Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 3. Конституционные основы системы государственной власти субъектов России

Для осуществления государственной власти на своей территории субъекты Российской Федерации образуют собственные органы государственной власти. Конституция России признает самостоятельность субъектов России в определении ими своей системы органов государственной власти, которая не должна, однако, противоречить основам конституционного строя Российской Федерации, а также общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом. Каждый субъект России образует законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, а также формирует свои судебные органы власти, к которым относятся конституционный или уставный суд, мировые судьи. Субъекты России вправе в соответствии со своей конституцией (уставом) образовывать и иные органы государственной власти. Конституцией (уставом) субъекта России может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта России: президента республики, губернатора области, края и др.

Федеративная природа Российского государства, наличие в нем двух уровней осуществления государственной власти (федерального и субъектов России) обусловливают необходимость разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Такое разграничение осуществляется Конституцией России, которая определяет, во-первых, предметы ведения Российской Федерации, то есть те сферы общественных отношений, регулирование которых находятся в исключительной компетенции России. Во-вторых, Конституция устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то есть сферы общественных отношений, регулирование которых находится и в компетенции России, и в компетенции ее субъектов России. Сферы же общественных отношений, которые не отнесены ни к ведению России, ни к совместному ведению, находятся в исключительном ведении субъектов России.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется также Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Однако надо учитывать, что основные положения данного Договора нашли свое отражение в настоящей Конституции, и он действует в части, не противоречащей Конституции России.

По вопросам разграничения предметов ведения и полномочий между указанными выше органами государственной власти могут заключаться также иные договоры, которые, однако, лишь вправе конкретизировать предметы совместного ведения с учетом экономических, социальных, географических, этнических и иных особенностей субъектов России. Сторонами договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта России его органы государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает основные принципы и порядок заключения договоров. Закон предусматривает и возможность заключения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов России о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Заключаемые договоры и соглашения, а также федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения.

Вопрос № 4. Общие принципы организации представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти в Российской Федерации и субъектах России.

Единство системы государственной власти в Российской Федерации обусловливает единство принципов организации и деятельности государственных органов. К числу таких принципов относятся:

1. Формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти. Статья 3 Конституции России устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является его многонациональный народ, осуществляющий свою власть наряду с другими организационно-правовыми формами и через органы государственной власти. При этом конституционная норма определяет, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Именно путем выборов многонациональный народ Российской Федерации формирует представительные органы государственной власти в центре и на местах, избирает Президента России и президентов тех республик в составе Российской Федерации, где их Конституциями предусмотрена такая должность. Органы исполнительной и судебной власти образуются, в свою очередь, вышеуказанными органами. Глава Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной Думы, члены Правительства назначаются решениями Президента России. Судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Главы администрации краев и областей назначаются всенародно избранным Президентом России, а мэры городов избираются населением этих городов.

2. Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, как принцип организации и деятельности государственных органов прямо устанавливается Конституцией России (ст. 10) и осуществляется на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно указанному принципу, ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией Российской Федерации и другими законами. Действуя в этих пределах, государственные органы имеют возможность взаимодействовать между собой, уравновешивать друг друга, контролировать работу органов иных ветвей власти, указывать на нарушение закона. Все это необходимо для обеспечения демократического развития общества, функционирования механизма «сдержек и противовесов», предотвращение чрезмерной концентрации, монополизации власти одним органом (должностным лицом).

3. Принцип территориальной организации властных структур вытекает из федеративного устройства России. В соответствии со статьей 11 Конституции России государственную власть на территории России в целом осуществляют федеральные органы: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, а также суды Российской Федерации. Эта же норма Конституции России устанавливает, что государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образуемыми ими государственными органами.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти в Российской Федерации также определяется федеративным устройством нашего государства. В соответствии со ст. 11 п. 3 Конституции России разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов осуществляется самой Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Смысл такого разграничения, исходящий из единства системы государственной власти и признания равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, состоит в том, что по вопросам, имеющим общефедеральное значение, решения должны приниматься федеральными органами государственной власти, вопросы, имеющие значение и для Федерации, и для ее субъектов, должны решаться совместными усилиями центра и мест и, наконец, сами субъекты по вопросам, имеющим исключительно местное значение, должны обладать всей полнотой государственной власти. Данный принцип реализован в положениях ст. 71-73 Конституции России. При этом важно обратить внимание на то, что Конституция России, а вслед за ней и текущее законодательство вкладывает разный смысл в понятия «предметы ведения» и «полномочия». Под предметом ведения понимаются вопросы, которые вправе решать те или иные государственные органы (бюджет, налоги и сборы и т. п.). Полномочия государственных органов — это установленная законом мера участия соответствующего государственного органа (его права и обязанности) в решении какого-либо вопроса. Так, например, в рамках решения вопроса о бюджете различные государственные органы имеют не одинаковые полномочия: общефедеральные органы составляют и утверждают федеральный бюджет, государственные органы субъектов России решают аналогичные задачи применительно к своим территориям, а государственные органы городов, городских и сельских районов вправе решать бюджетные вопросы лишь местного значения.

5. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает строгое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого государственного органа в целом и любого его должностного лица. Требование законности устанавливается в ст. 15 Конституции России, обязывающей все государственные органы и должностных лиц соблюдать Конституцию и законы России.

6. Осуществлениесвоих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина — один из основополагающих принципов организации и деятельности органов Российского государства. Статья 18 Конституции России устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют содержание деятельности законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Это означает, что конечной целью работы каждого государственного органа, любого его должностного лица, должно стать удовлетворение законных интересов человека и гражданина.

7. Реализация принципа употребления в органах государственной власти национальных языков наряду с русским предопределяется конституционной нормой (ст. 26 п. 2) о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения. Данное положение гарантируется правом республик устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации — русским — в органах государственной власти и государственных учреждениях республик (ст. 68 Конституции России). Текущим законодательством (положениями о порядке рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан, уголовно-процессуальным, административно-процессуальным и др. законами) установлено право граждан использовать родной язык также и в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации.

Деятельность органов государственной власти субъекта России осуществляется в соответствии с принципами:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета России на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции России и федеральных законов на всей территории России;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России;

ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос № 2. Виды государственных органов в России, их система и конституционно - правовой статус | Вопрос № 5. Представительные (законодательные) органы государственной власти России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.