КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антропологический метод Фейербаха. Марксистская философия
Современная западная философия. 1.Антропологический метод Л. Фейербаха. Марксистская философия. 2.Неклассическая иррациональная философия второй половины 19 – первой половины 20 вв. (философия воли, философия жизни, психоаналитическая философия, экзистенциализм и др.). 3.Философия науки 19-20 вв. (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, герменевтика и др.).
Людвиг Фейербах – современник Гегеля, Шеллинга, Шопенгауэра и других немецких философов. Фейербах – материалист, атеист. 1)Антропологический метод Фейербаха: Рассматривать все вопросы философии через человека Философия религии Фейербаха Религия – вера в Бога, идея Бога – человеческая идея. Бог наделен совершенными качествами, которые являются идеальными для человека. В религии происходит отчуждение идеальных качеств человека в пользу Бога. Атеизм – прогресс человечества. 2) Марксистская философия Диалектический и исторический материализм (экономический материализм). В основе прогресса общества – развитие экономики, т.е. производительных сил общества. Теория познания (гносеология) в марксистской философии Теория познания – теория отражения в марксистской философии. Единая первооснова или субстанция для марксистской философии – материя. Сознание есть продукт высокоорганизованной материи – мозга. Сознание отражает материальный мир, объективную реальность в субъективной (человеческой) форме (религия, наука, философия и др.). Общественное сознание – отражение общественного бытия. Социальная философия марксизма – исторический материализм. В марксистской философии основой существующего общества и его развития является материальное производство. Смена способов производства и есть прогресс общества. Учение Маркса об общественно – экономических формациях. Общественно-экономическая формация – общество с присущим ему экономическим базисом м государственно-правовой надстройкой. Всего пять формаций (от первобытнообщинной до коммунистической). Коммунистическая формация - возвращение к бесклассовому обществу на новом уровне развития производительных сил общества. Критерий истинности в марксизме – практика (как и в американском прагматизме). Практика – целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных благ (труд) и преобразование социальной действительности. Материальное производство имеет две стороны: 1. производительные силы (рабочая сила, машины, оборудование, технологии, инфраструктура, наука); 2. производственные отношения. Отношения между работниками и работодателями, отношения распределения. В основе революции – противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. После революции общество переходит к другой формации. Учение о классовой борьбе – основа социальной философии марксизма Класс – большая социальная группа людей, характеризующаяся отношением к собственности и средствам производства. Классы собственников и неимущих (эксплуататоров и эксплуатируемых). Концепция отчуждения человека в социальной философии марксизма. Частная собственность – первооснова отчуждения. 1. экономическое отчуждение (то, что создал человек, ему не принадлежит); 2. социальное отчуждение людей — проявляется в индивидуализме, классовой борьбе, войнах; 3. самоотчуждение - люди утрачивают свои человеческие качества - социальные пороки общества. Согласно марксистской философии, для устранения причин отчуждения необходимо упразднить частную собственность.
2.Неклассическая иррациональная философия.
Представлена учениями субъективного идеализма (отсюда неклассическая философия). Важнейшее качество человека не разум, а другие способности (отсюда иррациональная философия): 1. воля; 2. жизнь; 3. вера; 4. интуиция; 5. бессознательное; 6. существование. Философия воли. А. Шопенгауэр – немецкий философ, автор книги «Мир как воля и представление». Оппонент Гегеля. В основе мира лежит Мировая воля, которая в человеке проявляется в форме индивидуальной воли. Воля отличается иррациональным, стихийным характером. Эти качества характеризуют и человека. Философия жизни. Ф. Ницше (1844-1900). Ницше — автор книг «Рождение трагедии из духа музыки», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» и др. Много взял из Шопенгауэра. Связал понятия «жизни» и «воли». Жизнь – воля к власти. Воля к власти – критерий добра и зла. «Переоценка ценностей» Ницше — критика европейского гуманизма. Антигуманизм. Воля к власти противоположна жалости, состраданию. Ницше выступил против христианства и христианской морали как морали рабов. В его творчестве появляются антисемитские и антиславянские мотивы. Считал, что в Европе необходимо возрождение рабовладения, которое по его мнению было основой процветания античного общества. Социальный идеал Ницше — государство