Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков




IV. Создание благоприятных условий внешней среды во время занятий.

Эффективность физических занятий зависит во многом от соблюдения гигиенических условий. Запрещается проводить физкультурные занятия в под­вальных и проходных помещениях, коридорах. В каждой школе должен быть физкультурный зал, от­вечающий следующим требованиям:

1. Площадь физкультурного зала определяется из расчета 4 м2 на одного учащегося при высоте 5-6 м.

2. t° воздуха должна поддерживаться на уровне 14-15° С.

3. Необходим трехкратный обмен воздуха в час, что должно обеспечиваться приточно-вытяжной вен-тилляцией (при подаче 80 мУч на одного учащегося) или сквозным проветриванием (фрамуги, форточки).

4. Достаточный уровень освещенности (СК 1:4-1:5), уровень искусственной освещенности — 150-200 лк.

5. Окна, светильники, отопительные приборы должны быть закрыты съемными сетками.

6. Полы деревянные, стены ровные, без выступов, на высоту до 2 метров покрыты масляной краской.

7. Необходимые вспомогательные помещения:

2 раздевалки (для мальчиков и девочек) с душевыми и туалетными комнатами, снарядная, комната препо­давателя.

8. Спортинвентарь должен соответствовать техни­ческим условиям, не иметь зазубрин и других повреж­дений, которые могут вызвать травмы.

9. В спортивном зале должен находиться только тот инвентарь, который необходим на данном заня­тии. :

10. Влажная уборка зала должна проводиться 2-3 раза в день — до начала занятий, между сменами, по окончании занятий.

11. Генеральная уборка зала — 1 раз в неделю с горячей водой.

12. Особого ухода требуют маты. Хранить их сле­дует в висячем положении. Стирка чехлов должна проводиться 1 раз в неделю. Кроме того, применяет­ся выколачивание, чистка пылесосом.

 

 

Лекция 33

Выбор профессии — важная жизненная пробле­ма для каждого человека. Этот выбор начинается в школе в подростковом возрасте и основывается для одних — на собственном опыте занятий в кружках, а для большинства других — на сведениях, полученных от родных и знакомых, почерпнутых из художествен­ной литературы, теле- и радиопередач.

Однако у многих подростков к концу школьного обучения не вырабатывается устойчивый интерес к какой-либо области знаний или роду занятий, в силу чего они не могут самостоятельно выбрать направле­ние профессиональной деятельности. Так, социологи­ческие исследования, проведенные среди школьников Москвы и Московской области в 80-е годы, показали, что лишь 20% выпускников имели четкие представле­ния о будущей профессии, около 50% учащихся во­обще не сделали выбора, остальные 30% при наличии определенных желаний не знали, где их можно реали­зовать, судили о предполагаемом виде деятельности по случайным советам и рекомендациям.

Это весьма распространенное явление. Не удиви­тельно, что в дальнейшем в процессе освоения про­фессии, обучения в ПТУ, средних специальных и выс­ших учебных заведениях или на производстве под­ростки, встречаясь с трудностями, разочаровывают­ся в своем выборе, что наносит моральный ущерб, вызывая неудовлетворенность, желание переменить работу, и приносит немалые потери обществу.

Наиболее распространенные ошибки при выборе профессии заключаются в следующем:

1. Переоценка своих сил и возможностей. С одной стороны, это следствие незнания содержания профес­сии и тех требований, которые она предъявляет к ор­ганизму. С другой стороны, подростки совершенно не учитывают состояние своего здоровья: при наличии серьезных отклонений и даже хронических заболеваний большинство из них считали себя пол­ноценными и работоспособными в любой отрас­ли деятельности.

2. Увлечение "модными" и престижными профес­сиями без учета физических возможностей и потреб­ностей производства в данных специалистах.

3. Слепое подражание друзьям: "подруга пошла и я с ней" — частая мотивация при выборе профессии у школьников.

Для того, чтобы привести в соответствие стремле­ния подростков и их индивидуальные качества, необ­ходима специальная подготовка учащихся к созна­тельному выбору профессии. Эта система мероприя­тий носит название профессиональной ориентации.

Профориентация — научно обоснованная сис­тема мер, направленных на то, чтобы помочь учащим­ся выбрать профессию с учетом их интересов, склон­ностей, а также состояния здоровья и потребностей народного хозяйства в кадрах.

В этой работе принимают участие школа, семья, поликлиника, предприятия, организации и учебные за­ведения. Задействованы должны быть специалисты различного профиля: педагоги, психологи, физиоло­ги, врачи, экономисты. Выделяют 3 основных аспек­та профориентации:

1. Психологический — подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особеностей организма.

2. Медицинский — включает изучение состояния здоровья учащегося, установление необратимых де­фектов и аномалий развития, а при наличии хрони­ческих заболеваний степени компенсации.

3. Социально-экономический — учет потребнос­тей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалифи­кации.

Комплекс мероприятий по профориентации должен проводиться в школах начиная с 5 класса. Эта работа ведется в основном педагогами с привлечени­ем родителей. Цель ее — выявление и развитие спо­собностей детей, знакомство с профессиями путем проведения экскурсий на производства, показа учеб­ных фильмов. Уже на этом раннем этапе в профори­ентации принимает участие и врач школы, т.к. он на протяжении нескольких лет ведет наблюдение за раз­витием и состоянием здоровья ребенка. Он имеет воз­можность выяснить интересы и способности школь­ников,- их профессиональные намерения, установить контакты с педагогами и родителями, давая совет пос­ледним о трудоустройстве детей, имеющих отклоне­ния в состоянии здоровья (в частности, при наличии необратимых хирургических дефектов или заболева­ний, таких как остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефрак­ции, врожденные и приобретенные пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронический неф­рит, выраженный сколиоз, остаточные явления родо­вой травмы и др). Именно таких детей необходимо как можно раньше ориентировать на профессии и специ­альности,'показанные им по состоянию здоровья и тактично отвлечь их внимание от профессий, которые могут усугублять течение основного заболевания или отягощать его.

Здесь самое время дать определение понятия "врачебно-профессиональная консультация" (ВПК).

Основная задача ВПК — подбор для подростков из многих профессий такого вида трудовой деятель­ности, который бы не только не усугублял имеющих­ся у него отклонений, но и способствовал бы их кор-. рекции, укреплению здоровья, физическому разви­тию, т.е. рекомендация профессии и специальности конкретно каждому подростку в соответствии с со­стоянием его здоровья и функциональными возмож­ностями.

ВПК осуществляется начиная с 7 класса в отноше­нии всех учащихся. С этой целью проводится углуб­ленный осмотр педиатром (ас 15 до 18 лет — врачом подросткового кабинета) и другими специалистами (ЛОР, невропатолог, хирург, офтальмолог). Данные обследования и динамического наблюдения за уча­щимися на протяжении всех лет обучения позволяют выявить школьников с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, которые нуждаются в квалифицированном медицинском совете в отноше­нии выбора профессии. По результатам этого осмот­ра и с учетом данных динамического наблюдения вра­ча-педиатра, содержащихся в медицинской докумен­тации, дается врачебное заключение о профессиональной пригодности подростка. Данное заключение заносится в медицинскую справку (форма № 086/у), которая выдается подростку, поступающему на рабо­ту или на учебу в ПТУ, техникум, среднее специаль­ное учебное заведение или вуз, из поликлиники по месту жительства или общеобразовательной школы, где он обучался.

Многочисленные работы, проводимые в послед­ние годы в Москве и Московской области, а также в Ленинграде по оценке врачебно-профессиональной консультации в школе, показали, что приблизитель­но каждый второй подросток имеет ограничения для некоторых видов труда. Поэтому весьма важно про­ведение 2-го этапа профориентации — профессио­нального отбора, т.е. определения пригодности под­ростка по состоянию здоровья к данной профессии, а также оценка функциональных возможностей и адаптивных способностей его организма. Эту работу проводят медицинские работники ПТУ, техникумов, вузов и др., выбирая из среды кандидатов на опреде­ленные виды труда тех, которые по своему здоровью и индивидуальным качествам к этой работе более при­годны. Специфика медицинского освидетельствова­ния заключается в выявлении функциональных воз­можностей и компенсаторных реакций тех систем и органов, на которые ожидается преимущественное воздействие производственных факторов.

• Несколько слов следует сказать об особенностях морфологии и физиологии подросткового периода, так как они в значительной степени определяют осо­бенности течения патологических процессов, а также специфику реакции подростков в процессе трудовой деятельности и адаптации к труду и должны.учиты­ваться в практике ВПК.

Подростково-юношеский возраст (от 13 до 18 лет) характеризуется рядом анатомо-физиологических и психологических особенностей, отличающих его от других периодов жизни. В морфофункциональном отношении этот период отличается бурным ростом всех органов и систем и главным образом энергич­ной перестройкой нейрогуморальных и нейро-регу-ляторных соотношений. Вследствие этих изменений у подростков могут иметь место:

1) выраженное повышение всех вегетативных ре­акций, неадекватность реакций характеру и силе воз­действия — максимальный ответ даже на небольшие раздражители;

2) значительное повышение обмена веществ и энергетических трат, что, наряду с усиленно протека­ющими пластическими процессами, создает условия для снижения сопротивляемости к воздействию не­благоприятных факторов.

При профессиональном обучении подростки мо­гут контактировать почти со всеми физическими фак­торами внешней среды (кроме проникающей радиа­ции) и со многими химическими агентами. Доказано, что степень неблагоприятного влияния профессио­нальных факторов на организм подростков опреде­ляется не только длительностью контакта, но и ком­плексом условий (интенсивность воздействия и реак­тивность организма).

Для врача, работающего с подростками, совер­шенно недостаточно знания только возрастных осо­бенностей, клиники и терапии тех или иных отклоне­ний в состоянии здоровья, функциональных и приспо-собительных возможностей пораженного органа, умения прогнозировать дальнейшее течение патоло­гического процесса. Для полноценного профессионально-консультативного заключения врач должен еще располагать достаточными сведениями об осо­бенностях профессий, о характере воздействия фак­торов труда на организм работающих, требованиях, предъявляемых тем или иным видом труда к функци­ональному состоянию организма и отдельным орга­нам и системам. Знания в области гигиены труда не­обходимы для подбора подростку такой специальнос­ти, которая бы не только полностью соответствовала его анатомо-физиологическим и возрастно-половым особенностям, но и оказывала бы оздоравливающее влияние. С этой целью совместно с санитарно-про-мышленными врачами и инженером по технике без­опасности на каждую профессию должны быть со­ставлены санитарные характеристики, отражающие все существенные ведущие факторы, присущие про­фессии на современном уровне развития производ­ства.

Санитарная характеристика позволяет врачу про­гнозировать влияние производственных условий и характера трудового процесса на организм подрост­ка. Санитарная характеристика составляется по оп­ределенной схеме с обязательным описанием после­довательности рабочего процесса и отдельных опе­раций, применяемых материалов, оборудования и ин­струментария, рабочей позы (стоя, сидя, вынужден­ная). Кроме того, отмечаются сведения о наличии по­вышенных требований к отдельным анализаторам (слух, зрение, обоняние и т.д.), центральной нервной системе (внимание, координация движений, память и др.), а также о возможности воздействия производ­ственных вредностей (пыль, шум, вибрация, химичес­кие вещества, неблагоприятные метеорологические условия).

Все профессии по санитарным характеристикам можно разделить условно на 4 группы:

К 1-й группе относятся профессии, где отсутству­ют тяжелые условия труда и неблагоприятные произ­водственные факторы. Это профессии сферы обслу­живания, конторско-канцелярские работы, часовое производство, предприятия приборостроения и др. Школьники с отклонениями в состоянии здоровья, а также отклонениями в физическом и психическом развитии могут выбрать одну из многих профессий, включенных в данную группу.

2 группа объединяет профессии, связанные с вре­менным воздействием неблагоприятных производст­венных факторов. Например, работа повара сопря­жена с временным действием высокой температуры (23-38° С) и высокой относительной влажности. У под­ростка во время работы у плиты наблюдается обиль­ное потоотделение, повышение температуры тела и учащение пульса до 140 уд./мин. Следовательно, дис­комфортный микроклимат в производственном поме­щении время от времени предъявляет повышенные требования к органам дыхания и сердечно-сосудистой системе. Исходя из этого, профессия повара не мо­жет быть рекомендована подросткам, страдающим заболеваниями органов дыхания и кровообращения.

В 3 группу включены профессии, связанные с по­стоянным воздействием комплекса различных небла­гоприятных факторов. Например, в работе ткача встречаются: действие повышенной температуры, за­пыленность; интенсивный шум (факторы риска для лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания), а также вынужденная поза (ра­бота стоя), противопоказанная лицам с нарушениями осанки и плоскостопием. Таким образом, школьникам с заболеваниями сердца, легких, слуха и опорно-двигательного аппарата данная профессия противо­показана.

4 группа объединяет около 3000 профессий и ра­бот с тяжелыми и вредными условиями труда. Работа на этих предприятиях разрешена лишь с 18 лет. По указанным профессиям разрешено прохождение про­изводственной практики (производственное обуче­ние) лицам, обучающимся в ПТУ, учащимся старших классов общеобразовательных школ. Длительность пребывания — не более 4 часов в день при условии строгого соблюдения в этих производствах и на ра­бочих местах санитарно-гигиенических норм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.