КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бизнес-плана
Система показателей, необходимых при разработке Основную роль в процессе бизнес-планирования занимает разработка и реализация бизнес-плана развития организации. Бизнес-план - это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков. Бизнес-план - это экономически обоснованный аналитический документ, который показывает реальность планируемого проекта, который выступает как средство рекламы для будущих инвесторов и партнеров. Он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам и партнерам по бизнесу. Информация, характеризующая разделы бизнес-плана, должна быть четкой и емкой. Объем зависит от цели проекта. Бизнес-план должен конкретно характеризовать цель проекта, все направления деятельности организации, в результате реализации которых будет обеспечено достижение цели. Бизнес план разрабатывается на 3-5 лет, но на первый год он должен быть конкретным плановым документом. Структура бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером фирмы, размером организации, целью разработки бизнес-плана, которую должны соблюдать организации. Федеральной службой по несостоятельности и финансовому оздоровлению предприятий разработана типовая структура бизнес-плана: 1)общая характеристика предприятия; 2)краткие сведения по плану финансового оздоровления; 3)анализ финансового состояния предприятия; 4) мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности, рынок конкуренции; 5) деятельность в области маркетинга, производства, финансового плана. Чем крупнее организация, чем сложнее ее финансовая деятельность, тем полнее и обоснованнее должна быть разработка разделов плана, соответственного бизнес-план небольшого предприятия по составу, структуре и объему может быть значительно проще. Состав и структура бизнес- плана зависят от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста предприятия. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество сегментов необходимо учитывать, а при большом количестве конкурентов требуется изучение наиболее крупных из них, их товаров и услуг, а следовательно, и усложнение структуры бизнес-плана. Жестко регламентированных форм бизнес-плана не существует. Как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризующие специфику продукта предприятия и удовлетворения им потребностей рынка. Дается оценка рынка и стратегия поведения фирмы на конкретных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия, маркетинговые исследования. При создании бизнес-плана необходимо учесть в нем следующие разделы. 1.Общая характеристика организации (резюме). 2.Характеристика товаров (услуг). 3.Рынок сбыта товаров (услуг). 4.Конкуренция на рынках сбыта. 5.План маркетинга. 6.План производства. 7.Организационный план. 8.Риски в деятельности. 9. Финансовый план. 10. Приложения. В разделе общая характеристика организации разрабатываются следующие вопросы: 1) основные цели организации (например, достижение объемов продаж, получение чистой прибыли, достижение доли на существующем рынке); 2) основные стратегии достижения цели; 3) необходимые мероприятия для достижения цели; 4) план работы на определенный период; 5) средства, необходимые для выполнения плана; 6) где планируется прибрести средства для выполнения плана; 7) чем предлагаемые товары лучше, чем у конкурентов; 8) прогноз объема продаж на ближайшие годы; 9) какова ожидаемая выручка от продаж; 10) планируемые затраты; 11) какова чистая прибыль; 12) уровень прибыльности инвестиций в дело; 13) характерные условия работы организации; 14) по истечении, какого срока заемные средства могут быть гарантировано возвращены; 15) данные о создании и регистрации; 16)контактные телефоны руководителей. Наиболее важный раздел бизнес - плана - характеристика товаров (услуг). Написанию данного раздела предшествует предварительная работа по выбору товаров и услуг, которые должны стать основой бизнеса. Необходимо ответить на следующие вопросы: 1)какие товары и услуги будут предлагаться фирмой; 2) насколько привлекательно изображение образца товара (рисунок или фотография); 3)какое название товара; 4) какие потребности призваны удовлетворять предлагаемые товары (услуги); 5)регулярно ли покупают эти товары (услуги); 6)на каких рынках эти товары продаются; 7)как долго эти товары будут продаваться на рынке; 8) насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям стандартизации; 9) почему потребители будут отдавать предпочтение этим товарам; 10)каковы особенности изготовления товаров; 11) каковы особенности дизайна упаковки. Приведя точное описание продукции или услуги, организация должна указать, в чем уникальность товара, и обратить внимание на потенциал. В некоторых случаях привлекательность может основываться на осязаемых преимуществах (например, на скорости и качестве выполнения каких-либо операций по сравнению с конкурирующими изделиями). При написании данного раздела необходимо уделить внимание вопросу разработки продукта или услуги, в том числе как шло развитие этого процесса до настоящего времени и что планируется в будущем. Прежде чем произвести товар, необходимо провести анализ рынка. Различают этапы исследования рынка. 1. Необходимо определить данные, с помощью которых можно установить условия производства и реализации товара на данном рыночном пространстве. Существует три причины роста потребности на определенные товары на данном рыночном пространстве: увеличивается население данного рыночного пространства, увеличивается количество потребителей, потребители хотят или способны покупать больше, т. е. увеличивается платежный спрос. Необходимо определить ожидаемый рост спроса на каждый из товаров и причины роста. Способ расчета уровня спроса: 1) необходимо определить группу покупателей для каждого вида товара; 2)подсчитать количество покупателей в каждой группе; 3) выяснить, как часто покупатели каждой из групп приобретают товары; 4) определить, сколько единиц данного товара покупатели приобретают за одну покупку; 5) подсчитать, сколько единиц товара покупается каждой группой в течение года; 6) для каждого вида товара складывается количество единиц товара, купленных каждой группой за год. В этом разделе бизнес-плана целесообразно выявить возможных конкурентов, которые на данном рынке продают такой или аналогичный товар или взаимозаменяемые товары. Следовательно, конкурентами могут быть: 1) производители, которые выпускают и продают этот товар на рыночном пространстве; 2) торговцы, которые покупают товар внутри и за пределами рыночного пространства и продают на рынке. Некоторые конкуренты вынуждены покупать товары где-нибудь в других городах и доставлять их на данное рыночное пространство. Хотя такие покупки воздействуют на уровень продаж, этих продавцов не следует рассматривать в качестве конкурентов. 2. Необходимо получить источники получения информации, ко торыми могут быть: 1)собственные исследования; 2) местные (региональные территориальные) торговые палаты (ассоциации предпринимателей) своих отраслевых и торговых ассоциаций. 3. Необходимо проанализировать следующие данные: 1) кто, почему, в каком количестве, когда будет готов купить товар в ближайшей или долгосрочной перспективе; 2) какой примерный уровень розничной цены собственной продукции в условиях конкуренции. Обычно потребители покупают такое количество продукции, какое могут оплатить. Определяя максимальное число единиц товара, которое можно продать, необходимо оценить, сколько покупателей можно «отнять» у конкурентов, а также у продавцов за пределами рыночного пространства. 4. Необходимо разработать мероприятия, реализация которых позволит удерживать данную нишу рыночного пространства. Таким образом, разрабатывая данный раздел бизнес-плана, необходимо ответить на следующие вопросы: 1)на каких рынках будет действовать организация; 2)какие типы рынков ею используются; 3) каковы основные сегменты этих рынков по каждому виду товаров (услуг); 4) проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых будет действовать организация, по коммерческой эффективности и другим рыночным критериям; 5) что влияет на спрос на товары (услуги) организации в каждом сегменте; 6) каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом сегменте рынка; 7)как предполагается реагировать на эти изменения; 8)каким образом проводится изучение потребностей рынка; 9)какие методы для этого используются; 10)кто проводит исследование; 11) какова реакция рынка на новые товары. В разделе бизнес-плана «Конкуренция на рынках сбыта» дается анализ рыночной конъюнктуры, рыночной стратегии и тактики, характеристика возможных конкурентов. Рынок - это сложный механизм покупателей и продавцов. При разработке этого раздела бизнес-плана необходимо ответить на следующие вопросы: 1)является ли область действия организации новой; 2)сколько предприятий предлагают такие же товары (услуги); 3)какая часть рынка контролируется крупными организациями; 4)какое финансовое положение у фирм-конкурентов; 5) какова конкурентоспособность каждого товара на всем рынке и на его сегменте; 6) на какой стадии жизненного цикла товара фирма будет выходить на рынок; 7) что является предметом жесткой конкуренции в данной сфере деятельности; 8)что представляет собой продукция конкурентов; 9) какой имидж фирм-конкурентов. Для оценки собственных сравнительных преимуществ по перечисленным вопросам используется метод сегментации рынков по основным конкурентам, которые позволяют систематизировать информацию по конкурентоспособности фирм и главных конкурентов. Пример. Проанализируем факторы конкурентоспособности товаров ООО «Вариант», ООО «Корсар», ООО «Каскад». Оценка дается по пятибалльной системе. Оценки проставляются в каждой графе, а затем суммируются.
При расхождении итоговых балов более чем на 20 % можно сделать вывод, что организация находится в тяжелом состоянии с точки зрения конкурентоспособности, а при расхождении более чем на 40% - о необходимости ухода с рынка или коренного изменения стратегии. Далее в анализе деятельности необходимо указать на следующие моменты: планы конкурентов в отношении повышения рентабельности производства и увеличения объема продаж, рыночную стратегию и средства ее реализации. В разделе «План маркетинга» необходимо дать, разъяснения потенциальным партнерам и инвесторам основных элементов своего плана маркетинга. Для каждого товара необходимо разработать собственные детализированные планы. Это будут планы по выпуску отдельных товаров или групп товаров, планы рыночной деятельности, планы развития конкретных производств для выпуска новых товаров. Совокупность этих планов является планом маркетинга. В данном разделе целесообразно изложить основное: 1) какая стратегия маркетинга принята на предприятии, как будет продаваться товар - через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; 2) как будут определяться цены на товары и каков ожидаемый уровень прибыльности на вложенные средства; 3)как предполагается добиваться постоянного роста продаж за счет расширения рынка сбыта или, за счет поиска новых форм привлечения покупателей; 4) как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств; 5) как предполагается добиться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности. Таким образом, данный раздел должен включать в себя следующие пункты: 1)цели и стратегии маркетинга; 2)ценообразование; 3)каналы распространения товаров; 4)методы стимулирования продаж; 5)организация после продажного обслуживания клиентов; 6) формирование общественного мнения об организации и товарах. При рассмотрении вопросов, которые связаны с целями и стратегиями маркетинга, необходимо на основе результатов стратегического планирования деятельности организации детализировать цели маркетинга по: 1)продаже конкретных товаров (услуг) в отдельности; 2)проникновению на конкретные рынки; 3) перспективам роста рынков благодаря новым покупателям, выпуску новых товаров и предложению новых услуг; 4) конкурентной борьбе на рынках. При разработке системы ценообразования необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1) какая стратегия будет использоваться (высокое качество - высокая цена, цена в зависимости от цен конкурентов, низкие производственные издержки - низкая цена); 2) какая цена будет установлена на производимые товары; 3) будет ли стоимость гарантированных послепродажных услуг включаться в цену товара; 4) насколько цены будут отражать издержки, спрос, конкурентоспособность товара; 5) эластичность спроса на товары (услуги); 6) политика стимулирования цен. При анализе схемы распространения товаров необходимо обратить внимание на такие моменты, как: 1) схема поступления каждого товара на рынок; 2) оптимальная транспортировка товаров; 3) будет ли фирма использовать собственный транспорт или воспользуется услугами экспедиторских фирм; 4) оптимальное расположение складов и магазинов; 5) емкость складов; 6) квалификация работников организации и уровень обслуживания клиента. При рассмотрении методов стимулирования продаж необходимо указать следующие аспекты: 1)фирменный стиль; 2)товарный знак; 3) методы стимулирования (кредит, скидка при покупке, премии ит.д.); 4)организация выставок-продаж, ярмарок, конференций; 5)способы стимулирования труда работников. Оценивая систему организации послепродажного обслуживания клиентов необходимо обратить внимание: 1) соответствует ли ассортимент и качество планируемых послепродажных услуг запросам потребителей; 2) какое время затрачивается на ремонт данного товара по сравнению с конкурентами; 3) оптимальный запас запасных частей на складах и в пунктах сервисного обслуживания; 4) стоимость ремонта по сравнению с конкурентами; 5) создание сервисных служб, превосходящих конкурентов по качеству ремонта и обслуживанию. Перед проведением рекламной компании необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1)цель рекламы; 2)как эти цели соотносятся с целями фирмы; 3)планируемые расходы на рекламу; 4)используемые каналы рекламы; 5) фирменный стиль рекламы продукции фирмы. При формировании общественного мнения необходимо определить потребность организации в создании подразделения по связям с общественностью и определить целесообразность встреч с общественностью и представителями средств массовой информации. На все перечисленные в данном разделе бизнес-плана вопросы желательно дать обоснованные и объективные ответы, которые должны подкрепляться экономическими расчетами. Одновременно необходимо решить вопрос о создании службы маркетинга. Раздел «План производства» разрабатывается теми предприятиями, которые намерены заниматься производственной деятельностью. Основная задача заключается в необходимости доказать потенциальным партнерам, что организация в состоянии производить необходимое количество товаров в заданные сроки и с требуемыми качественными характеристиками. Данный раздел бизнес-плана рассчитывается на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий на 4-5 лет. В этом разделе необходимо дать характеристику денежным потокам. Необходимо показать, откуда будут поступать сырье и комплектующие изделия, цены поступления, способы использования для изготовления продукции, каким образом будет происходить поставка товаров. Внешние эксперты будут рассматривать данный раздел с точки зрения рациональности предлагаемой технологической схемы, обеспечивает ли она сокращение затрат труда, времени и материалов, а также легкость изменения ассортимента продукции с учетом требований рынка. Основная цель производственного плана - предоставление информации по обеспечению производственной стороны выпуска продукции и разработки мер по продвижению и развитию производства. В этой части бизнес-плана необходимо рассмотреть: 1)подход к производству; 2)источники сырья; 3) технологические процессы при изготовлении продукции и производстве услуг; 4) требования в отношении трудовых ресурсов. В данном разделе бизнес-плана необходимо рассмотреть ряд проблемы. 1. Разработка продукта. Очень часто бизнес-план составляется до разработки полного ассортимента продукции или услуг. Поэтому организация дает краткую информацию о тех разработках, которыми организация намерена заниматься. 2 Изготовление. Важно рассмотреть непосредственно процесс производства. Обычно под этим подразумевается описание здания, оборудования, потребностей в сырье и трудовых ресурсах, технологических процессов, сборочных линий, производственных мощностей, программ контроля качества. Проблемы, связанные с процессом производства: 1) необходимо определить потребность в капитале - для компании нежелательно, если у нее иссякли финансовые ресурсы прежде, чем она обеспечила все свои нужды; 2) при составлении бизнес-плана необходимо рассмотреть влияние роста выпуска продукции на процесс производства; 3) для производственного предприятия следует определить структуру поставщиков, степень зависимости от каждого из них. 3. Внешние воздействия. В некоторых случаях необходимо рассмотреть такие факторы, как ограничения, которые налагаются органами по контролю над экологической чистотой производства, и требования к технике безопасности. Эта часть производственного плана дает возможность рассмотреть факторы, которые находятся вне сферы контроля, влияют на характер деятельности. Эффективным способом представления такой информации являются схемы последовательности осуществления производственных процессов, графики и диаграммы. При описании воздействия факторов следует в краткой форме рассмотреть: 1) характер и источники воздействия; 2) потенциальные воздействия и их отрицательные или положительные итоги; 3) способы, к которым организация может прибегнуть для преодоления негативных влияний. Организационный план характеризует уровень управления организацией, квалификацию и опыт работы всей команды. Для малого предприятия важным элементом успеха является подбор квалифицированного персонала, поэтому необходимо отметить сильные и слабые стороны каждого члена команды. В данном разделе необходимо обратить внимание на многие факторы. 1. Организационная структура предприятия: 1)организационная схема управления; 2) при наличии подразделений необходимо указать их состав и функции; 3) порядок координации деятельности, взаимосвязь между ними, и другие вопросы организации. В данном разделе бизнес-плана должна быть рассмотрена организационная схема, которая показывает связь и разделение ответственности. 2. Организация должна действовать эффективно, необходимо особое внимание уделять проблемам подборки и оценки персонала: 1) определить потребности в персонале, принимая в расчет их неизбежные изменения по мере развития бизнеса; 2) определить, какого рода сотрудники будут способны выполнить те или иные функции; 3) проанализировать взаимоотношения между сотрудниками, а также то, как будут устанавливаться для них задания. Важно подробно объяснить, как будет проводиться набор сотрудников, их подготовка и оплата труда. Должна быть дана полная характеристика личным и деловым качествам управляющего состава организации, от которого полностью будет зависеть воплощение сформулированной в бизнес-плане концепции ее развития. Таким образом, в данном разделе бизнес-плана рассматриваются следующие вопросы: 1) организационная структура предприятия и ее развитие; 2) владелец предприятия и его квалификация; 3) персонал предприятия и его квалификация; 4) методы и формы стимулирования и ответственности персонала; 5) роль и место менеджеров. Целесообразно кратко изложить вопрос о технических средствах управления и обработки экономической информации, необходимой для управления организацией. Необходимо изложить вопросы о возникновении предполагаемых рисков, указать факторы их возникновения, последствия рисков, рассмотреть пути их минимизации и предупреждения. Главной задачей на стадии составления бизнес-плана является разработка мер по минимизации последствий риска, поэтому необходимо рассмотреть мероприятия по управлению предпринимательскими рисками. Раздел бизнес-плана «Финансовый план» является заключительным и представляет собой обобщающий результат деятельности предприятия. В данном разделе рассматривается стратегия развития организации. 1. Прогноз объемов реализации дает представление о доле рынка, которую необходимо завоевать в ближайшее время. Такой прогноз составляется на три года с разбивкой по годам: 1) первый год - данные приводятся помесячно; 2) второй год - данные приводятся поквартально; 3)третий год - приводится общая сумма продаж за 12 месяцев. При составлении прогноза объема цена будущей продукции определена. Прогноз объемов реализации необходимо составлять в натуральных единицах, что дает возможность сделать расчеты финансовых показателей в нескольких вариантах. 2. План поступлений и выплат - необходимо проверить синхронность поступлений и расходования денежных средств (ликвидность организации при реализации данного проекта). Под «ликвидностью» понимается возможность организации вовремя рассчитаться по своим обязательствам. Полученная информация является основой для определения общей стоимости всего проекта. План поступлений и выплат требует детальной проработки. Статьи и суммы вложения средств, поступления от реализации продукции отражаются следующим образом: 1)первый год - помесячно; 2)второй год - поквартально; 3) третий год - в целом за 12 месяцев. 3. План доходов и расходов показывает, как будет формироваться, и изменяться прибыль: 1) первый год - помесячно; 2) второй год - поквартально; 3) третий год - в целом за 12 месяцев. Среди анализируемых показателей необходимо выделить: 1) доходы от продаж товаров; 2) издержки производства товаров; 3) суммарная прибыль от продаж; 4) общепроизводственные расходы (по видам); 5) чистая прибыль. 4. Сводный баланс активов и пассивов предприятия необходимо составлять на начало и конец первого года деятельности организации. В подразделе «Стратегия финансирования» необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1) какое количество средств необходимо для реализации проекта; 2) откуда намечается поступление средств; 3) какую долю потребленных средств планируется получить в форме кредита, а какую - привлечь в виде паевого капитала; 4)на какие цели будет производиться расход инвестиций; 5) каким образом использование инвестиций повысит прибыльность предприятия; 6)когда будет получена первая прибыль; 7) какова прибыльность инвестиций. 5. При расчете точки безубыточности составляется схема, которая показывает влияние на прибыль продажной цены, объемов производства и себестоимости продукции. Издержка предприятия делятся на постоянные и переменные. Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются в зависимости от объема производства и реализации. Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж. В большинстве случаев переменные затраты включают в себя стоимость основных материалов и оплату труда основного персонала, а все другие издержки могут рассматриваться в качестве постоянных. При низком объеме производства и продаж предприятие становится убыточным, так как постоянные затраты могут быть отнесены только к сравнительно небольшому количеству единиц продукции. При увеличении объема производства и выручки от продаж появляется возможность получения прибыли. В этом случае постоянные затраты могут быть покрыты годовым доходом от продаж большого количества единиц продукта. Существует точка объема продаж, при которой величина всех затрат на производство равна выручке от продаж. Этот размер прибыли называется «точкой безубыточности». Имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию товара в объеме, превышающем порог безубыточности. Только в этом случае проект начинает давать прибыль. 6. Стратегия финансирования. Излагается план получения средств для создания или расширения предприятия. Необходимо ответить на следующие вопросы: 1) каково количество требуемых средств для реализации данного проекта; 2) каковы источники финансовых ресурсов и форма их получения. Суть проблемы сводиться к тому, какую часть необходимых средств можно получить в виде заемных, а какая доля должна быть в форме уставного капитала. Для вновь создаваемых организаций источником финансирования скорее станет уставный капитал, а для проектов по расширению деятельности уже существующих организаций - заемные средства в любой форме. Источники: а) собственные средства; б) кредиты банков; в) привлечение средств партнеров; г) привлечение средств акционеров; д) получение оборудования по лизингу; 3) каков срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторов доходов на них; 4) каков ожидаемый размер дохода. Желательно, чтобы бизнес-план включал в себя специальные расчеты, которые дают возможность определить срок окупаемости вложений. Для детализации отдельных разделов бизнес-плана необходимо приложение, количество и состав которого зависит от поставленной цели, предмета бизнеса и других факторов. Документы для приложения к бизнес-плану: 1)технические данные о продукции; 2)анкеты руководящих работников; 3)организационная и другие схемы; 4)результаты аудиторских проверок; 5)мнения консультантов и экспертов. На титульном листе бизнес-плана необходимо указать, что приведенная в данном бизнес-плане информация носит конфиденциальный характер и представляет собой коммерческую тайну.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |