии..н_а_современном^тапе: '1J все дошкольные учреждения — не выше 2 этажей; 2) для учебных заведений — не более 3 этажей. Такая этажность обеспечивает, облегчает горизонтальные и вертикальные связи между отдельными частями здания, пространственную и функциональную связь с земельным участком и максимальное использование последнего как места эффективного отдыха на свежем воздухе. Специфика решения конкретных задач на этапе проектирования легко просматривается при оценке проектов дошкольных и школьных учреждений. Основнымлошкольным учреждением в настоящее время являются ясли-сад. так называемый "детский комбинат". До 1960 г. это были два самостоятельных учреждения, независимые друг от друга. Затем было признано целесообразным строить объединенное учреждение, что пошло на пользу и ребенку, и родителям, да и экономическая сторона тоже выиграла. Земельный участок дошкольного учреждения по своей величине определяется из расчета ЧП-4П м1 ня одного воспитанника. Используется для пребывания детей на открытом воздухе: _не_менее_4.час.ов_—.-в_х.о=_ 'лодное1ремя^и7;В_часов — в теплое время грда.Лля " раз^ития_у^аётей_высокойдвмса1едьыой активности- и CJ^MyA5^L)HHJ^QOQJlieiXLaMOUyOHaflbtLQra ток_должен.быть хорошо _озе.ленел..у.красоуно_об& 'рудоваы. Количество, размеры и конфигурация игровых площадок обосновываются необходимостью выделения свободного пространства для разнообразной игровой деятельности, а обязательное наличие теневого навеса позволяет использовать это пространство в любую погоду. Функциональное зонирование участ ка должно очень целесообразно сочетаться с зоной застройки (со зданием самого учреждения, игровыми площадками, велосипедной дорожкой) и подчиняться единому принципу проектирования и планиров^. ки дошкольных учреждений — принципу групповой изоляции. Здание яслей-сада — это, как правило, отдельно стоящее учреждение в центре земельного участка. Лишь в крайнем случае допускается пристройка детского учреждения к жилому дому, но при этом вместимость не должна превышать 140 воспитанников. Как уже отмечалось, этажность здания не должна быть выше двух этажей. Как показал опыт при боль шей этажности затрудняется соблюдение принцида групповой изоляции, затрудня§тся^использование игровых площадок, увеличивается травматизм, повышается нагрузка на сердечно-сосудистую системуде-^дл^я Принцип групповой изоляции, как уже отмечалось, — это специфика всех дошкольных учреждений..На; значение ЭIgJI^_IlPjiжJИПa_~lJ]£^ФjlлaюЖ странения^нфекционных_за§оле1аний из одной возрастной группы в другую. Для соблюдения этого принципа определяется минимальное^функционадьное звено детского учреждения :^:"гpyппoвaя ячейка. ' Групповая ячейка — этоТ?арорпомещений7позвр- ляющий обеспечить_организацию воспитательного процесса, удовлетворение всех бытовых"пЬтребнос^ тей^спитан^и^^входя^^опрёделеннуюТозрас^ тную группу. Наполняемость ясельной 'группьГ^ЗО, садовской — 2Твоспитанников. 'В'состав групгТоВОЙ^ЯЧейюТ^в кл ючаются как обя-зател_ьные_эдемеы1Ы: раздевальная (в ясельной группе — приемная), группо1зая""{йТровая^,буфетная, санитарная ко м1чата7спаль'(^я3ст5рто обязательна для ячейки круглосуточного^эункционирования). При отсутствии спальни~Трупповая (игровая) увеличивается в размере до 62 м2. Они оборудуются встроенными шкафами и откидными кроватями. В структуру дошкольного учреждения в обязательном порядке входят помещения общего назначения. Это прежде всего помещения дл.я_реадизации программы физического во^иганця^жмнастический зал(музыкальныйУп71о11^адью 75 м2 для учреждений до 165 BocnHTaHHHKOB.'T'TDirM^'—^go^yj детеиидва зала (ТСУСлм^^бОмЗ^ёГольшей-вмеетимости, что позволяет проводить занятия раздельно с младшими и стар-шимивозрастами. Для расширения оздоровительной работы с детьми ряд проектов предусматривает бассейны, игротеки, комнаты ручного труда, зимний сад. Помещением общего назначения является и меди цинский пункт. В учреждениях до 8 групп он состоит из медицинской комнаты и изолятора, имеющего выход на улицу. Если в учреждении 8 или более групп, то оборудуется процедурный кабинет. Пищеблок: обязательное размещение на 1-м этаже с самостоятельным входом с улицы. Набор прме-щений зависит от ^е^фики^набженияпро/у/ктами: ^ТюлуфаорйкатамТГ^ в состав пищеблока вкл качаются охлаждаемые камеры для хранения последних; 2) при приготовлении пищи из сырья — вводятся кладовые, заготовочные цеха. Для размещения CJT^e6JiQ.^JbuiMyxJT^MJe^ueHjiyi существенным является основная рекомендация^^оыи ДOЛЖHЫ^TЬ^-cгю®2кeнмJ^a.пepвaм^^ ""-ii изюлированно.от.д&тских-фупа, Принцип групповой изоляции — это планировочное мероприятие по профилактике распространения инфекционных заболеваний. Кроме этого, есть еще и организационные мероприятия. Это касается прежде всего правил размещения возрастных групп. 1) Поэтажный — когда ясельные группы располагаются на 1-м этаже, а садовские — на 2-м; 2) Торцовый — разновозрастные группы размещаются в разных торцах здания; 3) Павильоннь1й (блочный) — когда для каждого возраста имеется свой павильон (блок). Это чаще наблюдается в летних оздоровительных учреждениях или в учреждениях санаторного типа. Для поддержания санитарно-эпидемиологическо-го благополучия в детских учреждениях необходимо: TУ~вьTпoлнять-cy-Щёc1твyющиe санитарные правила и нормы размещения детей (наполняемость группы, принцип групповой изоляции); 2) правильно и по назначению использовать все помещения; 3) соблюдать правила доставки, хранения продуктов, технологии приготовления пищи, сроки ее реализации; 4) соблюдать питьевой режим; 5) выполнять правила приема персонала на работу и своевременное прохождение обязательных профилактических осмотров; 6) выполнять правила приема вновь поступающих и переболевших детей; 7) организовывать ежедневный "фильтр" (в ясельных группах строго обязательно); 8) прививать гигиенические навыки детям и персоналу; 9) ежедневный осмотр работников пищеблока; 10) содержать все помещения и участок в соответствии с санитарными правилами и нормами; 11) иметь средства для проведения текущих дезинфекционных мероприятий. Ответственность за выполнение перечисленных мероприятий лежит на администрации, а ежедневный контроль выполняет медицинский персонал. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД) Многолетний опыт строительства учреждений общеобразовательного назначения позволил выработать основные требования к планировке и эксплуатации последних. Эти задачи решаются удовлетворительно при четком определении следующих параметров: 1) учет местных природно-климатических условий; 2) правильный выбор территории земельного участка и максимальное его использование для оздоровления учащихся; 3) строгое определение вместимости школьного здания; 4) максимальное разобщение учащихся на возрастные группы. Создание благоприятных условий внешней среды, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, — основная задача при проектировании, оборудовании и оснащении общеобразовательных учреждений. Как и при сооружении дошкольных учреждений, так и при сооружении школ решение выше-поставленных задач начинается с выбора земельного участка. Площади земельных участков школ согласно современным требованиям имеют тенденцию к увеличению, но отправным пунктом расчета является число учащихся (40-50 м2 на одного учащегося в обычных школах и 50-70 м2 — в школах-интернатах). Размер и конфигурация участка (1:2; 2:3 — соотношение сторон) позволяет осуществить правильное функциональное зонирование территории (учебно-опытная зона, учебно-спортивная зона, зона озеленения — не менее 50%). Оптимальная вместимость здания на современном этапе имеет стойкую тенденцию к увеличению. Это дань специфики градостроительства, введения новых методов и средств обучения. История строительства школ знает очень много различных вариантов (централизованная — одно многоэтажное здание; павильонная, блочная). Все известные варианты должны были обеспечить: 1) условия правильного построения учебного процесса, в том числе элементов политехнического обучения; 2) условия для поддержания не только двигательной активности, но и всестороннего физического развития (занятия не только в учебное, но и вне учебного времени); 3) условия для полноценного отдыха — наличие помещений для рекреации. С гигиенических позиций в HacJo^y^ee_B.p-eJ^ наиболее целесообразной сист^мои_строительства ббш^^_аз.ояа1едьнь.(кшкол-являе1ся-1ак-назь1ваемая блочно-цецтрализовацнаяхистема (иногда ее именуют олочно^секционная система, что уже затрагивает внутреннюю планировку). Блочно-централизованная c^]SM-a-=-этoJ^aдичиe}recкoлькиJ(^^^ ^HaHW^oepf^HHb^xJWK^^QJSo^Je^ дами, Максимальное^разделение уча^цихся^па.возр^сту достигается cooTBeTC^yre^e^HyTgeHh^JiAawiDOB-кбй y4eatibixJ>AOKOB. В^с.нове.днутренней планибрв-"^иТтрй"даннойсистеме^]ежитсрзлани^е.бло^;сек11ии_с опрёделённымнабором помещу нии,_объедиценных е7Сй"ным^^нклиомадьнь1мназначеж^м..,Ос^^^ требоваяи^^даяно^с^стемь^в^^^ секцию.не лолжуолходить,б^лее„4_кдассод. Эта система строительства получила положительную оценку гигиенистов не только в России, но и за рубежом. Она учитывает возрастную изоляцию детей и способствует организации дифференцированного режима труда и отдыха учащихся. И, как показывает практика, такая система внутренней планировки ведет к резкому снижению заболеваемости учащихся (заболеваемости различной этиологии). Принципиальной схемой внутренней планировки п ри^данной сЙстеме^вляеТся~создание^едующ^ блок-секций: ""ТТ^б/юк^секция для шестилеток и 1-х классов (классные помещения, спальня-игровая, помещения рекреации, санитарные узлы); 2) блок-секция для 2-4-х классов (классные помещения, кабинеты трудового обучения, помещения рекреации, санитарные узлы); 3) блок-секция для 5-9-х классов (кабинеты, лаборатории, помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации, рекреационные, санитарные узлы); 4) блок-секция для 10-11-х классов (набор помещений идентичен секции 5-9-х классов). Кроме того, выделяются блоки общего подьзова- ния: ТГ блок-секция учебно-спортивных помещений и помещений начальной военной подготовки; 2) блок-секция лекционно-аудиторных помещений (актовый зал, библиотека, помещения для групповой работы); 3) блок-секция помещений обслуживающего назначения (обеденный зал, кухня, административно-хозяйственные помещения). В последнюю секцию может быть включен медицинский пункт, гардероб. С гигиенических позиций доказано преимущество односторонней внутренней застройки. В данном случае учебные и вспомогательные помещения располагаются на одной стороне коридора, что позволяет: выбрать правильную ориентацию, возможность сквозного проветривания, обеспечить достаточное рекреационное пространство. Как показали гигиенические исследования, в таких условиях работоспособность учащихся поддерживается на достаточно высоком уровне, иммунобиологическая реактивность не снижается. Поступление в школу — один из наиболее ответственных моментов в жизни ребенка как в физиологическом, так и в социальном отношении. В жизни ребенка начинается качественно новый этап, достаточно резко меняется привычный образ жизни. Возникает необходимость адаптации (приспособления) к новым условиям жизни (отрыв от семьи, привычного коллектива детей), к новым условиям обучения (требованиям педагога, новому режиму жизни и к обязательному режиму учебной работы). У ребенка появляются новые обязанности, иные взаимоотношения с детьми и взрослыми. Резкое изменение привычного образа жизни детей с момента их поступления в школу, вхождение в новые условия школьной жизни вызывают психофизиологическую перегрузку организма ребенка и определяются гигиенистами как "кризисное состояние". По определению С.М. Громбаха(1977 г.) "приспособление ребенка к учебным занятиям в школе — про-цесс^сложный, относимый к биосоциальной адаптации, т.к. школьнику приходится приспосабливаться к сложному комплексу факторов, среди которых трудно выделить ведущий". Различают 2 аспекта адаптации: — физиологическая адаптация — комплекс сдвигов в организме, характеризующих переход системы на новый, более высокий и устойчиво сохраняющийся уровень функционирования. Эти изменения касаются главным образом высшей нервной деятельности, обеспечивающей успешность учебной работы; — социально-психологическая адаптация заключается в усвоении школьных норм поведения, налаживании социальных контактов с учителем, одноклассниками. Об адаптации ребенка к учебным занятиям в школе можно судить по ряду критериев, а именно: по показателям учебной активности (повышение успеваемости, благоприятная дневная динамика работоспособности, высокий уровень и устойчивость функциональных показателей, высокая двигательная активность, эмоциональное благополучие), а также на основании выполнения школьных норм поведения, успешности социальных контактов с учителем и одноклассниками. На основании многолетних наблюдений, проводимых в начальной школе, установлено, что возможны значительные индивидуальные колебания в сроках адаптации у детей (от 3 до 1 б недель). В первые недели и месяцы обучения у 70% первоклассников часты жалобы невротического характера (чувство усталости, головные боли, боли в области сердца, в животе и др.). У большого числа учащихся отмечается беспокойный сон, быстрая утомляемость, плаксивость, обнаруживаются неблагоприятные физиологические сдвиги функционального плана со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем, часто выявляется снижение темпов нарастания массы тела, а также неспецифической реактивности организма, приводящее к учащению заболеваемости. У здоровых первоклассников относительно устойчивое приспособление (по показателям работоспособности, условно-рефлекторных реакций и др.) приходится в среднем на 5-6-й неделе от начала учебного года. Однако имеются значительные отличия у различных групп детей. Следует знать, что в основу оценки адаптации к школе у детей 6 и 7 лет положены различные клинические.критерии. У 6-летних первоклассников оценка течения адаптации предполагает учет нарушений соматического здоровья (недостаточная прибавка массы тела — 900 г и менее за год, рост общей заболеваемости, снижение содержания гемоглобина до 116 г/л и ниже, понижение остроты зрения). Отсутствие указанных изменений свидетельствует о благо-приятной адаптации, наличие отдельных сдвигов — об условно-благоприятной (среднеблагоприят-ной), сочетание всех изменений означает неблагоприятную адаптацию. У 7-летних первоклассников течение адаптации к школе оценивается по выраженности и продолжительности невротических реакций. Их отсутствие или слабая выраженность в течение первых двух четвертей учебного года свидетельствует о благоприятном прогнозе течения адаптации. Умеренная выраженность невротических реакций на протяжении трех четвертей с ослаблением их проявления к концу учебного года — свидетельство условно-благоприятного прогноза (среднеблагоприят-ный прогноз), при значительной выраженности симптоматики, близкой к неврозу, — прогноз неблагоприятный. По скорости и устойчивости адаптации выделяют 3 группы детей: I группа (56% детей). Устойчивая адаптация- наступает в течение первых двух месяцев, но и у этих детей могут быть определенные сложности с выполнением правил поведения и приобретением социальных контактов (отвлечения на уроках, конфликт с одноклассниками и др.). II группа (30% детей) — это дети с неустойчивой адаптацией. Приспособление к учебному процессу растягивается до 3- 4 месяцев. Эту группу в целом характеризует низкий уровень развития познавательных процессов, непродолжительная учебная активность заменяется игрой (играют, рисуют на уроках, занимаются посторонними делами). Все это свидетельствует о социальной незрелости ребенка — он не готов взять на себя роль школьника в ситуации обучения. Эти дети испытывают также трудности во взаимоотношениях с учителем и детьми. Ill группа (14%). Дети не адаптируются к шко-ле. Группа характеризуется низкой учебной активностью, отсутствием успехов в учебе. В работах отечественных и зарубежных авторов нарушения адаптации рассматриваются как предпосылки для развития различных патологических состояний (предболезнь, пре-невротические состояния). У детей в этих случаях можно различить 3 основных варианта дезадаптивно-го поведения: а) реакция активного протеста (ребенок непослушен, нарушает дисциплину, мешает детям, ссорится с детьми и учителем, возможны вспышки гнева и раздражительности). Стабильное проявление реакции активного протеста диагностируется как патология поведения; б) реакция пассивного протеста (ребенок пассивен, одинок, характерно депрессивное настроение, страхи); в) реакции тревожности и неуверенности (пассивен, при ответах напряжен, скован, легко краснеет, плачет, теряется). Для этих детей характерно появление невротической симптоматики — заикание, энурез, а также учащение соматических заболеваний. Закрепление реакций протеста и углубление чувства тревожности является основным механизмом психогенного патологического формирования личности. Из кого же формируется 3-я группа детей, не адаптирующихся к занятиям в школе? Как правило, в этой группе оказываются дети: а) из семей с неудовлетворительными социальными условиями жизни и воспитания, родители которых страдают алкоголизмом либо имеют низкий образовательный.уровень, где часты внутрисемейные конфликты и др. В этих случаях говорят о так называемой "социально-педагогической запущенности ребенка"; б) с неблагоприятным биологическим статусом — имеющие отягощенный акушерский анамнез и период новорожденности, истощающие заболевания в ' раннем детстве ("цепочка инфекций", родовая травма, сотрясение мозга в раннем возрасте). Для того, чтобы процесс приспособления к школьным занятиям протекал легко, быстро и носил устойчивый характер, следует учитывать факторы, влияющие на успешность адаптации: 1. Уровень функциональной готовности детского организма к обучению в школе. Так называемая недостаточная готовность определяется чаще всего не общим отставанием в развитии организма, а частичной незрелостью или недостаточным развитием некоторых функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью. Это прежде всего относится к развитию психики и моторики ребенка, к его умению сосредотачиваться, тормозить на определенное время свою двигательную активность, без лишнего напряжения сохранять рабочую позу. Для письма и рисования необходимо достаточное развитие мелких мышц кисти, согласованность движения пальцев. В целом развитие психики, моторики и речи определяют уровень функциональной готовности ребенка к школе. В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особенностями условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности. Особенно беспокоят врачей и педагогов функционально неготовые к школе дети, поскольку именно из них, как правило, формируются плохо успевающие школьники и второгодники. Для определения степени "школьной зрелости" у 5-7-летних детей с успехом используется психофизиологический тест Керна-Ирасека, состоящий из 3 заданий и проводимый врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад). Применение его позволяет выявить 20% функционально неготовых детей 7-летнего возраста. Среди 6-летних детей число неготовых к школе колеблется от 5 до 90%. Результаты выполнения этого теста высоко коррелируются с показателями работоспособности и успеваемости учащихся, динамикой их здоровья и могут быть достаточно убедительными показателями готовности к школе. Причиной школьной незрелости ребенка является комплекс неблагоприятных биологических и социальных факторов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |