Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Обеспечение оптимального двигательного режима с учетом потребности растущего организ­ма в движениях и функциональных возможнос­тей ребенка




Движение — признак жизни, без него невозможно существование человека. На всех этапах его эволю­ции формирование человека происходило в нераз­рывной связи с активной мышечной деятельностью.

В процессе жизнедеятельности человек выполня­ет разнообразные движения. Суммарное количест­во движений за отдельный отрезок времени на­зывается двигательной активностью (ДА).

ДА детей чрезвычайно высока. По выражению А.Г. Сухарева (1991 г.) это своеобразный регулятор биологического созревания детского организма.

Как показали исследования, в настоящее время во многих дошкольных учреждениях существующий дви­гательный режим позволяет восполнить лишь 50-60% естественной потребности в движениях. С момента поступления в школу ДА детей снижается в 2-2,5 раза. Причины малоподвижного образа жизни школьников весьма многообразны:

— учебная деятельность в школе и дома;

дополнительные занятия (музыка, рисование, иностранный язык);

— длительный неконтролируемый просмотр теле­передач, компьютерные игры.

Причины, общие для детей и взрослых:

— снижение физических затрат на самообслужи­вание ("удобства" городской жизни);

— значительное ограничение ходьбы (транспорт, лифт);

— уменьшение физической деятельности в соци­ально-культурной. жизни (телевизор вместо театра, телефон вместо личных встреч);

— негативное отношение в нашей стране к физи­ческой культуре — стремление к бытовому комфор­ту и удобствам;

— наличие хронических заболеваний;

— сужение контактов в подростковом возрасте;

— неблагоприятные климатические условия.

В естественных условиях резкое снижение ДА на­блюдается у школьников, проживающих в северных районах страны. В период полярной ночи их ДА на 25-30% ниже, чем у их сверстников средних и южных широт, что сказывается и на показателях их физичес­кой подготовленности. Все перечисленное выше при­водит к тому, что до 85% времени бодрствования дети школьного возраста проводят сидя. Установлено, что чем старше школьники, тем ниже их ДА: если у уча­щихся 5 класса она составляет 18% суточного вре­мени, то у 10-классников только 6-8%, при этом ДА девушек ниже, чем юношей. Полноценный урок физ­культуры в школе дает в среднем 10% необходимого суточного объема движений. Однако, как показал опрос школьников Москвы, проведенный НИИ физио­логии детей и подростков АПН РФ, 6 5% детей млад­шего школьного возраста этим и ограничиваются. Среди тучных детей такое положение наблюдается в 86%, хотя понятно, что 2 урока физкультуры в школе не обеспечивают оптимального уровня ДА, который необходим для школьника.

Ограничение ДА (гипокинезия) далеко не безраз­лична для живого организма.

В опытах на кроликах, двигательная активность которых чрезвычайно велика, установлено, что через сутки общей иммобилизации животных в их миокарде появлялись очаги некроза, повышалось содержание сахара в крови, а через несколько недель в условиях резко ограниченной подвижности первый прыжок кроликов приводил к переломам передних или задних ко­нечностей. Гипокинезия здорового человека также приводит к заметным изменениям функционального состояния двигательного анализатора: уменьшается точность и координация движений, снижается вынос­ливость к статическому напряжению, утрачиваются та­кие навыки, как сила, быстрота, ловкость.

У больных, длительное время находящихся на постельном режиме, отмечается сдвиг минерального обмена в костной ткани в сторону уменьшения мине­ральной насыщенности и повышенного выведения кальция из организма (деминерализация костной тка­ни), возникают изменения со стороны сердечно-со­судистой системы (учащение сердечного ритма, ухуд­шение приспособительной реакции аппарата крово­обращения к мышечной работе). Наконец, у людей в условиях неподвижности с мочой выделяется боль­шое количество азота, кальция, фосфора и других элементов в том соотношении, какое отмечается в белках. Это связывают с атрофией мышц при ади­намии, в результате чего происходит потеря белка. У спортсменов при строгом ограничении мышечной де­ятельности (лечении травм, уход из большого спор­та) также отмечаются дистрофические и деструктив­ные изменения мышечных волокон и замена части мы­шечной ткани жировой. Серьезно решается пробле­ма гиподинамии у космонавтов после выполнения дли­тельных космических полетов. По данным ВОЗ, сни­жение уровня двигательной активности населения приводит к заметному росту сердечно-сосудистых заболеваний во всех экономически развитых странах мира. Так, рост числа автомобилей пропорционален увеличению числа случаев инфарктов миокарда сре­ди населения. Гиподинамия приводит также к сниже­нию неспецифической резистентности организма че­ловека и повышению заболеваемости.

На современном этапе говорят о гипокинезичес-кой болезни, которая рассматривается как предпа-тологическое состояние, характерными признаками которого являются:

а) отставание в развитии двигательных качеств;

б) быстрая утомляемость при физической нагруз­ке;

в) низкие функциональные возможности вегета­тивных функций;

г) изменения в физическом развитии — избыточ­ная масса тела за счет жироотложения;

д) сниженная общая неспецифическая резистент-ность;

е) возможность развития астенического синдрома;

ж) нарушение регуляции АД и ритма сердечных сокращений;

з) расстройства в деятельности ЦНС и обмене ве­ществ.

Итак, для правильного роста и развития, а также укрепления здоровья ребенка ему необходимо обес­печить оптимальный уровень ДА — такой уровень, который окажет наибольшее благоприятное влияние на организм, обеспечит физиологическую потреб­ность организма в движении. Этот оптимальный уро­вень или гигиеническую норму суточной ДА выража­ют общей продолжительностью (в часах) двигатель­ного компонента в режиме дня.

Он составляет для детей:

7-10 лет — 4-5 ч

11-14 лет — 3,5-4,5 ч

15-17 лет — 3-4 ч

Несмотря на снижение времени двигательного компонента в режиме дня, число движений и объем выполняемой работы с возрастом увеличивается, что свидетельствует об увеличении интенсивности движений в старших возрастных группах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.