Спарта в Древней Греции. Воля к власти основана на индивидуализме, антидемократизме. Ницше - учение о сверхчеловеке. «Сверхчеловек» - воплощение воли к власти. В дальнейшем положения Ницше были использованы нацизмом. Вера. С. Кьеркегор. Философия веры С. Кьеркегора, отличаясь глубоко иррациональным характером, оказала влияние на формирование экзистенциальной философии. Интуитивизм. А. Бергсон. Философ — интуитивист считал, что иррациональная интуиция ближе к познанию сущностей вещей, нежели разум. Философия бессознательного — психоаналитическая философия. З. Фрейд. Фрейдизм. Фрейд считал, что структура психики человека состоит из трех компонентов: 1. сверхсознание – социально-моральный компонент, суперэго; 2. сознание – рассудок, интеллект, эго; 3. бессознательное, оно. Основа психики человека и его деятельности – бессознательное. Теория Фрейда – пансексуализм. В основе бессознательного лежит половой инстинкт (инстинкт продолжения рода). Этот инстинкт – скрытая пружина мотивации поведения человека. Либидо – половой инстинкт. Сублимация – преобразование энергии либидо в деятельности человека, например, в творчестве. У позднего Фрейда появляется учение о двух инстинктах, как основе человека. Эрос – половой инстинкт, продолжение рода (любовь, соединение). Танатос – инстинкт разрушения (смерти). Фрейдизм – философская основа массовой культуры. Ученики Фрейда: К.-Г. Юнг. Учение о коллективном бессознательном. Содержание коллективного бессознательного — архетипы (образы, образцы, имеющие в основном древнее происхождение) – основа творчества, искусства, деятельности. Э. Фромм. Неофрейдизм. Книга «Иметь или быть». Противопоставлены два смысла жизни. Быть – самореализация. Иметь – обладать. Фромм — автор книги «Бегство от свободы». - Экзистенциализм Экзистенциализм – гуманистическая философия, носящая ярко выраженный антитоталитарный характер. В центре – индивидуальное бытие человека. Направление развития экзистенциализма – персонализм (философия личности). Личность – высшая ценность в персонализме. Экзистенциализм (фр. существование) – философия существования. Переживание человеком своего бытия в мире. Переживание охватывает все сферы – эмоции, чувства, разум. Экзистенциализм изучает человека в экстремальных, «пограничных» ситуациях. «Свобода», «ответственность», «одиночество», «любовь», «смерть» - важные понятия (экзистенциалы). Человек — абсолютно свободное, самоопределяющееся (самодетерминирующееся) существо, несущее полную ответственность за свою свободу и свой выбор. Именно в экстремальных ситуациях раскрывается сущность (глубина) человека. Пример: творчество Ф.М. Достоевского. Все его герои находятся в пограничных ситуациях – ситуациях морального выбора, аффектов, сильной страсти, ситуации между жизнью и смертью. Экзистенциализм оказал существенное влияние на современное искусство. Представители: Н.А. Бердяев, Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр. А. Камю: «Бунтующий человек». Бунт против смерти, несвободы. Оказал влияние на формирование молодежной субкультуры.
3.Философия науки 19 – 20 вв. 1)Позитивизм (вторая половина 19 в). Основатель: О. Конт. Отрицает традиционный предмет философии, её познавательную ценность. Позитивизм: философия – служанка позитивных наук (естественные науки и математика). Позитивное знание — опытное, проверяемое, естественнонаучное знание. Философия должна быть методологической основой естествознания. 2)Неопозитивизм (первая половина 20 в). Представитель: Б. Рассел. Анализ языка науки. Научные работы – статьи, диссертации, монографии. Все предложения в научных работах делятся на: утвердительные, отрицательные, нейтральные. Утвердительные и отрицательные предложения должны быть доказуемы (опытным или математическим способом). Неопозитивизм выдвинул первый критерий научности знаний — критерий верификации — критерий проверяемости знаний. Научное зн (вторая половина 20 века). Представитель — Фейерабенд. Постпозитивизм выдвание — это проверяемое, доказуемое, верифицируемое знание. 3)Постпозитивизм (вторая половина 20 века). Представитель — Фейерабенд. Постпозитивизм выдвание — это проверяемое, доказуемое, верифицируемое знание. инул второй критеринул второй критерий научности знаний - критерий фальсификации — критерий опровержения. Научное знание – это неопровергнутое, нефальсифицируемое знание. Такое знание может быть в форме научного предположения — гипотезы. Критерий фальсификации в постпозитивизме, допустив в науку гипотезы, смелую научную мысль, тем самым дал огромный толчок развитию науки во второй половине 20 века, современным научным революциям. Научная революция — смена парадигм. Парадигма – способ постановки и решения научной проблемы. Теоретик научной революции — американский философ Т. Кун.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |